Марина Шодик
Проект «Сказки России — детям мира». Сказкотека
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии,
творчества»
В. А. Сухомлинский
Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Глубокому системному погружению детей в русскую культурную среду, активизации речевой, продуктивной, творческой деятельности способствует международный проект «Сказкотека».
Публикация «Проект „Сказки России — детям мира“, Сказкотека» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
«Сказкотека» названа так, потому что здесь собраны, как в сокровищнице, лучшие народные и авторские сказки, помогающие нам по – новому увидеть и понять окружающий мир, глубоко проникнуть в тайны русского слова и обрести свои корни в мировой культуре. А чтобы знакомство со сказкой стало увлекательным и полезным, в книгах предлагаются игровые, экспериментальные и творческие задания, которые могут стать основой проектной деятельности.
Сказкотека была создана международным коллективом педагогов практиков из 21 стран в технологии «перспективного чтения». Самое серьезное внимание авторы уделили языковому аспекту, в частности словообразованию. Большое количество лексических упражнений удачно дополняется заданиями, направленными на развитие речи, нравственную оценку, эстетическое, поэтическое восприятие окружающего мира и русского языка. Собранный материал воспитывает уважение к своим предкам, способствует сохранению этнокультурной преемственности.
Цель проекта :
воспитание гармонично-свободной, развитой и мотивированной к самообразованию личности 21 века, воспитание чувства языка, вкуса и любви к родному языку.
Задачи проекта :
-активизировать речемыслительную деятельность путем длительного погружения ребенка в культурно-языковую среду,
-представить разнообразие форм познания и образования 21 века,
-развивать образовательную преемственность между семьей, детским садом, школой.
Формы работы:
-Образовательная (творческая, исследовательская, игровая, проектная) деятельность с приоритетом выбора ребенка,
-Развивающие беседы с родителями, индивидуальные консультации, инфо-стенды: папки-передвижки, памятки-шпаргалки.
Путешествие в мир сказок, или задания и игры для всей семьи, сопровождается через игру к слову, к глубинам общения. Нельзя не сказать и о том, что сам стиль подачи материала, диалог с ребенком, работающим с пособием (рабочей тетрадью, располагают к дружескому общению: «Мы неплохо потрудились, можно побегать. Согласен? Где ты любишь больше всего?»
Методы работы:
-проектный,
-экспериментальный, исследовательский,
-игровая терапия, сказкотерапия,
-игровой - ТРИЗ: «Мозговой штурм», «Синектика», «Системный оператор», метод морфологического анализа, метод фокальных объектов.
Каждая книга открывает пять дверей в волшебный мир сказок : через текст самой сказки («Приглашение в сказку», «По дорожкам сказки», через внимательную работу с русским словом («Работа над лексикой», мелкую и крупную моторику(«Развивающие игры», самостоятельное творчество(«Мастерская», «Я рисую», а затем возвращает детей в реальность («Окружающий мир»). Все задания «Сказкотеки» носят игровой характер.
Особенностью работы над проектом «Сказкотека» является выбор педагогом индивидуального маршрута по «Сказкотеке», включаемость используемого материала в любую программу, возможность работать с любым составом детей (включая детей ОВЗ, разнообразные формы и виды деятельности, большое разнообразие игр при знакомстве и работе над сказкой.
Также активно используются в работе над проектом инновационные технологии, в первую очередь это технология перспективного (иммерсионного) чтения в 35 книгах по 42 русским народным сказками литературным (авторским) сказкам для дошкольников для дома, детского сада и для отдыха. Облегчит работу над проектом использование «умного пола» и «говорящих стен», ментальных и интеллектуальных карт-плакатов. Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям: подвижные, малоподвижные игры с мячом, соблюдая нормы безопасности для детей.
В своей работе с детьми использую книги «Сказкотека», выбираю интересные задания и игры и пришла к выводу, что «Сказкотека» настолько оптимальный по наполняемости ресурс, что просто нужно «открыть» для себя данный проект с желанием и внести что – то новое в свою работу. Мы познаем мир со всех сторон, мы открыли сказку, как дверь в мир. Удалось зацепить вопросы, которые, как казалось ранее, со сказкой не очень связаны (безопасность, выращивание растений, забота и уход за животными, здоровьесбережение, ответственность). Я думаю, что данный проект необходимо внедрять в ДОО на постоянной основе, интегрируя в общеобразовательную программу.
В каждой книге «Сказкотека» стараюсь найти и самостоятельно изготовить мнемотаблицы, интеллект – карты, ЛЭПБУКИ, мини - ЛЭПБУКИ круги ЛУЛЛИЯ по сказкам, кейсы по сказкам, игры – «рассуждалки», развивающие игры: «Превращалки», «Оживший ковер», квест – игры, «ромашка БЛУМА».
Предлагаемый материал по книгам «Сказкотеки» собираю в папку «В мире сказок», где представлены разнообразные развивающие игры для детей:
«Угадай, из какой сказки пришли герои», «Перепутанные сказки», «Сказка наизнанку», «Салат из сказок», «Сказка в заданном ключе», «Перевирание сказки». Также, представленные в книгах различный материал: сказочная карта России, мнемотаблицы, ментальные карты для пересказа сказок, активно использую в своей работе и детям это очень нравится.
Так при изучении буквы «Р» к нам в гости пришла Русалочка по имени Ариэль и принесла рабочую тетрадь на букву «Р». Дети с интересом выполняли задания, предложенные Русалочкой, используя алгоритм работы с элементом ТРИЗ «Волшебная дорожка» по сказке Г. Х. Андерсена «Русалочка».
Изучая букву «П», дети прошли по чудесным и таинственным тропинкам Лукоморья и узнали, где Лукоморье находится на карте мира. Кроме того дети узнали, откуда родом знаменитая сказка А. С. Пушкина «Золотая рыбка». На последней странице книги мы встретились с будущими сказками, которые мы сочинили сами. Также мы собрали пазлы и дали картинкам название, придумывали истории о них.
За внимание, находчивость, интерес к творчеству и произведениям А. С. Пушкина каждый ребенок получил Диплом знатока сказок великого поэта.
Сегодня возможности получения информации практически безграничны. Телевидение, радио, Интернет доступны даже малышу, создано большое количество развивающих и образовательных программ, но при всех своих достоинствах они являются, как правило, узкоспециализированными, ориентированными на представление преимущественно фактов и готовых решений.
Преимуществом проекта «Сказкотека» является то, что сказка воздействует на ребенка не меньше, чем реальность, и ей ребенок верит безоговорочно, ведь приключения и превращения, чудеса, яркие образы и сравнения очень близки его внутреннему миру. Развитие потенциала одаренности дошкольников это практические задания, предложенные в «Карте путешествий» : Родитель + ребенок: лучшие идеи для совместного досуга.
А что дальше? Чем все закончится? Что будет с героями? Кто победит? Почему так? Сама постановка этих вопросов заставляет маленького человека думать, переживать, самостоятельно искать ответы на вопросы. А это очень важно в нашем бурном современном мире.
Результатом работы над «Сказкотекой» является глубокое погружение детей в русскую культурную среду, активизация речемыслительной, продуктивной, творческой деятельности. Дети научатся оценивать поступки сказочных героев и соизмерять правильность своих поступков. «Сказкотека» помогает развивать любознательность, глубокий интерес к сказкам. Слова прекрасного поэта А. С. Пушкина хорошо это подтверждают:
«Что за прелесть эти сказки!
Каждая из них – поэма!
Читайте просто –
Народные сказки…»