МААМ-картинки

Проект «Русская матрешка». Часть 1

Зульфия Мезенцева
Проект «Русская матрешка». Часть 1

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Пояснительная записка. Значение патриотического воспитания в современных условиях Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Публикация «Проект „Русская матрешка“, Часть 1» размещена в разделах

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.

Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребёнка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера, моральных качеств личности, важнейших человеческих чувств: уважения, любви к родному краю.

К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».

Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и во время непосредственно-организованной деятельности. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Гипотеза проекта : если создать условия для познавательной и творческой деятельности детей о русской народной игрушке – матрешке, то становится возможным, что у детей повысится степень активности и самостоятельности в познании истории происхождения матрешки, ее появлении на Руси, изготовлении матрешки, желание украшать матрешку при помощи росписи, в различных техниках (акварель, гуашь, пластилинография, аппликация и др., ценить матрешку как культурный символ России.

У родителей воспитанников повысится интерес к образовательному процессу, а также заинтересованность помочь педагогам создать предметно – развивающую среду в группе для познавательной и творческой деятельности в области приобщения детей к народной культуре России (создание альбомов с иллюстрациями о народных промыслах России, подбор художественных произведений, участие в создании мини - музеев в группе: «Русская матрешка», участие в конкурсах детского рисунка: «Моя русская матрешка» и др.)

Главная цель проектной деятельности формировать элементарные представления об истории человечества, через знакомство с произведениями искусства – русская матрешка (название, функция, назначение, свойства и качества предмета, восприятие предмета, как творения человеческой мысли и результата труда.

Образовательная область познание и одна из её задач – ознакомление с окружающим социальным миром, формирование целостной картины мира, расширение кругозора. В МАДОУ дети проводят большую часть времени, и в силах педагогов помочь им узнать, познать и раскрыть таинственный мир социума, о социокультурных ценностях нашего народа, об культуре, традициях и праздниках, формировать в детях гражданскую принадлежность. Воспитывать любовь к Родине, гордости за ее достижения, патриотические чувства.

Выстраивая образовательную деятельность, я попыталась перейти от традиционного ознакомления с социальным миром к нравственному воспитанию, то есть не только формировать представления о Родине, но и формы отношения к ней.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЯ ПРОЕКТА

Вид проекта : групповой, среднесрочный, познавательно -- творческий.

Срок реализации проекта : 1 марта по 31 марта 2019 г.

Участники проекта : педагоги, воспитанники старшей группы, их родители, работники библиотеки и музей.

Гипотеза: Наша работа поможет узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность проекта : Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине. В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведёт к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

«Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние…» говорил Максимилиан Волошин.

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Знакомя детей с русской матрёшкой, уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Одной из учебных задач нашего детского сада в этом году явилось патриотическое воспитание: формировать интерес к родному краю, чувства национальной гордости, уважение к истории и культуре родного края. Один раз в месяц к нам в группу приходит работник детской центральной библиотеки, и в очередной раз библиотекарь принесла деревянную игрушку матрешку. Она задавала вопросы детям: Как вы думаете, почему куклу назвали Матрешкой? Все ли матрешки одинаковые? После её ухода у моих воспитанников возник вопрос: «Матрешка – игрушка или сувенир?»

Почему именно русская матрешка меня заинтересовала? Во-первых, кукла - матрешка, которая представляет деревянную точёную фигурку девушки Матрёны в сарафане с платочком и символизирует образ матери, девушки. А для многих иностранцев образ матрешки является символом России. Во-вторых, матрешка в развитии детей – неоценимое подспорье, несмотря на свою кажущуюся простоту. Она знакомит детей с русским народным творчеством, традиционной русской культурой. Ребята, играя с матрешкой, развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук и пальцев, что немаловажно для развития речи. В-третьих - сами дети, которые задают массу вопросов об этой игрушке

Планируемый результат проектной деятельности : у детей сформируется эстетически осмысленного отношения к народной игрушке. Развитие интереса к образу матрешки в музыкальном, художественном и изобразительном искусстве.

Оформление альбома: «История матрешки», «Виды матрешки»;

Обогатится развивающая среда мини музеем «Русская матрешка»;

Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке, народных песен;

Совместная выставка рисунков и поделок в различной технике: «Семейная

матрешка»;

Оформление презентации проекта.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Воспитание интереса к истории России, формирование у детей 5-6 лет нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа на примере русской национальной игрушки.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки;

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира, учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции);

3. Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, акварель, пластилинография;

4. Развивать познавательный интерес к истории и культуре России, народному творчеству; развивать творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки;

5. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке, как к культурному символу России;

6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

ПРОБЛЕМА: У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки : «Семеновская», «Загорская», «Полхов - Майданская», «Вятская» и др. Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.

В чём заключается результат данного проекта : ответить на поставленные вопросы детей по данной теме. Дети буду иметь знания и умения:

Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных

умельцах изготовления матрешки;

Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры);

Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую

матрешку;

Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель,

гуашь, пластилинография;

У детей повысится интерес к изучению народной культуры России;

Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских

отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания

патриотизма, духовно – нравственных ценностей;

Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить

с ними доверительные и партнёрские отношения.

Публикации по теме:

Информационно-познавательный проект «Русская матрешка» Информационно-познавательный проект «Русская матрешка» Проблема: недостаток знаний детей об истории возникновения самой русской игрушки.

Интегрированное занятие «Русская матрешка» 1. Ритуал начала. Приветствие «Рукопожатие по кругу» Педагог-психолог: Ребята поздоровайтесь по ходу часовой стрелки. Загадка «Матрешка».

Минимузей «Русская матрешка» Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на четыре этапа. Первый этап, подготовительный - планирование. На этом этапе необходимо:.

Проект «Матрешка — русская красавица и повсюду славится» (средняя группа общеразвивающей направленности) МДОБУ «Сертоловский ДСКВ №2» Всеволожский район, Ленинградской области Проект: «Матрешка - русская красавица и повсюду славится» (средняя.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Проект «Русская красавица матрешка» в средней группе Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный (декабрь 2014г. - февраль 2015г.) Участники проекта: дети средней.

Проект в первой младшей группе «Русская матрешка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №154 «Лебедушка» г. Брянска Проект «Русская матрешка» в первой.

Проект «Русская матрешка» (средняя группа) .

Проект «Русская матрешка» в первой младшей группе Проект «Русская матрешка» для детей 1 младшей группы. Вид проекта: познавательный, творческий. Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель,.

Презентация к развлечению «Русская матрешка» Велика Россия наша И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет - Наша русская Матрешка Не стареет сотню лет, В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русская матрешка». Часть 1
Опубликовано: 21 марта 2019 в 19:39
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД