Лариса Молявкина
Проект «Создание музыкально-предметной среды в семье» (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ ВПО МГОУ)
Дополнительная профессиональная образовательная программа
повышения квалификации педагогических и руководящих работников
Публикация «Проект „Создание музыкально-предметной среды в семье“ (часть I)» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Методическое сопровождение деятельности музыкального руководителя в контексте ФГТ к дошкольному образованию
Вариативный кафедральный модуль
72 часа
Проект на тему «Создание музыкально-предметной среды в семье»
Выполнила
Молявкина Лариса Владимировна
Егорьевск 2013
Оглавление
1. Введение…. 2
2. Основная часть
Теоретическая часть….…. 4
Практическая часть…9
3. Заключение…. ….17
4. Используемая литература…. ….17
Введение.
Проект «Создание музыкально-предметной среды в семье (фонотека, музыкальные игры и игрушки)» направлен на организацию музыкальной среды в семье, способствующей активной самостоятельной музыкальной деятельности детей, посредством реализации образовательной области «Музыка» в интеграции с другими образовательными областями. Под музыкальной средой мы понимаем следующие условия: материально-техническая база, предметно-развивающая среда; система планирования, отражающая взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленного на развитие музыкальной деятельности детей. Актуальность проекта
Реализация федеральных государственных требований к структуре и условиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 655 МО РФ и Приказ № 2151 МО РФ) поставила перед педагогами задачи развития всех видов деятельности детей. Музыкальная деятельность детей и создание музыкально-предметной среды в семье ребёнка становится главным показателем развития интегративных качеств личности ребенка.
Основной целью данного проекта является создание условий для эффективной организации музыкально-предметной развивающей среды в семье, активизирующей самостоятельную музыкальную деятельность детей дошкольного возраста и является обогащением музыкально-эстетических ценностей в образовательном пространстве современного дошкольника.
Эта цель определяет следующие задачи:
- поощрять накопление опыта эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству в дошкольном детстве:
- способствовать развитию комплекса музыкальных способностей детской музыкальной деятельности по средствам музыкальных игр :
- формировать умение включаться в совместное учебное или творческое сотрудничество; (дети, воспитатель, родители, в последующем учитель)
Для реализации проекта в необходимы определенные условия:
Материально-техническая база и предметно-развивающая среда образовательной области «Музыка».
Команда единомышленников - участников образовательного процесса.
Тесный контакт с родителями.
Определённый подбор музыкального материала и техническое оснащение в семье ребёнка.
Реализация данного проекта предусматривает развитие самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию.
Теоретическая часть.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Она является основой досуга и не задается и не ограничивается конкретным содержанием — темой детских музыкальных игр может быть буквально любая деятельность человека.
Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе музыкальных игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности, поддержки родителей. Но без участия родителей в этом процессе, становится понятна его однобокость и неполноценность. Не должно быть обрыва в музыкальной деятельности ребёнка, только из-за места его нахождения. Другими словами, ребёнок должен находиться в музыкальной атмосфере не только в стенах ДОУ, но и дома. Где музыка звучит постоянно и непрерывно. Но быть пассивными слушателями недостаточно. Необходимо включаться в музыкальные игры вместе с детьми.
Музыкальную игру можно определить как духовно – практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребёнка в познании окружающего мира и собственного «Я» на языке художественных образов.
Эффективность музыкального развития ребёнка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребёнком музыкально – игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим составным компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действий ребёнка. Овладевая игровыми умениями, старший дошкольник сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.
Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях.
* Усложнение задач и способов познавательной музыкальной
деятельности.
* Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений.
* Изменение характера игрового общения детей и педагога, детей и родителей (появление направленности на сверстника как на партнёра по игровой деятельности; более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребёнка, как взрослый – ведомый, взрослый – консультант, взрослый – наблюдатель).
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный уровень.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Из этого следует, что фонотека в семье должна быть разнообразной и включать в свой перечень и фольклор, и классику, и современную музыку. И в то же время всё это разнообразие должно быть понятным для ребёнка. Для активности ребёнка в музыкальном направлении, эта музыка должна сопровождаться игровыми действиями или на основе большинства этих произведений посоветовать родителям проводить разнообразные музыкально-дидактические игры.
Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты - игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы.