елена силкина
Проект «Социальная практика «Диалог наравных» в рамках конкурса социальных практик в сфере помощи семье и детям
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт социальной практики «Диалог на равных»
в рамках конкурса социальных практик в сфере помощи семье и детям
«Вектор семейного благополучия»
Номинация «Подросток и закон»
Автор (разработчики социальной практики, ФИО, должность)
Балаева Елизавета Васильевна
Служаева Елена Михайловна
Участники социальной практики (категории участников социальной практики согласно номинации)
Публикация «Проект „Социальная практика „Диалог наравных“ в рамках конкурса социальных практик в сфере помощи семье и детям» размещена в разделах
Несовершеннолетние, родители (законные представители, являющиеся клиентами КГБУСО «Октябрьский реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Срок реализации
январь – декабрь 2020 года
Проблема
Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних заслуживает особого внимания, так как заброшенность, безнадзорность детей и подростков кроет опасность для России, будущее страны зависит от подрастающего поколения - его физиологического самочувствия, высоконравственного обучения и воспитания.
В настоящее время в Российской Федерации ни одно ведомство не владеет данными о численности безнадзорных. Официальная статистика о численности беспризорных отсутствует. Экспертные оценки масштабов беспризорности значительно отличаются.
Беспризорные и безнадзорные дети ведут антиобщественный образ жизни. Не достигшие совершеннолетия из асоциальных семей, дети, не имеющие средств к существованию, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные, связанные с риском для здоровья, психологического и публичного развития.
Следует заметить, к причинам происхождения детской безнадзорности, роста детской преступности современные эксперты в области социологии и психологии относят не только денежные и публичные проблемы, но и проблемы психологического характера.
В Приморском крае проблема предотвращения безнадзорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних остается в числе приоритетных задач деятельности государственных и муниципальных органов власти.
Принимаются меры координационного и надзорного характера, направленные на противодействие криминализации в подростковой среде и повышение эффективности работы органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
По состоянию на 2020 год количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, уменьшилось на 14,2%, почти на 16% сократилось число подростков, привлеченных к уголовной ответственности, в том числе на 16,7% – ранее совершавших преступления.
В структуре подростковой преступности за 2020 год зарегистрировано снижение практически по всем видам преступлений.
Снизилось количество преступлений, связанных с причинением вреда здоровью средней тяжести (на 15,3%, краж – на 16,8%, в сфере незаконного оборота наркотических средств – на 26,2%.
Количество несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 16 до 17 лет снизилось – на 20,8%, студентов – на 25%.
Сохраняется положительная динамика к снижению числа подростков, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, в истекшем году их число снизилось на 32,9%. Существенно сократилось число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии наркотического или токсического опьянения (на 65,2%, с 23 до 8).
Противодействие преступности несовершеннолетних и профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является одним из приоритетных направлений в работе КГБУСО «Октябрьский реабилитационный центр.
Детскую безнадзорность, преступность политологи, социологи и правоведы относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы.
Ребенок с рождения нуждается в постоянном педагогическом сопровождении взрослых на пути нравственного, умственного, физического и профессионального развития.
Отсутствие сопровождения или ненадлежащее сопровождение со стороны взрослых в форме воспитательного воздействия неизбежно трансформируется в детскую безнадзорность, являющихся основой для формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних.
Воспитание гражданина в государстве не может происходить эффективно без привлечения всех общественных и государственных институтов, включая семью, воспитательно-образовательные и социальные учреждения.
Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних должна являться тревожным сигналом для общества и государства о необходимости срочных мер по предупреждению криминализации детей и не только юридическими средствами, но, прежде всего улучшением качества жизни, нравственного, правового и трудового воспитания, образования подрастающего поколения, организации их досуга и др.
Принципиальным подходом к проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является социально-педагогическая насыщенность данной деятельности, в которой организация благоприятной социальной среды, правовые нормы и нормы морали играют решающую роль в воспитании детей, формировании у них социально ценных качеств, востребованных в обществе и государстве.
Актуальность
Приоритетным направлением деятельности реабилитационного центра является деятельность по предупреждению преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних. Анализ подростковой преступности в Приморском крае определяют необходимость постоянно совершенствовать систему социальных, правовых и педагогических мер профилактики
правонарушений среди несовершеннолетних и принимать дополнительные меры по противостоянию детской преступности.
На современном этапе развития общества важно повышение социальной активности семей, воспитывающих несовершеннолетних, в том числе находящихся в конфликте с законом и собственной активности детей, повышение внутреннего психолого-педагогического потенциала семьи.
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством функционирования детского – родительского клуба, организацию педагогического просвещения родителей (законных представителей) направлена укрепление детско – родительских отношений, развития форм позитивного времяпрепровождения детей и родителей, повышение педагогического и воспитательного потенциала родителей.
Отличительными особенностями данной программы является ее направленность на ребенка, семью; совместное творчество, досуг, образование посредством игротренингов, досуговых форм занятости.
Программа способствует профилактике детско-родительских конфликтов, пропаганде семейного
досуга, формированию у подростков понятия
ценности доброжелательных семейных
отношений, повышению социальной активности семьи в целом и собственной активности детей. подростков.
Привлечение родителей и близких членов семьи к выполнению программ реабилитации их детей позволит специалистам более эффективно проводить профилактическую работу с подростками, находящимися в конфликте с
законом.
Новизна
Применен комплексный подход в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, который заключается в многоуровневости социально – педагогических и психологических мер. Работа строится как с родителями, так и несовершеннолетними. Профилактика представлена 3 направлениями:
- организация досуга несовершеннолетних в каникулярное время;
- организация совместного досуга несовершеннолетних с родителями (законными представителями);
- организация деятельности детско – родительского просветительского клуба.
Механизм реализации
Программа включает 3 направления:
- организация досуга несовершеннолетних в каникулярное время «Каникулы время возможностей»;
- организация совместного досуга несовершеннолетних с родителями (законными представителями);
- организация деятельности детско – родительского просветительского клуба «Все о законе».
Первое направление включает организацию досуга несовершеннолетних посредством активизации кружковой работы как на базе реабилитационного центра, так и в учреждениях дополнительного образования, учреждениях сферы физической культуры, спорта и молодежной политики; организации массовых мероприятий творческого характера, спортивно – массовых мероприятий; активизации конкурсного движения на базе реабилитационного центра.
Второе направление включает создание условий для социально – реабилитационного досуга через организацию экскурсий, походов, совместных творческих мероприятий.
Третье направление включает организацию педагогического просвещения родителей (законных представителей) и детей посредством тренинговой работы, обучающих курсов, консультирования по проблематике правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности.
Социальные партнеры
Учреждения образования, социальной сферы, сферы физической культуры, спорта и молодежной политики.
Этапы реализации программы
Предпроектный этап : анкетирование родителей и несовершеннолетних по проблематике безнадзорности и правонарушений в детской среде; изучение семей, детей, определение круга проблем.
Проектировочный этап :
- определение темы и актуальности программы;
- получение согласия родителей детей на участие в мероприятиях программы;
- определение цели, задач, направлений программы;
- информационная поддержка программы;
- разработка плана реализации программы, программных мероприятий.
Основной этап – реализация программы:
Проведение проектных мероприятий :
- серия родительских собраний, направленных на педагогическое просвещение родителей;
- серия совместных тренингов родителей и детей;
- индивидуальное консультирование родителей;
- организация конкурсного движения, проведение конкурсов, соревнований, викторин, деловых игр;
- организация совместного реабилитационного досуга детей и родителей (походы, экскурсии, творческие вечера, праздники).
Информационный этап:
трансляция опыта реализации программы.
Аналитический этап:
- анализ реализации мероприятий программы, выявление положительных и отрицательных сторон
- принятие решения об эффективности программы
Мероприятия
- серия родительских собраний, направленных на педагогическое просвещение родителей;
- серия совместных тренингов родителей и детей;
- серия походов, экскурсий;
- конкурсы, соревнования;
- консультирование родителей, несовершеннолетних
Ожидаемые результаты
- повышение удовлетворенности родителей (законных представителей) деятельностью реабилитационного центра;
- нормализация детско – родительских отношений;
- повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей);
- повышение социальной культуры несовершеннолетних;
- активизация интереса родителей и детей на совместный позитивный, общественно полезный досуг;
- повышение эффективности взаимодействия семьи и реабилитационного центра по вопросам социальной реабилитации несовершеннолетних;
- увеличение доли участия родителей (законных представителей) и несовершеннолетних в мероприятиях центра.
Финансирование
В соответствии с государственным заданием на 2020 год
Оценочный инструментарий
- анкетирование родителей, детей, изучение удовлетворенности родителей и детей программными мероприятиями;
- посещаемость родителями и детьми мероприятий, реализуемых в рамках программы
Степень практической реализации проекта
Программа реализована в период с января по декабрь 2020 года
Эффективность использования
За время реализации программы организованы и проведены:
- обучающая программа для родителей (законных представителей, которая включала 12 занятий по гармонизации детско – родительских отношений, формированию основ позитивного совместного с детьми досуга, информированию о кружках и секциях для детей, правовому просвещению родителей;
- обучающая программа для несовершеннолетних, которая включала 12 занятий по правовому просвещению детей, формированию основ позитивного времяпрепровождения;
- тренинговая программа для детей и родителей, которая включала 8 занятий, направленных на укрепление детско – родительских отношений, обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций;
- организовано 9 экскурсий (музей Приморского края, 2 туристских похода выходного дня.
За время реализации программы в мероприятиях приняло участие 112 родителей (законных представителей); 168 несовершеннолетних. Удовлетворенность качеством программных мероприятий составила 98%.
Краткая аннотация
Приоритетным направлением деятельности реабилитационного центра является деятельность по предупреждению преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних. Анализ подростковой преступности в Приморском крае определяют необходимость постоянно совершенствовать систему социальных, правовых и педагогических мер профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и принимать дополнительные меры по противостоянию детской преступности.
На современном этапе развития общества важно повышение социальной активности семей, воспитывающих несовершеннолетних, в том числе находящихся в конфликте с законом и собственной активности детей, повышение внутреннего психолого-педагогического потенциала семьи.
