Лучший педагог года

Проект «Социальная практика «Диалог наравных» в рамках конкурса социальных практик в сфере помощи семье и детям

елена силкина
Проект «Социальная практика «Диалог наравных» в рамках конкурса социальных практик в сфере помощи семье и детям

Паспорт социальной практики «Диалог на равных»

в рамках конкурса социальных практик в сфере помощи семье и детям

«Вектор семейного благополучия»

Номинация «Подросток и закон»

Автор (разработчики социальной практики, ФИО, должность)

Балаева Елизавета Васильевна

Служаева Елена Михайловна

Участники социальной практики (категории участников социальной практики согласно номинации)

Публикация «Проект „Социальная практика „Диалог наравных“ в рамках конкурса социальных практик в сфере помощи семье и детям» размещена в разделах

Несовершеннолетние, родители (законные представители, являющиеся клиентами КГБУСО «Октябрьский реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Срок реализации

январь – декабрь 2020 года

Проблема

Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних заслуживает особого внимания, так как заброшенность, безнадзорность детей и подростков кроет опасность для России, будущее страны зависит от подрастающего поколения - его физиологического самочувствия, высоконравственного обучения и воспитания.

В настоящее время в Российской Федерации ни одно ведомство не владеет данными о численности безнадзорных. Официальная статистика о численности беспризорных отсутствует. Экспертные оценки масштабов беспризорности значительно отличаются.

Беспризорные и безнадзорные дети ведут антиобщественный образ жизни. Не достигшие совершеннолетия из асоциальных семей, дети, не имеющие средств к существованию, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные, связанные с риском для здоровья, психологического и публичного развития.

Следует заметить, к причинам происхождения детской безнадзорности, роста детской преступности современные эксперты в области социологии и психологии относят не только денежные и публичные проблемы, но и проблемы психологического характера.

В Приморском крае проблема предотвращения безнадзорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних остается в числе приоритетных задач деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Принимаются меры координационного и надзорного характера, направленные на противодействие криминализации в подростковой среде и повышение эффективности работы органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По состоянию на 2020 год количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, уменьшилось на 14,2%, почти на 16% сократилось число подростков, привлеченных к уголовной ответственности, в том числе на 16,7% – ранее совершавших преступления.

В структуре подростковой преступности за 2020 год зарегистрировано снижение практически по всем видам преступлений.

Снизилось количество преступлений, связанных с причинением вреда здоровью средней тяжести (на 15,3%, краж – на 16,8%, в сфере незаконного оборота наркотических средств – на 26,2%.

Количество несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 16 до 17 лет снизилось – на 20,8%, студентов – на 25%.

Сохраняется положительная динамика к снижению числа подростков, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, в истекшем году их число снизилось на 32,9%. Существенно сократилось число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического или токсического опьянения (на 65,2%, с 23 до 8).

Противодействие преступности несовершеннолетних и профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является одним из приоритетных направлений в работе КГБУСО «Октябрьский реабилитационный центр.

Детскую безнадзорность, преступность политологи, социологи и правоведы относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы.

Ребенок с рождения нуждается в постоянном педагогическом сопровождении взрослых на пути нравственного, умственного, физического и профессионального развития.

Отсутствие сопровождения или ненадлежащее сопровождение со стороны взрослых в форме воспитательного воздействия неизбежно трансформируется в детскую безнадзорность, являющихся основой для формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних.

Воспитание гражданина в государстве не может происходить эффективно без привлечения всех общественных и государственных институтов, включая семью, воспитательно-образовательные и социальные учреждения.

Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних должна являться тревожным сигналом для общества и государства о необходимости срочных мер по предупреждению криминализации детей и не только юридическими средствами, но, прежде всего улучшением качества жизни, нравственного, правового и трудового воспитания, образования подрастающего поколения, организации их досуга и др.

Принципиальным подходом к проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является социально-педагогическая насыщенность данной деятельности, в которой организация благоприятной социальной среды, правовые нормы и нормы морали играют решающую роль в воспитании детей, формировании у них социально ценных качеств, востребованных в обществе и государстве.

Актуальность

Приоритетным направлением деятельности реабилитационного центра является деятельность по предупреждению преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних. Анализ подростковой преступности в Приморском крае определяют необходимость постоянно совершенствовать систему социальных, правовых и педагогических мер профилактики

правонарушений среди несовершеннолетних и принимать дополнительные меры по противостоянию детской преступности.

