Лариса Молявкина
Проект «Создание музыкально-предметной среды в семье» (часть III)
▼ Скачать + Заказать документы
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для них в музыкально-дидактических играх использую разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например, предложить родителям надеть на руку куклу (петрушку, зайчика, петушка и т. д.) и предложить ребёнку подрожать действиям куклы. Дети весело маршируют, подражают всем движениям куклы, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т. д.
Публикация «Проект „Создание музыкально-предметной среды в семье“ (часть III)» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Большое значение я придаю развитию звуковысотного и тембрового слуха. Вначале для выполнения этой задачи музыкально-дидактические игры использую на занятии, закрепляю на 3-4 занятиях с усложнением, а потом воспитатели проводят такие игры в группе в свободное время. Например, для игры «Птицы и птенчики» на первом занятии показываю картинку из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. Дети поют высоким голосом за птенчиков, а я пою за маму. На втором занятии дети делятся на две группы: птицы и птенчики. Я пою низким голосом: «Чик – чирик» («до» первой октавы) – летают большие птицы, поют низкими голосами. Я пою высоким голосом («до» второй октавы) – летают птенчики и поют высокими голосами. После пения я говорю: «Кш-ш, полетели домой!». Ребята бегут на свои места. На третьем занятии я вношу ширму и две фигурки птиц – большую и маленькую. «Птицы» прячутся за ширмой, и слышно только их пение. Дети угадывают, какая птица поёт. Затем в игру вносится усложнение: детям показываю картину, на которой изображено большое дерево, под ним трава. Всем детям выдаю большие и маленькие птички с липучкой на обратной стороне (такие же липучки на дереве и траве). В аналогичных играх «Где мои детки?», «Кто в домике живёт?» дети с помощью звукоподражания должны передать голоса животных: кошки – котёнка, собаки – щенка, козы – козлёнка и т. д. Не все сразу могут передать голоса большого и маленького животного. Положительные результаты даёт и индивидуальная работа с каждым ребёнком. Постепенно дети чище интонируют.
На заключительном этапе детям подготовительной группы предлагаю такое творческое задание, как сочинение мелодии в заданном жанре. Такие песенные импровизации дети придумывают на слоги:
тра-та-та – марш, а-а-а – вальс, ля-ля – полька, пение с закрытым ртом м-м-м – песня. Порекомендовать вместе с детьми поимпровизировать в придумывании мелодий не только на слоги, но и на простые зарифмованные слова.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить образы, я на занятиях применяю такие музыкальные игры, которые дают возможность детям несколько раз слушать одно и то же музыкальное произведение в ненавязчивой форме. Например, во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста использую игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться».
- Дети, к нам на занятие пришли гости. Но, где же они спрятались? Может быть здесь? (показываю мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там.
Я проигрываю мелодии знакомых детям произведений:
«Петушок», «Серенькая кошечка», «Воробушки» «Медведь» и др. дети узнают музыку, кто-либо из них достаёт из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.
Дети по звучанию музыки должны определить, кто находится в мешочке. Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой, петушком или кошечкой.
Благодаря играм:
«В лесу», «Найди нужную иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка»,
«Что делают дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш», «Три кита музыки»,
«Музыкальное лото», дети закрепляют пройденный материал, повторяют виды музыкальных инструментов, (струнных, ударных, смычковых, клавишных и духовых) виды музыкальных жанров (песня, танец и марш, и их разновидности (марш – спортивный, свадебный, военный и т. д.).
Для развития импровизации и творчества в процессе ритмических движений я предлагаю такие музыкальные игры как «Что делают дети?» и «Кто лучше придумает пляску».
Детям раздаются карточки, на которых дети танцуют, шагают, качают куклу. Сначала в эту игру надо поиграть на музыкальном занятии под музыку. Потом предложить дошкольникам придумать свои мелодии: плясовую, маршевую, колыбельную. Позднее задание усложняется. Для выполнения задания дети должны взять в руки платочек, флажок или куклу.
Как продолжение проведённой на занятии игры «Кто лучше придумает пляску» детям даю домашнее задание, придумать дома весёлые плясовые движения, чтобы из них на занятии составить пляску. Придя утром в детский сад, в группе устраиваются соревнования «Кто больше и лучше придумает движений». Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не повторялись, а вспоминали свои плясовые движения, которые придумывали со своими родителями. В этот творческих процесс родители включаются с большим интересом. На музыкальном занятии дети показывают самые интересные движения, и из них все вместе составляем пляску или народный танец.
Музыкальные игры - упражнения помогают дошкольнику научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, закрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами, развивают самостоятельность и творчество.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями.
Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят. Использование аудиозаписи в домашних условиях, в свободное от занятий время, дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов и игр.
А это является содержанием таких музыкальных игр, как
«Будем танцевать»,
«Моя любимая мелодия»,
«Определи пляску»,
Очень детям нравятся весёлые музыкальные игры – забавы,
такие как:
«Море волнуется»,
«Вперёд четыре шага»,
«Мы – весёлые мартышки» и др.
Музыкально – дидактические игры требуют от дошкольников определённого запаса музыкальных впечатлений, навыков и умений. Игры могут быть самыми разнообразными по характеру и содержанию. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия - упражнения, другие имеют определённое содержание, правила, которые организуют детей. Игры на музыкальные темы оказывают положительное влияние на разностороннее развитие детей. Они закрепляют умения, полученные на занятиях, развивают музыкальный слух и память, помогают выявить интересы каждого ребёнка.
Прослушивание знакомых произведений вне занятий вызывает у детей живой интерес к музыке, создаёт фонд любимых произведений.
Для обогащения музыкальных знаний, пополнения музыкального багажа дошкольника неоценимую помощь окажет совестная работа ДОУ и родителей, что обязательно даст положительную оценку в последующей жизни ребёнка.
Заключение.
Таким образом развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная педагогическая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания. Учитывая то, что ребёнок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах музыкальной деятельности и в домашних условиях при помощи музыкально-предметной среды. Наличие музыкально-предметной среды в семье способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих способностей помогают готовится к школе и открывает перед ребенком путь к применению полученных знаний в жизненной практике. С помощью музыкально-предметной среды музыкальная деятельность детей будет осуществляться непрерывно и в полном объёме. Музыкальные знания, опыт ребёнка будут необходимы и полезны для него в дальнейшем.
Используемая литература. 1. Программа «От рождения до школы» под редакции Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М А Васильевой. 2. Программа «Ладушки» под редакцией Новоскольцевой, Каплуновой. 3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. 3. Ветлугина Н. А., Музыкальные занятия в детском саду. М. : Просвещение, 1
1.