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством функционирования детского – родительского клуба, организацию педагогического просвещения родителей (законных представителей) направлена укрепление детско – родительских отношений, развития форм позитивного времяпрепровождения детей и родителей, повышение педагогического и воспитательного потенциала родителей.
Отличительными особенностями программы «Диалог на равных» является ее направленность на ребенка, семью; совместное творчество, досуг, образование посредством игротренингов, досуговых форм занятости.
Программа способствует профилактике детско-родительских конфликтов, пропаганде семейного досуга, формированию у подростков понятия ценности доброжелательных семейных отношений, повышению социальной активности семьи в целом и собственной активности детей. подростков.
Привлечение родителей и близких членов семьи к выполнению программ реабилитации их детей позволит специалистам более эффективно проводить профилактическую работу с подростками, находящимися в конфликте с законом.
Описание практики :
В рамках программы применен комплексный подход в профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, который заключается в многоуровневости социально – педагогических и психологических мер. Работа строится как с родителями, так и несовершеннолетними. Профилактика представлена 3 направлениями:
- организация досуга несовершеннолетних в каникулярное время;
- организация совместного досуга несовершеннолетних с родителями (законными представителями);
- организация деятельности детско – родительского просветительского клуба.
Кадровый ресурс: специалисты по социальной работе, психологи КГБУСО «Октябрьский реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Механизм реализации:
Программа включает 3 направления:
- организация досуга несовершеннолетних в каникулярное время «Каникулы время возможностей»;
- организация совместного досуга несовершеннолетних с родителями (законными представителями);
- организация деятельности детско – родительского просветительского клуба «Все о законе».
Эффективность реализации социальной практики :
За время реализации программы организованы и проведены:
- обучающая программа для родителей (законных представителей, которая включала 12 занятий по гармонизации детско – родительских отношений, формированию основ позитивного совместного с детьми досуга, информированию о кружках и секциях для детей, правовому просвещению родителей;
- обучающая программа для несовершеннолетних, которая включала 12 занятий по правовому просвещению детей, формированию основ позитивного времяпрепровождения;
- тренинговая программа для детей и родителей, которая включала 8 занятий, направленных на укрепление детско – родительских отношений, обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций;
- организовано 9 экскурсий (музей Приморского края, 2 туристских похода выходного дня.
За время реализации программы в мероприятиях приняло участие 112 родителей (законных представителей); 168 несовершеннолетних. Удовлетворенность качеством программных мероприятий составила 98%.
Заключение
Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Диалог на равных» успешно реализован на базе реабилитационного центра. В долгосрочной перспективе возможна организация родительского клуба «Вместе», функционирующего на постоянной основе и предполагающего активное взаимодействие специалистов центра с родителями (законными представителями) по социальной реабилитации несовершеннолетних.
По нашему мнению возможен выход программы «Диалог на равных» на муниципальный уровень, который предполагает его реализацию на уровне муниципалитета, включение в качестве участников родителей (законных представителей) и несовершеннолетних муниципального образования, состоящих на учете в органах и учреждениях субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних. Реализация программы на муниципальном уровне откроет огромные возможности для специалистов учреждений и органов субъектов профилактики по совершенствованию методов работы с родителями, детьми по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; позволит обеспечить информационное сопровождение проекта, афиширование его на муниципальных площадках; привлечет дополнительное финансирование для реализации программных мероприятий. Родители при реализации проекта на муниципальном уровне получат возможность расширить социальные контакты, взаимодействовать с различными специалистами по вопросам воспитания детей, что, несомненно, будет способствовать снижению безнадзорности и преступности в детской среде.
Список источников
Алексеева, Л. С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы / Л. С. Алексеева // Семья в России. - 2011. - № 3. - С. 45-50
Абдуллаев, Э. А. Борьба с преступностью несовершеннолетних: ее значение, задачи и некоторые аспекты проведения этой борьбы в современных целях Азейбарджана / Э. А. Абдулаев // История государства и права. - 2010. - № 1. - С. 14-17.
Алтунина, И. Р. Мотивы и мотивации социального поведения детей / И. Р. Алтунина. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2010. - 300 с.
Алексеева, И. А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И. А. Алексеева, И. Г. Новосельский. - М. : Генезис, 2008. - 256 с.
Бабушкин, А. В. Как подростку защитить свои права? / А. В. Бабушкин. - М. : Сфера, 2009. - 120 с.
Башкатов, И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И. П. Башкатов. - М. : Академия, 2008. - 158 с.
Багреева, Е. Образование, преступность и государственная безопасность / Е. Багреева // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 48-51.
Волков, В. Н. Социально-психологическая характеристика формирования преступного поведения у несовершеннолетних в группах / В. Н. Волков // Закон и право. - 2009. - № 11. - С. 20-23.
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб. -метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 239 с.
Девиантное поведение подростков - профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. Опыт работы регионов Российской Федерации: метод. пособие. / Авт. -сост. М. Н. Мирсэгэтова, З. И. Суховерхова, О. Ю. Васильченко. - М. : Академия, 2009. - 235 с.