На современном этапе развития общества важно повышение социальной активности семей, воспитывающих несовершеннолетних, в том числе находящихся в конфликте с законом и собственной активности детей, повышение внутреннего психолого-педагогического потенциала семьи.

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством функционирования детского – родительского клуба, организацию педагогического просвещения родителей (законных представителей) направлена укрепление детско – родительских отношений, развития форм позитивного времяпрепровождения детей и родителей, повышение педагогического и воспитательного потенциала родителей.

Отличительными особенностями данной программы является ее направленность на ребенка, семью; совместное творчество, досуг, образование посредством игротренингов, досуговых форм занятости.

Программа способствует профилактике детско-родительских конфликтов, пропаганде семейного

досуга, формированию у подростков понятия

ценности доброжелательных семейных

отношений, повышению социальной активности семьи в целом и собственной активности детей. подростков.

Привлечение родителей и близких членов семьи к выполнению программ реабилитации их детей позволит специалистам более эффективно проводить профилактическую работу с подростками, находящимися в конфликте с

законом.

Новизна

Применен комплексный подход в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, который заключается в многоуровневости социально – педагогических и психологических мер. Работа строится как с родителями, так и несовершеннолетними. Профилактика представлена 3 направлениями:

- организация досуга несовершеннолетних в каникулярное время;

- организация совместного досуга несовершеннолетних с родителями (законными представителями);

- организация деятельности детско – родительского просветительского клуба.

Механизм реализации

Программа включает 3 направления:

- организация досуга несовершеннолетних в каникулярное время «Каникулы время возможностей»;

- организация совместного досуга несовершеннолетних с родителями (законными представителями);

- организация деятельности детско – родительского просветительского клуба «Все о законе».

Первое направление включает организацию досуга несовершеннолетних посредством активизации кружковой работы как на базе реабилитационного центра, так и в учреждениях дополнительного образования, учреждениях сферы физической культуры, спорта и молодежной политики; организации массовых мероприятий творческого характера, спортивно – массовых мероприятий; активизации конкурсного движения на базе реабилитационного центра.

Второе направление включает создание условий для социально – реабилитационного досуга через организацию экскурсий, походов, совместных творческих мероприятий.

Третье направление включает организацию педагогического просвещения родителей (законных представителей) и детей посредством тренинговой работы, обучающих курсов, консультирования по проблематике правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности.

Социальные партнеры

Учреждения образования, социальной сферы, сферы физической культуры, спорта и молодежной политики.

Этапы реализации программы

Предпроектный этап : анкетирование родителей и несовершеннолетних по проблематике безнадзорности и правонарушений в детской среде; изучение семей, детей, определение круга проблем.

Проектировочный этап :

- определение темы и актуальности программы;

- получение согласия родителей детей на участие в мероприятиях программы;

- определение цели, задач, направлений программы;

- информационная поддержка программы;

- разработка плана реализации программы, программных мероприятий.

Основной этап – реализация программы:

Проведение проектных мероприятий :

- серия родительских собраний, направленных на педагогическое просвещение родителей;

- серия совместных тренингов родителей и детей;

- индивидуальное консультирование родителей;

- организация конкурсного движения, проведение конкурсов, соревнований, викторин, деловых игр;

- организация совместного реабилитационного досуга детей и родителей (походы, экскурсии, творческие вечера, праздники).

Информационный этап:

трансляция опыта реализации программы.

Аналитический этап:

- анализ реализации мероприятий программы, выявление положительных и отрицательных сторон

- принятие решения об эффективности программы

Мероприятия

- серия родительских собраний, направленных на педагогическое просвещение родителей;

- серия совместных тренингов родителей и детей;

- серия походов, экскурсий;

- конкурсы, соревнования;

- консультирование родителей, несовершеннолетних

Ожидаемые результаты

- повышение удовлетворенности родителей (законных представителей) деятельностью реабилитационного центра;

- нормализация детско – родительских отношений;

- повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей);

- повышение социальной культуры несовершеннолетних;

- активизация интереса родителей и детей на совместный позитивный, общественно полезный досуг;

- повышение эффективности взаимодействия семьи и реабилитационного центра по вопросам социальной реабилитации несовершеннолетних;

- увеличение доли участия родителей (законных представителей) и несовершеннолетних в мероприятиях центра.

