Приложение МААМ

Проект «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Светлана Бозиева
Проект «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» с. п. Аргудан

Конкурсная работа в области педагогики,

воспитания и работы с детьми школьного возраста

и молодежью до 20 лет

"За нравственный подвиг учителя"

в номинации:

«За организацию духовно-нравственного воспитания

в образовательной организации».

Проект

«Сказка, как средство духовно- нравственного

воспитания дошкольников».

Участники проекта

Публикация «Проект „Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах

воспитатели группы раннего возраста:

Машукова М. И.

Бозиева С. С.

Адрес учреждения:

с. п. Аргудан, улица Ленина 271

Цель: повышение педагогической компетентности педагогов ОУ в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки. Приобщать детей к иллюстрациям по духовно – нравственному воспитанию.

Задачи:

• Организация воспитательной деятельности, направленная на развитие способности к сопереживанию, чувству ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты.

• Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

• Знакомство с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, пересказывать содержание.

• Совершенствование навыков самостоятельного выбора сказок для постановки.

• Развитие творческой самостоятельности в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов.

• Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка.

• Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

• Приобщение воспитанников к праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм.

• Формирование уважительного отношения к результатам детского творчества.

Актуальность:

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности друг к другу и близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, сострадании, справедливости. Ребенок рождается нацеленным на идеал хорошего, поэтому уже с самого раннего возраста надо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, необходимо формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Через сказку ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка- самый лучший и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сложная картина жизни видится детям в сказке уже проще, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое значение. А именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка, но каждое слово этой сказки - как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе - игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, чтобы ребенок полюбил родную природу, родной дом и семью, свою страну, и чтобы он пронес свою любовь через всю свою жизнь. А затем и передал своим детям.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Я считаю, что сказка, доступна пониманию дошкольника. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Участниками реализации программы являются дети младшей группы, родители.

Срок реализации проекта : 2 месяца.

Формы реализации проекта

1) реализация программных задач будет осуществляться путем:

-чтение детских сказок, рассматривание иллюстраций.

Читая сказки, ребенок познает мир, сказка обогащает его знания о действительности, главное –сказки вводят его в особый, необычайный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

-дидактические игры.

Играя в дидактические игры, дети расширяют свой словарный запас, а также учатся составлять связный рассказ по предметам, развивая свою связную речь.

- комплексно – тематические занятия (рисование, лепка, аппликация).

Творчество благотворно влияет на ребенка, его развитие, умения, характер. Оно учит малыша легче познать мир, увидеть его своими глазами. Ребенок, который занимается творчеством, умеет выходить за границы общепринятого, и благодаря этому преодолевает возникшие проблемы легче, ведь у него есть много вариантов их решения. Помимо этого, работая вместе, дети и родители сближаются, лучше понимают друг друга.

- театрализованные сюжетно-ролевые игры в различные виды театра.

Участвуя в инсценировках и театрализованных играх, дети учатся быть участниками разных событий из жизни, что дает им возможность познать мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку интерес к родной культуре, литературе, театру.

2) Основными формами реализации программных задач для родителей:

-изготовление папок- передвижек,

- проведение анкетирования,

-тематические беседы «О пользе чтения сказок перед сном».

Данные формы общения педагогов, родителей и детей позволяют решать задачи: ознакомление родителей о пользе совместного чтения сказок, скорректировать методы и приемы домашнего воспитания, наладить связь с родителями и совместными усилиями прививать ребенку духовно-нравственные ценности.

При проведении работы со сказкой используются следующие педагогические технологии, реализуемые через различные формы работы:

-игровая, реализуется через введение дидактических, подвижных, музыкальных, хороводных, строительно-конструктивных игр, дидактических игр с элементами движения и др.);

-здоровьесберегающая, реализуется через введение утренней гимнастики, физкультминуток, игр и упражнений с речевым сопровождением, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, подвижных игр и др.);

- обучение в сотрудничестве, реализуется в подгрупповой работе с детьми (конструирование, лепка, рисование, элементы аппликации, коммуникативные игры, совместная трудовая деятельность и др.)

- опытно- исследовательская включает в себя рассматривание с обсуждением, элементарное поручения и др. ;

- личностно – ориентированная, раскрывается через элементарные поручения, ситуативный разговор, рассказывание…

- полисенсорная раскрывается в процессе организации дидактических, подвижных игр, игры с правилами,

строительно – конструктивные игры, рисование, лепка, элементарные поручения и др.)

- театрализованные игры (подвижные игры, элементы театрализации, инсценировки, музыкальные игры с введением элементов драматизации

Ожидаемые результаты реализации проекта :

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, отношений со взрослыми и сверстниками, создание веселой детской картины мира;

- готовность проявлять сострадание и радость;

- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

Формы работы с родителями и детьми:

Родители:

- сотрудничество через консультации;

- беседы;

- совместное изготовление и приобретение атрибутов к играм

Дети:

- работа с детьми по формированию духовно-нравственных качеств посредством русских народных сказок;

-дидактические игры.

Результат проекта :

В результате совместной деятельности детей, воспитателя и родителей, дети приобщились к народным сказкам, научились инсценировать и иллюстрировать сказки. Усвоили духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность).

Краткое описание проекта.

