Проект «Социальная практика «Диалог наравных» в рамках конкурса социальных практик в сфере помощи семье и детям

елена силкина
Проект «Социальная практика «Диалог наравных» в рамках конкурса социальных практик в сфере помощи семье и детям

Паспорт социальной практики «Диалог на равных»

в рамках конкурса социальных практик в сфере помощи семье и детям

«Вектор семейного благополучия»

Номинация «Подросток и закон»

Автор (разработчики социальной практики, ФИО, должность)

Балаева Елизавета Васильевна

Служаева Елена Михайловна

Участники социальной практики (категории участников социальной практики согласно номинации)

Несовершеннолетние, родители (законные представители, являющиеся клиентами КГБУСО «Октябрьский реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Срок реализации

январь – декабрь 2020 года

Проблема

Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних заслуживает особого внимания, так как заброшенность, безнадзорность детей и подростков кроет опасность для России, будущее страны зависит от подрастающего поколения - его физиологического самочувствия, высоконравственного обучения и воспитания.

В настоящее время в Российской Федерации ни одно ведомство не владеет данными о численности безнадзорных. Официальная статистика о численности беспризорных отсутствует. Экспертные оценки масштабов беспризорности значительно отличаются.

Беспризорные и безнадзорные дети ведут антиобщественный образ жизни. Не достигшие совершеннолетия из асоциальных семей, дети, не имеющие средств к существованию, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные, связанные с риском для здоровья, психологического и публичного развития.

Следует заметить, к причинам происхождения детской безнадзорности, роста детской преступности современные эксперты в области социологии и психологии относят не только денежные и публичные проблемы, но и проблемы психологического характера.

В Приморском крае проблема предотвращения безнадзорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних остается в числе приоритетных задач деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Принимаются меры координационного и надзорного характера, направленные на противодействие криминализации в подростковой среде и повышение эффективности работы органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По состоянию на 2020 год количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, уменьшилось на 14,2%, почти на 16% сократилось число подростков, привлеченных к уголовной ответственности, в том числе на 16,7% – ранее совершавших преступления.

В структуре подростковой преступности за 2020 год зарегистрировано снижение практически по всем видам преступлений.

Снизилось количество преступлений, связанных с причинением вреда здоровью средней тяжести (на 15,3%, краж – на 16,8%, в сфере незаконного оборота наркотических средств – на 26,2%.

Количество несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 16 до 17 лет снизилось – на 20,8%, студентов – на 25%.

Сохраняется положительная динамика к снижению числа подростков, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, в истекшем году их число снизилось на 32,9%. Существенно сократилось число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического или токсического опьянения (на 65,2%, с 23 до 8).

Противодействие преступности несовершеннолетних и профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является одним из приоритетных направлений в работе КГБУСО «Октябрьский реабилитационный центр.

Детскую безнадзорность, преступность политологи, социологи и правоведы относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы.

Ребенок с рождения нуждается в постоянном педагогическом сопровождении взрослых на пути нравственного, умственного, физического и профессионального развития.

Отсутствие сопровождения или ненадлежащее сопровождение со стороны взрослых в форме воспитательного воздействия неизбежно трансформируется в детскую безнадзорность, являющихся основой для формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних.

Воспитание гражданина в государстве не может происходить эффективно без привлечения всех общественных и государственных институтов, включая семью, воспитательно-образовательные и социальные учреждения.

Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних должна являться тревожным сигналом для общества и государства о необходимости срочных мер по предупреждению криминализации детей и не только юридическими средствами, но, прежде всего улучшением качества жизни, нравственного, правового и трудового воспитания, образования подрастающего поколения, организации их досуга и др.

Принципиальным подходом к проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является социально-педагогическая насыщенность данной деятельности, в которой организация благоприятной социальной среды, правовые нормы и нормы морали играют решающую роль в воспитании детей, формировании у них социально ценных качеств, востребованных в обществе и государстве.

Актуальность

Приоритетным направлением деятельности реабилитационного центра является деятельность по предупреждению преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних. Анализ подростковой преступности в Приморском крае определяют необходимость постоянно совершенствовать систему социальных, правовых и педагогических мер профилактики

правонарушений среди несовершеннолетних и принимать дополнительные меры по противостоянию детской преступности.

На современном этапе развития общества важно повышение социальной активности семей, воспитывающих несовершеннолетних, в том числе находящихся в конфликте с законом и собственной активности детей, повышение внутреннего психолого-педагогического потенциала семьи.

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством функционирования детского – родительского клуба, организацию педагогического просвещения родителей (законных представителей) направлена укрепление детско – родительских отношений, развития форм позитивного времяпрепровождения детей и родителей, повышение педагогического и воспитательного потенциала родителей.

Отличительными особенностями данной программы является ее направленность на ребенка, семью; совместное творчество, досуг, образование посредством игротренингов, досуговых форм занятости.

Программа способствует профилактике детско-родительских конфликтов, пропаганде семейного

досуга, формированию у подростков понятия

ценности доброжелательных семейных

отношений, повышению социальной активности семьи в целом и собственной активности детей. подростков.

Привлечение родителей и близких членов семьи к выполнению программ реабилитации их детей позволит специалистам более эффективно проводить профилактическую работу с подростками, находящимися в конфликте с

законом.

Новизна

Применен комплексный подход в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, который заключается в многоуровневости социально – педагогических и психологических мер. Работа строится как с родителями, так и несовершеннолетними.Профилактика представлена 3 направлениями:

- организация досуга несовершеннолетних в каникулярное время;

- организация совместного досуга несовершеннолетних с родителями (законными представителями);

- организация деятельности детско – родительского просветительского клуба.

Механизм реализации

Программа включает 3 направления:

- организация досуга несовершеннолетних в каникулярное время «Каникулы время возможностей»;

- организация совместного досуга несовершеннолетних с родителями (законными представителями);

- организация деятельности детско – родительского просветительского клуба «Все о законе».

Первое направление включает организацию досуга несовершеннолетних посредством активизации кружковой работы как на базе реабилитационного центра, так и в учреждениях дополнительного образования, учреждениях сферы физической культуры, спорта и молодежной политики; организации массовых мероприятий творческого характера, спортивно – массовых мероприятий; активизации конкурсного движения на базе реабилитационного центра.

Второе направление включает создание условий для социально – реабилитационного досуга через организацию экскурсий, походов, совместных творческих мероприятий.

Третье направление включает организацию педагогического просвещения родителей (законных представителей) и детей посредством тренинговой работы, обучающих курсов, консультирования по проблематике правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности.

Социальные партнеры

Учреждения образования, социальной сферы, сферы физической культуры, спорта и молодежной политики.

Этапы реализации программы

Предпроектный этап: анкетирование родителей и несовершеннолетних по проблематике безнадзорности и правонарушений в детской среде; изучение семей, детей, определение круга проблем.

Проектировочный этап:

- определение темы и актуальности программы;

- получение согласия родителей детей на участие в мероприятиях программы;

- определение цели, задач, направлений программы;

- информационная поддержка программы;

- разработка плана реализации программы, программных мероприятий.

Основной этап –реализация программы:

Проведение проектных мероприятий:

- серия родительских собраний, направленных на педагогическое просвещение родителей;

- серия совместных тренингов родителей и детей;

- индивидуальное консультирование родителей;

- организация конкурсного движения, проведение конкурсов, соревнований, викторин, деловых игр;

- организация совместного реабилитационного досуга детей и родителей (походы, экскурсии, творческие вечера, праздники).

Информационный этап:

трансляция опыта реализации программы.

Аналитический этап:

- анализ реализации мероприятий программы, выявление положительных и отрицательных сторон

- принятие решения об эффективности программы

Мероприятия

- серия родительских собраний, направленных на педагогическое просвещение родителей;

- серия совместных тренингов родителей и детей;

- серия походов, экскурсий;

- конкурсы, соревнования;

- консультирование родителей, несовершеннолетних

Ожидаемые результаты

- повышение удовлетворенности родителей (законных представителей) деятельностью реабилитационного центра;

- нормализация детско – родительских отношений;

- повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей);

- повышение социальной культуры несовершеннолетних;

- активизация интереса родителей и детей на совместный позитивный, общественно полезный досуг;

- повышение эффективности взаимодействия семьи и реабилитационного центра по вопросам социальной реабилитации несовершеннолетних;

- увеличение доли участия родителей (законных представителей) и несовершеннолетних в мероприятиях центра.

Финансирование

В соответствии с государственным заданием на 2020 год

Оценочный инструментарий

- анкетирование родителей, детей, изучение удовлетворенности родителей и детей программными мероприятиями;

- посещаемость родителями и детьми мероприятий, реализуемых в рамках программы

Степень практической реализации проекта

Программа реализована в период с января по декабрь 2020 года

Эффективность использования

За время реализации программы организованы и проведены:

- обучающая программа для родителей (законных представителей, которая включала 12 занятий по гармонизации детско – родительских отношений, формированию основ позитивного совместного с детьми досуга, информированию о кружках и секциях для детей, правовому просвещению родителей;

- обучающая программа для несовершеннолетних, которая включала 12 занятий по правовому просвещению детей, формированию основ позитивного времяпрепровождения;

- тренинговая программа для детей и родителей, которая включала 8 занятий, направленных на укрепление детско – родительских отношений, обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций;

- организовано 9 экскурсий (музей Приморского края, 2 туристских похода выходного дня.

За время реализации программы в мероприятиях приняло участие 112 родителей (законных представителей); 168 несовершеннолетних. Удовлетворенность качеством программных мероприятий составила 98%.

Краткая аннотация

Приоритетным направлением деятельности реабилитационного центра является деятельность по предупреждению преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних. Анализ подростковой преступности в Приморском крае определяют необходимость постоянно совершенствовать систему социальных, правовых и педагогических мер профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и принимать дополнительные меры по противостоянию детской преступности.

На современном этапе развития общества важно повышение социальной активности семей, воспитывающих несовершеннолетних, в том числе находящихся в конфликте с законом и собственной активности детей, повышение внутреннего психолого-педагогического потенциала семьи.

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством функционирования детского – родительского клуба, организацию педагогического просвещения родителей (законных представителей) направлена укрепление детско – родительских отношений, развития форм позитивного времяпрепровождения детей и родителей, повышение педагогического и воспитательного потенциала родителей.

Отличительными особенностями программы «Диалог на равных» является ее направленность на ребенка, семью; совместное творчество, досуг, образование посредством игротренингов, досуговых форм занятости.

Программа способствует профилактике детско-родительских конфликтов, пропаганде семейного досуга, формированию у подростков понятия ценности доброжелательных семейных отношений, повышению социальной активности семьи в целом и собственной активности детей. подростков.

Привлечение родителей и близких членов семьи к выполнению программ реабилитации их детей позволит специалистам более эффективно проводить профилактическую работу с подростками, находящимися в конфликте с законом.

Описание практики:

В рамках программы применен комплексный подход в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, который заключается в многоуровневости социально – педагогических и психологических мер. Работа строится как с родителями, так и несовершеннолетними.Профилактика представлена 3 направлениями:

- организация досуга несовершеннолетних в каникулярное время;

- организация совместного досуга несовершеннолетних с родителями (законными представителями);

- организация деятельности детско – родительского просветительского клуба.

Кадровый ресурс: специалисты по социальной работе, психологи КГБУСО «Октябрьский реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Механизм реализации:

Программа включает 3 направления:

- организация досуга несовершеннолетних в каникулярное время «Каникулы время возможностей»;

- организация совместного досуга несовершеннолетних с родителями (законными представителями);

- организация деятельности детско – родительского просветительского клуба «Все о законе».

Эффективность реализации социальной практики:

За время реализации программы организованы и проведены:

- обучающая программа для родителей (законных представителей, которая включала 12 занятий по гармонизации детско – родительских отношений, формированию основ позитивного совместного с детьми досуга, информированию о кружках и секциях для детей, правовому просвещению родителей;

- обучающая программа для несовершеннолетних, которая включала 12 занятий по правовому просвещению детей, формированию основ позитивного времяпрепровождения;

- тренинговая программа для детей и родителей, которая включала 8 занятий, направленных на укрепление детско – родительских отношений, обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций;

- организовано 9 экскурсий (музей Приморского края, 2 туристских похода выходного дня.

За время реализации программы в мероприятиях приняло участие 112 родителей (законных представителей); 168 несовершеннолетних. Удовлетворенность качеством программных мероприятий составила 98%.

Заключение

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Диалог на равных» успешно реализован на базе реабилитационного центра. В долгосрочной перспективе возможна организация родительского клуба «Вместе», функционирующего на постоянной основе и предполагающего активное взаимодействие специалистов центра с родителями (законными представителями) по социальной реабилитации несовершеннолетних.

По нашему мнению возможен выход программы «Диалог на равных» на муниципальный уровень, который предполагает его реализацию на уровне муниципалитета, включение в качестве участников родителей (законных представителей) и несовершеннолетних муниципального образования, состоящих на учете в органах и учреждениях субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних. Реализация программы на муниципальном уровне откроет огромные возможности для специалистов учреждений и органов субъектов профилактики по совершенствованию методов работы с родителями, детьми по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; позволит обеспечить информационное сопровождение проекта, афиширование его на муниципальных площадках; привлечет дополнительное финансирование для реализации программных мероприятий. Родители при реализации проекта на муниципальном уровне получат возможность расширить социальные контакты, взаимодействовать с различными специалистами по вопросам воспитания детей, что, несомненно, будет способствовать снижению безнадзорности и преступности в детской среде.

Список источников

Алексеева, Л. С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л. С. Алексеева // Семья в России. - 2011. - № 3. - С. 45-50

Абдуллаев, Э. А.Борьба с преступностью несовершеннолетних: ее значение, задачи и некоторые аспекты проведения этой борьбы в современных целях Азейбарджана / Э. А. Абдулаев // История государства и права. - 2010. - № 1. - С. 14-17.

Алтунина, И. Р. Мотивы и мотивации социального поведения детей / И. Р. Алтунина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. - 300 с.

Алексеева, И. А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский. - М.: Генезис, 2008. - 256 с.

Бабушкин, А. В. Как подростку защитить свои права? / А. В. Бабушкин. - М.: Сфера, 2009. - 120 с.

Башкатов, И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И. П. Башкатов. - М.: Академия, 2008. - 158 с.

Багреева, Е. Образование, преступность и государственная безопасность / Е. Багреева // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 48-51.

Волков, В. Н. Социально-психологическая характеристика формирования преступного поведения у несовершеннолетних в группах / В. Н. Волков // Закон и право. - 2009. - № 11. - С. 20-23.

Воспитание трудного ребенка.Дети с девиантным поведением: учеб. -метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 239 с.

Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних.Опыт работы регионов Российской Федерации: метод. пособие. / Авт. -сост. М. Н. Мирсэгэтова, З. И. Суховерхова, О. Ю. Васильченко. - М.: Академия, 2009. - 235 с.

Публикации по теме:

Уголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детейУголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детей Доброго дня всем друзьям и гостям моей странички. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с родителями по формированию навыков здорового образа.

Конспект занятия по закреплению знаний о семье «Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?»Конспект занятия по закреплению знаний о семье «Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?» ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о семье. ЗАДАЧИ: * вызвать интерес к деятельности *разучивание нового стихотворение *разучивание пальчиковой игры.

Фотоотчет о театрализованной игре-импровизации с воспитанниками Центра социальной помощи семье и детям «Репка на новый лад»Фотоотчет о театрализованной игре-импровизации с воспитанниками Центра социальной помощи семье и детям «Репка на новый лад» Дорогие друзья, доброе время суток! Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт.

Фотоотчёт о конструировании в старшей группе при помощи палочек Кюизенера в рамках недели «Быть здоровыми хотим»Фотоотчёт о конструировании в старшей группе при помощи палочек Кюизенера в рамках недели «Быть здоровыми хотим» Уважаемые коллеги и гости моего блога! Сегодня поделюсь опытом использования в своей работе по развитию интеллектуальных способностей детей.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • 23 февраля
  • Птицы
Автор публикации:
Проект «Социальная практика «Диалог наравных» в рамках конкурса социальных практик в сфере помощи семье и детям
Опубликовано: 28 июля 2021 в 03:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День выборов в Государственную Думу

Мы воспитываем будущих граждан великой страны. Мы верим, что она находится на правильном пути – к свободному правовому государству, гражданскому обществу. А аз верим в это, хотим этого – нужно ходить на...

19 сентября. Международный день работников лесного хозяйства

Очередной тематический день посвящен работникам, которые трудятся над сохранением и преумножением лесов — зеленого богатства планеты. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий,...


Горячие темочки