Финансирование

В соответствии с государственным заданием на 2020 год

Оценочный инструментарий

- анкетирование родителей, детей, изучение удовлетворенности родителей и детей программными мероприятиями;

- посещаемость родителями и детьми мероприятий, реализуемых в рамках программы

Степень практической реализации проекта

Программа реализована в период с января по декабрь 2020 года

Эффективность использования

За время реализации программы организованы и проведены:

- обучающая программа для родителей (законных представителей, которая включала 12 занятий по гармонизации детско – родительских отношений, формированию основ позитивного совместного с детьми досуга, информированию о кружках и секциях для детей, правовому просвещению родителей;

- обучающая программа для несовершеннолетних, которая включала 12 занятий по правовому просвещению детей, формированию основ позитивного времяпрепровождения;

- тренинговая программа для детей и родителей, которая включала 8 занятий, направленных на укрепление детско – родительских отношений, обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций;

- организовано 9 экскурсий (музей Приморского края, 2 туристских похода выходного дня.

За время реализации программы в мероприятиях приняло участие 112 родителей (законных представителей); 168 несовершеннолетних. Удовлетворенность качеством программных мероприятий составила 98%.

Краткая аннотация

Приоритетным направлением деятельности реабилитационного центра является деятельность по предупреждению преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних. Анализ подростковой преступности в Приморском крае определяют необходимость постоянно совершенствовать систему социальных, правовых и педагогических мер профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и принимать дополнительные меры по противостоянию детской преступности.

На современном этапе развития общества важно повышение социальной активности семей, воспитывающих несовершеннолетних, в том числе находящихся в конфликте с законом и собственной активности детей, повышение внутреннего психолого-педагогического потенциала семьи.

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством функционирования детского – родительского клуба, организацию педагогического просвещения родителей (законных представителей) направлена укрепление детско – родительских отношений, развития форм позитивного времяпрепровождения детей и родителей, повышение педагогического и воспитательного потенциала родителей.

Отличительными особенностями программы «Диалог на равных» является ее направленность на ребенка, семью; совместное творчество, досуг, образование посредством игротренингов, досуговых форм занятости.

Программа способствует профилактике детско-родительских конфликтов, пропаганде семейного досуга, формированию у подростков понятия ценности доброжелательных семейных отношений, повышению социальной активности семьи в целом и собственной активности детей. подростков.

Привлечение родителей и близких членов семьи к выполнению программ реабилитации их детей позволит специалистам более эффективно проводить профилактическую работу с подростками, находящимися в конфликте с законом.

Описание практики :

В рамках программы применен комплексный подход в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, который заключается в многоуровневости социально – педагогических и психологических мер. Работа строится как с родителями, так и несовершеннолетними. Профилактика представлена 3 направлениями:

- организация досуга несовершеннолетних в каникулярное время;

- организация совместного досуга несовершеннолетних с родителями (законными представителями);

- организация деятельности детско – родительского просветительского клуба.

Кадровый ресурс: специалисты по социальной работе, психологи КГБУСО «Октябрьский реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Механизм реализации:

Программа включает 3 направления:

- организация досуга несовершеннолетних в каникулярное время «Каникулы время возможностей»;

- организация совместного досуга несовершеннолетних с родителями (законными представителями);

- организация деятельности детско – родительского просветительского клуба «Все о законе».

Эффективность реализации социальной практики :

За время реализации программы организованы и проведены:

- обучающая программа для родителей (законных представителей, которая включала 12 занятий по гармонизации детско – родительских отношений, формированию основ позитивного совместного с детьми досуга, информированию о кружках и секциях для детей, правовому просвещению родителей;

- обучающая программа для несовершеннолетних, которая включала 12 занятий по правовому просвещению детей, формированию основ позитивного времяпрепровождения;

- тренинговая программа для детей и родителей, которая включала 8 занятий, направленных на укрепление детско – родительских отношений, обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций;

- организовано 9 экскурсий (музей Приморского края, 2 туристских похода выходного дня.

За время реализации программы в мероприятиях приняло участие 112 родителей (законных представителей); 168 несовершеннолетних. Удовлетворенность качеством программных мероприятий составила 98%.

Заключение

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Диалог на равных» успешно реализован на базе реабилитационного центра. В долгосрочной перспективе возможна организация родительского клуба «Вместе», функционирующего на постоянной основе и предполагающего активное взаимодействие специалистов центра с родителями (законными представителями) по социальной реабилитации несовершеннолетних.

По нашему мнению возможен выход программы «Диалог на равных» на муниципальный уровень, который предполагает его реализацию на уровне муниципалитета, включение в качестве участников родителей (законных представителей) и несовершеннолетних муниципального образования, состоящих на учете в органах и учреждениях субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних. Реализация программы на муниципальном уровне откроет огромные возможности для специалистов учреждений и органов субъектов профилактики по совершенствованию методов работы с родителями, детьми по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; позволит обеспечить информационное сопровождение проекта, афиширование его на муниципальных площадках; привлечет дополнительное финансирование для реализации программных мероприятий. Родители при реализации проекта на муниципальном уровне получат возможность расширить социальные контакты, взаимодействовать с различными специалистами по вопросам воспитания детей, что, несомненно, будет способствовать снижению безнадзорности и преступности в детской среде.

Список источников

Алексеева, Л. С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л. С. Алексеева // Семья в России. - 2011. - № 3. - С. 45-50

Абдуллаев, Э. А. Борьба с преступностью несовершеннолетних: ее значение, задачи и некоторые аспекты проведения этой борьбы в современных целях Азейбарджана / Э. А. Абдулаев // История государства и права. - 2010. - № 1. - С. 14-17.

Алтунина, И. Р. Мотивы и мотивации социального поведения детей / И. Р. Алтунина. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2010. - 300 с.

Алексеева, И. А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский. - М. : Генезис, 2008. - 256 с.

Бабушкин, А. В. Как подростку защитить свои права? / А. В. Бабушкин. - М. : Сфера, 2009. - 120 с.

Башкатов, И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И. П. Башкатов. - М. : Академия, 2008. - 158 с.

Багреева, Е. Образование, преступность и государственная безопасность / Е. Багреева // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 48-51.

Волков, В. Н. Социально-психологическая характеристика формирования преступного поведения у несовершеннолетних в группах / В. Н. Волков // Закон и право. - 2009. - № 11. - С. 20-23.

Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб. -метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 239 с.

Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: метод. пособие. / Авт. -сост. М. Н. Мирсэгэтова, З. И. Суховерхова, О. Ю. Васильченко. - М. : Академия, 2009. - 235 с.

Публикации по теме:

Уголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детейУголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детей Доброго дня всем друзьям и гостям моей странички. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с родителями по формированию навыков здорового образа.

Конспект занятия по закреплению знаний о семье «Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?»Конспект занятия по закреплению знаний о семье «Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?» ЦЕЛЬ: Закрепление знаний о семье. ЗАДАЧИ: * вызвать интерес к деятельности *разучивание нового стихотворение *разучивание пальчиковой игры.

Фотоотчет о театрализованной игре-импровизации с воспитанниками Центра социальной помощи семье и детям «Репка на новый лад»Фотоотчет о театрализованной игре-импровизации с воспитанниками Центра социальной помощи семье и детям «Репка на новый лад» Дорогие друзья, доброе время суток! Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт.

Фотоотчёт о конструировании в старшей группе при помощи палочек Кюизенера в рамках недели «Быть здоровыми хотим»Фотоотчёт о конструировании в старшей группе при помощи палочек Кюизенера в рамках недели «Быть здоровыми хотим» Уважаемые коллеги и гости моего блога! Сегодня поделюсь опытом использования в своей работе по развитию интеллектуальных способностей детей.

Календарно-тематический план воспитателя центра помощи семье и детям КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН воспитателя ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" на 2015-2016 г. г. С е н т.

Консультация для родителей «Лето. Оказание первой медицинской помощи детям»Консультация для родителей «Лето. Оказание первой медицинской помощи детям» Лето - самое любимое время года для детей, период для получения положительных эмоций! Дети много времени проводят на улице. Взрослые должны.

Проект «Мои занятия спортом» в рамках конкурса «Я — исследователь» Тема проекта: «Мои занятия спортом» Тип проекта: исследовательский Цель проекта: сформировать у воспитанника знания о разных видах спорта.

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ со Центр социальной помощи семье и детям Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района».

Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей.Уголок «Скоро лето» как форма консультативной помощи семье в организации летнего отдыха детей. Скоро лето. Самая прекрасная пора для детей и родителей. Время отпусков, беззаботного отдыха, незабываемых поездок на природу, на дачу.

Видео-круиз «Любовью дорожить умейте» для воспитанников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Цель: Формирование у воспитанников гармонии чувств и красоты человеческих отношений. Задачи: 1. Помочь детям понять, что любовь — основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Социальная практика «Диалог наравных» в рамках конкурса социальных практик в сфере помощи семье и детям
Опубликовано: 28 июля 2021 в 03:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД