Кристина Лебедева
Проект «Русские народные традиции и культура»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Курский государственный университет»
Факультет педагогики и психологии
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
Разработка проекта
Тема: «Русские народные традиции и культура»
Учебно-методический комплект: «От рождения до школы»
ГРУППА (возраст детей) : Старшая группа (5 – 6 лет)
Публикация «Проект „Русские народные традиции и культура“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Выполнила: студентка 3 курса очной формы обучения
Факультета педагогики и психологии
Профиль «Дошкольное образование»
Дроздова Кристина Андреевна
Паспорт проекта
1. Проблема С уверенностью можно сказать, что большинство детей старшего дошкольного возраста, к сожалению, поверхностно знакомы с русской народной культурой и традициями.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа был создан проект «Русские народные традиции и культура»
2. Полное наименование проекта «Русские народные традиции и культура»
3. Тип проекта -По доминирующему методу: практико-ориентированный.
-По числу участников: групповой.
-По времени проведения: краткосрочный.
-По характеру контактов: ребенок, семья и педагоги, в рамках одной возрастной
группы.
-По профилю знаний: монопроект.
-По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения
результата.
4. Цель проекта Воспитание интереса и любви к русским народным традициям детей старшего дошкольного возраста
5. Задачи проекта - Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
- Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
- Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
- Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием русского народа;
- Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
- Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
- Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине.
- Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, к активному совместному участию в праздниках, играх.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
-Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
- Создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.
6. Образовательные области ООП ДО - Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
7. Период (продолжительность) и этапы реализации Сроки и этапы реализации проекта : 25 марта 2019 - 20 апреля 2019
I этап – Подготовительный: (25.03.2019 - 27.03.2019)
II этап -Основной: (27.03.2019-04.04.2019)
III этап – Завершающий: (04.04.2019 – 05.04.2019)
8. Ожидаемые конечные результаты. Для детей:
- Имеют представления о культуре русского народа;
- Ознакомлены с социальным, культурным и природным разнообразием русского народа;
- Проявляют интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
-Ознакомлены с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.
- Овладели красотой русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
- Познакомились с народными традициями и включают их в жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Принимают активное участие родители в воспитательно - образовательном процессе.
- Принимают активное участие родители в досуговых фольклорных праздниках
- Проявляется познавательная активность, любознательность у детей.
Для педагогов:
- повысился профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОО по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры и народным традициям.
Для родителей (законных представителей) :
- повышен уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями;
- повысилась активность родителей к уважению национальной культуры родного края и других народов.
- созданы условия для обмена информации между родителями и педагогами.
9. Участники проекта Дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители (законные представители).
10. Руководитель проекта Воспитатель Емельянова Маргарита Олеговна
11. Организация и продумывание системы оценивания результатов (поэтапное и конечное) -анализ детских работ;
- беседа:
- анкетирование.
12. Ресурсы (обеспечение проектной деятельности) Методические:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2014г.
2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- О. Л. Князева, М. Д. Маханева; «Детство-Пресс», 2006г.
3. «Развитие речи детей 6-7 лет», О. С. Ушакова, Москва, 2008г.
4. «Изобразительная деятельность в детском саду», И. А. Лыкова. – Москва, Сфера, 2007г.
5. «Наследие. И быль, и сказка» - Е. Соловьева, Л. Царенко; Москва, Обруч, 2011г.
6. «С чего начинается Родина?»- под редакцией Л. А. Кондрыкиной; Москва, 2005г
7. «Ознакомление с художественной литературой». О. С. Ушакова.
8. «Развитие мелкой моторики посредством художественно-творческой деятельности»
Материально- технические:
1. Магнитофон
2. Телевизор
3. Цифровой фотоаппарат
4. Ноутбук
Организационные:
1. Информация на бумажных носителях
2. Программное обеспечение
3. Организационная культура
Презентация проекта
Содержание проекта
Данный проект поможет раскрыть ребенку старшего дошкольного возраста мир национальной культуры, расширить представления об образе жизни людей, населяющих Россию, их обычаях и традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, социальному и физическому развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других, как о личности.
Главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей в мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своего народа.
Идея разработки проекта по приобщению детей к истокам народной культуры очень значима, она становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважению к труду и таланту мастеров. Организация мероприятий предполагает участие всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых. Таким образом, помимо познавательного, речевого, художественно – эстетического, нравственного, эмоционального развития, такого рода мероприятия способствуют и социальному развитию детей.
Этапы работы над проектом
Этап Содержание
1. Подготовительный Сбор и систематизация информации по теме «Народная культура и
традиции».
• Проведение опроса среди детей «Что такое народная культура?».
• Изучение методической литературы по теме «Народная культура и
традиции России».
• Сообщение на родительском собрании: «Роль родителей в
организации праздника масленицы».
• Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок,
кроссвордов, мультфильмов.
• Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по
данной теме.
• Подбор художественной литературы по данной теме.
- Сбор и систематизация информации по теме «Народная культура и традиции».
- Проведение опроса среди детей «Что такое народная культура?».
- Изучение методической литературы по теме «Народная культура и традиции России».
- Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, мультфильмов.
- Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
- Подбор художественной литературы по данной теме.
2. Основной Социально-коммуникативное развитие:
Создание игровых ситуаций:
1. Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Олени и
пастухи», «Коршун и наседка».
2. Дидактические игры: «Кувшин доброты», «Русские матрешки»,
«Народные промыслы», «Народное творчество», «Декоративное домино»,
«Герои русских былин».
3. Сюжетно – ролевые игры: «Семья: В гости к бабушке Варваре»,
«Русская ярмарка», «Путешествие в прошлое».
4. Драматизация народной сказки «Волк и лиса».
5. Постановка театрализованного представления «Петрушкины
посиделки».
6. Конструирование: «Барышни-франтихи», «Чучело масленицы»,
«Атрибуты к масленице».
Познание:
1. Презентация: «Дымковская игрушка», «Обычаи и традиции русского
народа», «Хохлома».
2. «Просмотр мультфильма «Василиса Премудрая».
3. Загадывание загадок о народных праздниках России.
Речевое развитие:
1. Беседа: «Русский народный костюм», «Какие народные праздники вы
знаете», «Нарядная игрушка», «Бабушкин сундук», «Наши предки – славяне»,
2. Чтение К. Лукашевич «Рождественский праздник».
3. Чтение стихотворения «Стихи о Рождестве», А. Фет; «Блины» Д.
Кузнецова;
4. Разучивание потешек, закличек, пословиц.
Социально-коммуникативное развитие.
1. Конструирование из бумаги «Барышни-франтихи».
Художественно-эстетическое развитие.
1. РИСОВАНИЕ «Славянские узоры на платье», «Украшение доски»
элементами городецкой росписи», «Веселые матрёшки».
2. АППЛИКАЦИЯ «Изготовления атрибутов к празднику масленицы»,
«Русский народный костюм».
3. ЛЕПКА «Масленичное солнышко», «Дымковская игрушка».
Физическое развитие.
1. Разучивание пальчиковой гимнастики «Колобок», «Иван», «Жили-
были», «Про бабку».
2. Фонопедическое упражнение: «Солнышко».
3. Релаксация «Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и
расслабления мышц рук».
4. Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные игры и
игровые упражнения по желанию детей.
5. Физкультурные занятия.
- Экскурсия в музей «Русские народные традиции и культура»;
- просмотр презентации «Изба на Руси», сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина»;
- декоративное рисование «Славянские узоры на рубашке»;
- подвижные, русские народные игры, игра «Ручеёк»;
- прослушивание и пение русских народных песенок, закличек;
-аппликация «Украшение тарелочек»;
-чтение русских народных сказок, потешек, небылиц;
- выставка «Предметы старины»;
- Знакомство с народными игрушками, беседа;
- дидактическая игра «Что спрятано в сундуке»;
-аппликация «Весёлые матрёшки»;
- Лепка «Украшение разделочной доски»;
- Разработка и проведение консультации для родителей «Воспитание детей на традициях народной культуры»,
- Разработка и проведение консультации для родителей «Фольклор в воспитании детей»;
3. Завершающий - Семейный праздник «Ярмарка народных забав» на территории развивающего пространства.
План по реализации проекта
«Русские народные традиции и культура»
1. Подготовительный этап (25.03.2019 - 27.03.2019)
№ Мероприятия Ответственный Ожидаемый результат
1.
2.
3.
4.
5.
6. - Сбор и систематизация информации по теме проекта.
- Проведение опроса среди детей «Что такое народная культура?».
- Изучение методической литературы по теме проекта.
- Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, мультфильмов.
- Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
- Подбор художественной литературы по данной теме.
Воспитатели
(Емельянова М. О., Дроздова К. А., Асеева О. М.) -Собранная и систематизированная информация по теме проекта.
-Выявлен уровень осведомленности детей о народной культуре.
-Подобрана методическая литература по теме проекта.
- Подобранный методический материал.
- Подобранные иллюстрации, сюжетно ролевые игры, дидактические игры по данной теме.
-Подобрана художественная литература по данной теме.
2. Основной этап (27.03.2019-04.04.2019)
№ Мероприятия Ответственный Ожидаемый результат
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
- Экскурсия в музей «Русские народные традиции и культура»;
- просмотр презентации «Изба на Руси», сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина»;
- декоративное рисование «Славянские узоры на рубашке»;
- подвижные, русские народные игры, игра «Ручеёк»;
- прослушивание и пение русских народных песенок, закличек;
-аппликация «Украшение тарелочек»;
-чтение русских народных сказок, потешек, небылиц;
- выставка «Предметы старины»;
- Знакомство с народными игрушками, беседа;
- дидактическая игра «Что спрятано в сундуке»;
-аппликация «Весёлые матрёшки»;
- Лепка «Украшение разделочной доски»;
- Разработка и проведение консультации для родителей на тему: «Воспитание детей на традициях народной культуры».
- Разработка и проведение консультации для родителей на тему: «Фольклор в воспитании детей».
Воспитатель
(Асеева О. М.)
Воспитатель
(Дроздова К. А., Емельянова М. О.)
Воспитатель
(Асеева О. М.)
Воспитатель
(Дроздова К. А.)
Воспитатель
(Асеева О. М. ,
Емельянова М. О.)
Воспитатель
(Дроздова К. А.)
Воспитатель
(Асеева О. М.)
Воспитатель (Дроздова К. А.)
Воспитатель
(Дроздова К. А.)
Воспитатель
(Емельянова М. О.)
Воспитатель
(Асеева О. М.)
Воспитатель
(Дроздова К. А.)
Воспитатель
(Асеева О. М., Емельянова М. О.)
Воспитатель
(Асеева О. М., Дроздова К. А.)
Узнали о традициях русского народа
Проявляют интерес к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
Имеют представление о декоративном рисовании на одежде.
Научились играть в русскую народную игру.
Развивали речь посредством рассказов, пословиц и поговорок.
Ознакомились с народным декоративно-прикладным искусством.
Ознакомились с красотой русского языка через устное народное творчество, выраженное в сказках, потешках и небылицах.
Узнали о культуре и предметах старины русского народа.
Познакомились с народными игрушками, научились включать их в жизнь.
Развитие познавательной активности, любознательности у детей.
Сформировали представления у детей о русской матрешке.
Познакомились с историей возникновения ремесел на Руси, с многообразием народных промыслов.
Создание мотивационной образовательной среды с вовлечением родителей в образовательный процесс.
Создание мотивационной образовательной среды с вовлечением родителей в образовательный процесс.
3. Завершающий этап (04.04.2019 – 05.04.2019)
№ Мероприятие Ответственный Ожидаемый результат
1.
- Семейный праздник «Ярмарка народных забав» на территории развивающего пространства
Воспитатель
(Асеева О. М., Дроздова К. А.) Разработка и успешная реализация активной совместной детско-родительской деятельности по обогащению культуры детей.
Форма презентации проекта - семейный праздник «Ярмарка народных забав» на территории развивающего пространства сада.