Великородная Татьяна
Проект «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный (13.02 - 21.02. 2023г.)
Автор проекта : воспитатели Гарифуллина Т. Н. и Великородная Т. П.
Участники проекта : дети первой младшей группы «Воробушки», педагоги, родители.
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность темы
Праздник оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка.
Публикация «Проект „Широкая масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Масленица – один из древнейших славянских праздников, традиции которого зародились еще в языческой Руси. Считалось, что человек, весело проведший масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года!
Подготовка к празднику развивает память и внимание, расширяет кругозор, пробуждает фантазию, совершенствует речь и пластику движений.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для творческого развития каждого ребенка.
Цель проекта
Формирование общего представления дошкольников о традициях русского народа на примере праздника «Масленица».
Знакомство детей с народным праздником Масленица.
Воспитание любви к своей Родине.
Задачи проекта
Обучающие:
познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица»;
пробуждать интерес к истории и традициям русского народа;
способствовать обогащению словарного запаса у детей.
Развивающие:
развивать интерес к русским народным традициям;
способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в художественном творчестве;
развивать коммуникативные способности;
развивать память, мышление, внимание;
Воспитательные:
воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
закрепление положительных взаимоотношений между воспитанников группы, развитие их интереса друг к другу.
Продукт проектной деятельности :
оформление выставки рисунков;
методическая разработка интегрированного занятия;
развлечение, посвящённое проводам зимы и встрече весны «Широкая Масленица».
Формы работы с родителями: проведение бесед по теме проекта; участие в подготовке развлечения «Широкая Масленица».
Оборудование: иллюстрации по теме, произведения художественной литературы и музыкальные произведения согласно теме проекта, атрибуты для подвижных игр, платки.
Предполагаемые результаты:
формирование первоначального представления о празднование Масленицы;
получение представления о народных играх, обрядах;
создать условия для эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;
развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;
способствовать укреплению и развитию взаимодействие с родителями и сверстниками.
План
реализации проекта в первой младшей группе ДОУ
«Широкая Масленица»
I. Подготовительный этап проекта
• разработка содержания проекта, составление плана работы;
• подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• изготовление атрибутов для проведения хороводных и подвижных игр;
• подбор материалов для продуктивной деятельности;
• подбор материала в родительский уголок;
• сотрудничество с родителями.
II. Практический этап проекта
• Беседа «Масленица» (познавательное развитие).
• Чтение закличек о масленице (речевое развитие).
• «Блин- блинок» (художественно-эстетическое развитие (рисование).
• «Солнышко на Масленицу» (художественно-эстетическое развитие (лепка).
• Развлечение «Широкая Масленица» (социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие).
• Подвижные игры: «Блин-блинок»; «У Маланьи у старушки».
• Сюжетно-ролевые игры: «Испечём оладушки для бабушки».
• Дидактические игры: «Расставь матрёшки по росту», «Собери пирамидку».
• Пальчиковая гимнастика: «Блиночек», «Стала Маша гостей созывать».
• Игра малой подвижности: «У меня – у тебя».
III.Заключительный этап проекта
• Выставка творческих работ, тема: «Блинок на солнышко похож»
• Проведение развлечения «Широкая Масленица».
• Буклет для родителей.
Входе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с народным праздником «Масленица». Дети с удовольствием слушали песни, заклички, загадки, о Масленице. На прогулке ребята играли в народные игры - забавы; водили хороводы.
Родители нашей группы приняли активное участие в подготовке развлечения «Широкая Масленица».
Все проводимые мероприятия были направлены на стремление изучить традиции родной страны. Мы считаем, что необходимо с раннего возраста приобщать детей к русской культуре народа, его обычаям и традициям. А также знакомить детей с устным и музыкальным народным творчеством. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброжелательные взаимоотношения между младшими дошкольниками.
Приложение к проекту.
Приложение 1
Беседа с детьми «Масленица».
Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, символ возврата к людям солнца и тепла. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой. Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу. Масленица, прощай! А на тот год приезжай! Масленица, воротись! В новый год покажись! Прощай, Масленица! Прощай, красная! Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Приложение 2
Конспект занятия нетрадиционной
техники рисования (рисование штампами)
первой младшей группе «Блин-блинок».
Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на рисование; знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – рисование штампами.
Задачи
Познакомить детей с традициями русского народа: дать представление о празднике «Масленица».
Формировать у детей умение закрашивать круг.
Формировать умение располагать изображение по всей ограниченной поверхности.
Закрепить знание желтого цвета.
Познакомить детей с техникой «штампования».
Активизировать словарь словами «масленица»; «блины»;
Предварительная работа
• Рисование блинов, изготовление готовых форм для раскрашивания.
• Материал: гуашь жёлтого цвета и цвета охра, салфетки, формы для раскрашивания, штамп
• Игрушки: кукла в народном костюме, набор посуды, фартук, косынка; иллюстрации с изображением праздника.
Ход занятия
Рассматривание картинки с изображением праздника.
Воспитатель: «Дети, на картине изображен праздник, который называется Масленица. Это праздник проводов зимы. Во время этого праздника люди нарядно одевались, ходили друг к другу в гости, чтобы угоститься блинами и горячим чаем, участвовали в праздничных гуляньях.
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт! (В. Степанов).
Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по обычаю пекут блины масляные. Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин)
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины)
Испекли для дочек - назовем. (блиночек)
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок)
Огромный, как домище - назовем. (блинище)
А на что похожи блины? (на солнышко). Какого цвета блины? (желтого).
А какой они формы? (круглые).
А сейчас, ребята, я предлагаю подойти к нашим столам. (дети проходят к столам, на которых лежат заготовленные листы бумаги в форме круга). Зачем мы с вами туда пойдём? (сделать блины для Масленицы). Обратите внимание, я приготовила для вас гуашь (побудить детей к повторению слов). Какого цвета гуашь в тарелочках? (ответы детей).
Прежде чем мы начнём рисовать блинчики, поиграем немного с пальчиками.»
Пальчиковая игра «Стала Маша гостей созывать.»
Цель: развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Воспитатель: «Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком полусогнутого указательного пальца правой руки проведите по всем пальцам левой руки по очереди; начните с большого пальца,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! (указательным пальцем правой руки четыре раза покачайте мизинец левой руки)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (левую кисть поверните ладонью вверх большим пальцем правой руки нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (большой палец правой руки нажимает на мизинец левой руки четыре раза)
Стала Маша гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
А Митрошечка-до свидания
Детям предлагается лист бумаги похожие на блины. Напоминаю детям,
как правильно пользоваться гуашью.
Воспитатель: «Какие у ребят блины получаются красивые, да румяные!
На Масленицу все ходили, друг к другу в гости. Вот и к нам сегодня пришла
в гости, кукла Глаша. Ребятки, поспешите и гостью блинами поскорее
угостите. Молодцы! Я думаю, что нашей гостьи понравилось угощение.»
Рефлексия
Воспитатель: «Ребята, что мы сегодня рисовали? (блины).
А какой они формы? (круглые). У нас получились блины? (да).
Почему? (мы старались, выполнили работу аккуратно).
А кому вы можете рассказать об этом? (родителям, друзьям). Все молодцы!»
Оформление выставки работ.
Приложение 3
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе
«Солнышко на Масленицу»
Цель: учить детей лепить в технике пластилинографии.
Задачи
Закрепить знания детей о празднике Масленица;
Закрепить навыки скатывания пластилина в колобок, сплющивать между ладонями;
Учить разлаживать пластилин по картону.
Развивать моторику рук; воображения и фантазии.
Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Предварительная работа
• Иллюстрации с изображением праздника.
• Картинка-заготовка солнышко, пластилин, дощечки.
• Игрушки: медведь.
Ход занятия
Воспитатель: «Масленица – один из любимых праздников русского народа. Про него говорят: «Масленице семь дней гуляют». Масленица – это проводы русской зимы. Встречу Масленицы связывали в старину со встречей весенних дней, отмечали широким гостеприимством, весельем, разными играми. Дети веселились: катались с горки, на лошадях с бубенцами. Давайте мы с вами тоже поиграем.»
Пальчиковая игра «Блиночек»
Положи блинок в ладошку: (Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке)
Угости мурлыку- кошку, (На следующие пять строчек загибать пальцы с приговарив.
соответствующих слов). Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
Воспитатель: «Ребята, у Масленицы есть символы «Медведь». На Масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу. Ряженный плясал, подражая движениями просыпающегося медведя, а вокруг него водили хоровод, желая разбудить спящего медведя.
Самый значимый атрибут масленицы – блины. Блин ассоциировался с солнцем - такой же круглый, горячий. После долгой зимы все с нетерпением ждали тепла. Блины пекли самые разные. И толстые, и тонкие, и со всевозможными начинками, и без начинок, с большим количеством масла. Так приглашали, в буквальном смысле «умасливали» солнце. Ведь блины похожи на солнышко – такие же круглые и золотистые. Масленица – это встреча с солнышком. Давайте и мы с вами позовём солнышко. Слепим в технике пластилинографии. И украсим его, чтобы оно было нарядное.»
Объяснение и показ воспитателя.
Воспитатель: «Какой формы солнце? (круглое). Какой цвет пластилина возьмём? (жёлтый). Ребята, а чего не хватает у нашего солнышка? (лучиков). Для лучиков катаем колобок, прижимаем к картону и размазываем пластилин. Перед работой давайте позовём солнышко.
Физминутка «Веснянка.»
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Идут по кругу.)
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, (Машут руками.)
А сугробы тают, тают, (Приседают.)
А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)
Дети выполняют работу под наблюдением воспитателя.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, что мы с вами делали? (лучики для солнышка). Какой праздник мы с вами зазывали в гости? (Масленицу). Молодцы, у вас получились замечательные солнышки, я думаю, Весна к нам быстро придёт. Вы все большие молодцы.
Приложение 4
Заклички на масленицу.
Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!
Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!
Приложение 5
Игры
Подвижная игра: «У Маланьи у старушки».
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей – все без бровей.
С такими глазами, с такими ушами,
С такими носами, с такими усами,
С такой головой, с такой бородой.
Ничего не ели, на нее глядели.
Делали вот так.
Как?
Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Движение необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Хороводная игра: «Блин-блинок»
А сейчас, крепче за руки беритесь,
В круг скорее становитесь.
Испечем большой мы блин.
Раз, два, три, начинаем печь блины
Сначала кладём дрожжи -Плюх,плюх,плюх!
Вбиваем яички — Чик-чок, чик-чок, чик-чок!
Сыпем ложками сахар — Раз, два, три! Раз, два, три.
Льём подсолнечное масло –-(низким голосом) -буль,буль,буль!
Сыпем муку — - шшшшшшшш,
Солим, пробуем, мешаем - (правой рукой, мешаем левой)
Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр)
Разливайся блинок (расходятся)
Разливайся большой. Оставайся такой. Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки)
Ой, подгорел! (2 раза)
Игра малой подвижности: «У меня – у тебя».
У меня – у тебя веселые ладошки (хлопают в ладоши)
У меня – у тебя веселые ножки (топают ногами)
У меня – у тебя кругленькие глазки (показывают руками)
У меня – у тебя очень длинный носик (дразнят друг друга)
Приложение 6
Развлечение.
Широкая Масленица.
Цель: приобщать детей к русским традициям, к родной культуре.
Задачи
Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.
Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.
Знакомить с русскими народными играми; учить в них играть, соблюдая правила, используя заклички.
Предварительная работа
• Знакомство с русским народным фольклором (пословицы, потешки, скороговорки, заклички, перевалки).
• Знакомство с русскими народными играми.
• Рисование блинчиков.
• Материал: костюм для хозяйки, платок, костюм медведя, ростовая кукла «Блин», воротики, погремушки, народные костюмы для детей, музыка.
Ход развлечения
Звучит весёлая русская народная музыка.
Хозяюшка: «Ой вы гости, господа! Проходите все сюда! Сегодня все мы собрались, чтобы петь, плясать, играть и весёлый народный праздник отмечать. А что это за праздник, я вам сейчас расскажу. В этот праздник все стремятся долго дома не сидеть. Идут семьёй всей на гулянье представления смотреть. А там играют, поют, танцуют, блинами вкусными угощают. А праздник ребятушки этот Масленицей зовется. А вы ребята хотите, чтобы к нам Масленица пришла и снами поиграла?»
Дети: «Да!»
Хозяйка отворачивается одевает на голову платок. Превращается в Масленицу.
Масленица : «А вот и я Масленица - широкая, весёлая, радостная, гостеприимная. Масленицу широкую открываем. Веселье начинаем! Пляску объявляем!»
Танец «Как на тоненький ледок»
1. Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок, - 2 раза дети встают в круг
Соберемся все в кружок.
2. Все потопаем ногой, топают одной ногой,
Все потопаем другой. топают другой ногой
Будем весело играть,
Будем ручки согревать. «фонарики»
3. Если холодно стоять,
Мы похлопаем опять
По плечикам похлопаем, хлопки по плечам крестообразно
По плечикам похлопаем.
4. Чтобы стало нам теплей,
Будем прыгать веселей.
Дружно все попрыгаем, прыжки
Дружно все попрыгаем.
Масленица : «У Весны забот немало: Лес дремучий солнцем греть. И в лесу под старой елью Просыпается Медведь!»
Выходит медведь.
Медведь: «Стало жарко мне в берлоге, поразмять хочу я ноги.
Зима прошла, вставать пора. С весной вас теплой детвора.»
Масленица : «Здравствуй мишенька-медведь, Ты умеешь песни петь?»
Медведь: «Не умею, только рычать могу.» (начинает рычать)
Масленица : «Ой Мишенька не нужно, боюсь детишек распугаешь.
А плясать умеешь. Ну ка, мишка, попляши. У тебя ножки хороши.»
Медведь танцует дети хлопают.
Масленица : «Умеешь Мишка ты плясать, а можешь с нами поиграть?»
Игра-кричалка «У меня – у тебя»
У меня – у тебя веселые ладошки (хлопают в ладоши)
У меня – у тебя веселые ножки (топают ногами)
У меня – у тебя кругленькие глазки (показывают руками)
У меня – у тебя очень длинный носик (дразнят друг друга)
Масленица : «Какая же Масленица без блинов горячих, да румяных? На Масленицу угощали вкусными блинами друг друга. Ведь румяный блин считается символом солнца. Блин испечёшь — солнышко в гости позовёшь.
Так люди хотели приблизить наступление весны, солнечных тёплых дней. Как же мы без блинов, давайте тоже испечем блинчики. Ведь главный у Масленицы герой один : Круглый и вкусный? А зовут его… (Блин)»
Хороводная игра «Блин-блинок».
Масленица встает в круг одевает на себя ростовую куклу блина.
«А сейчас, крепче за руки беритесь, В круг скорее становитесь.
Испечем большой мы блин. Раз, два, три, начинаем печь блины
Сначала кладём дрожжи -Плюх,плюх,плюх!
Вбиваем яички — Чик-чок, чик-чок, чик-чок!
Сыпем ложками сахар — Раз, два, три! Раз, два, три.
Льём подсолнечное масло –-(низким голосом) -буль,буль,буль!
Сыпем муку — - шшшшшшшш,
Солим, пробуем, мешаем - (правой рукой, мешаем левой)
Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр)
Разливайся блинок (расходятся)
Разливайся большой.
Оставайся такой
Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки)
Ой, подгорел! (2 раза)»
Масленица : «Ребята, что-то зима задержалась, а чтобы зимушку прогнать, нам нужно погремушками постучать.»
Шумовой оркестр «Прогоняем Зимушку-Зиму».
Масленица : «Вот уж Зимушка проходит,
Белоснежная проходит,
Снег и холод прочь уводит
Весну красную приводит.
Идет матушка-Весна,
Отворяйте ворота!
А теперь, через весеннюю дугу – проходите, милости просим!
Зима кончается – весна начинается!»
Под музыку дети проходят через дугу.
Масленица : «Пусть нам ярко светит весеннее солнышко!
Пусть оно нас согревает, тепла не жалеет!
Пусть принесет нам радость и здоровье!
Весну красную зовем, скоро лето в гости ждем!»