№ Мероприятия Задачи Сроки Участники

1 Знакомство с народными сказками (в соответствии с возрастом) - закреплять знания детей о русских народных сказках;

-формировать умение узнавать и называть их по отдельным предметам и иллюстрациям;

- развивать память, внимание,

- воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному искусству.

февраль Воспитатель, дети.

2 Речевое развитие

Чтение сказки «Колобок» Познакомить детей со сказкой, развивать умение дослушивать сказку до конца. февраль Воспитатель, дети

3 Рисование (художественно-эстетическое развитие).

«Колобок». -знакомить детей с художественными материалами, приемами работы с ними.

-Воспитывать внимание, аккуратность. февраль Воспитатель, дети.

4 Инсценировка сказки «Колобок» -вызвать интерес к театру;

- развивать интерес к игровым действиям

героев;

- побуждение к театрализованной игре

февраль Воспитатель, дети

5

Речевое развитие

Чтение сказки «Курочка Ряба» Познакомить детей со сказкой, развивать умение дослушивать сказку до конца. март Воспитатель, дети

6 Рисование (художественно-эстетическое развитие).

«Курочка Ряба». -продолжать знакомить с нетрадиционными методами рисования, закреплять знания цвета у детей: голубой, коричневый, желтый.

–способность детей мыслить и выражать свои мысли в речи и в рисунке.

- воспитывать желание помогать, выручать из беды, доброжелательно относиться друг к другу в процессе коллективной работы.

март Воспитатель, дети.

7 Речевое развитие

Чтение сказки «Репка» Приучение детей к слушанью сказок;

сопровождение чтения показом

персонажей, иллюстраций; слушание

сказок без наглядного сопровождения.

Предоставление детям возможности

договаривать слова и фразы; побуждать

ребят отвечать на вопросы по содержанию

март Воспитатель, дети.

8 Аппликация (художественно-эстетическое развитие). «Репка»

Коллективная работа. -продолжать формировать умение работать в технике аппликация, приклеивать на готовый силуэт и в пределах заданного контура,

-развивать чувство формы и цвета, умение видеть целое раньше частей.

-воспитывать интерес к созданию выразительных образов по мотивам знакомых сказок.

март Воспитатель, дети.

9 Развитие речи (речевое развитие). «Любимые сказки».

-Формировать речь детей, развивать умение отвечать на вопросы.

-Учить узнавать персонажей из сказок.

-Активизировать речевые высказывания.

-Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.

март Воспитатель, дети.

10 Ознакомление родителей с папкой-передвижкой. «Сказка в жизни ребенка», «Читайте ребенку правильные сказки», -приобщение родителей к всестороннему воспитанию детей, к проведению свободного времени в совместной с детьми деятельности (чтение сказок, просмотр мультфильмов,

-познакомить родителей с разновидностью сюжетно-ролевых игр в определенном возрасте, их значении в жизни ребенка. На протяжении всего проекта Родители, дети.

11 Тематическая беседа «Ее величество сказка». -способствовать объединению выработке единой стратегии воспитания детей;

-научить самих родителей общаться со сказкой;

-помочь выяснить родителям, в чем заключается величие сказки;

-научить взрослых играть со сказкой;

-предложить и показать возможность использования сказкотерапии, как метод работы с детьми, при решении различных проблем и коррекции их поведения.

март Родители.

12 Проведение анкетирования «Сказка в жизни вашего ребенка». -выявить уровень (высокий, средний, низкий) знания родителей о предпочтениях детей в прочтении сказок,

-проанализировать взаимоотношения в семье. март Родители.

Этапы введения сказки в работу с детьми раннего возраста

Решаемые задачи - формирование целостной картины мира; - развитие художественного восприятия и эстетического вкуса; - приобщение к словесному искусству.

Знакомство со сказкой и ее героями происходит постепенно - через усложнение от простого к сложному. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком ставятся следующие, более сложные. Усложняя задачу, ребенок ставится в условия необходимости использования предмета – заместителя. С усложнением задач их решение также на последующих этапах усложняется:

а) один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов;

б) использование заместителей сопровождается словом, пояснением;

в) используется несколько заместителей;

В работе с детьми раннего возраста введение предметов – заместителей возможно одновременно с введением персонажей кукольного театра.

Например: чтение художественной литературы мы используем книги, персонажи сказок, методы и приемы: чтение с рассматриванием иллюстраций и без наглядного сопровождения.

Предполагаемые игры и ситуации с использованием сказок «Продолжи

предложение (доскажи слово, фразу)», «Кто как разговаривает» (звукоподражание «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».

Оснащение уголков в группах раннего возраста. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

• содержательно-насыщенной, развивающей;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной;

• здоровьесберегающей;

• эстетически-привлекательной

Таким образом, дети, находясь в условиях дошкольного образовательного учреждения, должны накопить необходимый опыт деятельности и общения. Ребенок раннего возраста обогащает свой чувственный опыт в первую очередь через предметные действия, ситуативно-деловое общение со взрослым, таким образом совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Выводы: проект должен стать мощным импульсом к развитию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Ведь с помощью сказки, ребенок учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью) научиться общаться с другими детьми, выражать свои мысли и чувства. В ребенке зарождаются такие ценные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава»Уголок духовно-нравственного воспитания в старшей группе «Россия — ты великая держава» Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре является важной и приоритетной частью нравственного воспитания, включая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Опубликовано: 11 марта 2024 в 08:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бозиева (УИ 822331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД