Елена Трапезина
Проект Создание развивающей предметно — пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до к условиям реализации ООП ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Созданию адекватной предметной среды в дошкольной образовательной организации всегда уделялось достойное место, поскольку она является важнейшим условием хорошего самочувствия и развития дошкольников. В связи с принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования появились новые приоритеты и ориентиры в создании предметной среды. Были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Публикация «Проект Создание развивающей предметно — пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до к условиям реализации ООП ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
В нашем детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.
Исходя из этого, я разработала проект «Организация развивающей предметно - пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
Цель проекта : Проектирование развивающей предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО.
Задачи проекта :
-изучить новые подходы в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
-повысить знания компетентности педагогов в разработке развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО.
-организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
-создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
-содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2015 г. - декабрь 2017. г
Ожидаемые результаты реализации проекта
Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС.
В соответствии с ФГОС предметная среда должна обеспечить :
-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ОО;
-наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
-охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию способностей их развития;
-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых4
-двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Нормативно-правовая база проекта
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
Устав ДОУ
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Сроки реализации проекта Мероприятия
Подготовительный этап: сентябрь 2015 - январь 2016г
сентябрь Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
сентябрь Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста.
октябрь Мониторинг образовательных потребностей и анализ профессиональных затруднений педагогического коллектива по вопросам РППС согласно ФГОС ДО.
ноябрь Сбор информации и подготовка аналитических материалов по результатам мониторинга оценки стартовых условий
ноябрь Разработка рекомендаций по созданию РППС согласно ФГОС ДО.
декабрь Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
декабрь Анализ материальной базы ДОУ для усовершенствования развивающей среды
Реализационный этап январь 2016 г. – сентябрь 2017г.
«Организационно – методическое сопровождение»
январь
Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение организации РППС согласно ФГОС ДО.
Февраль Проведение педагогического совета «Предметно-развивающая среда, как основа развития детей дошкольного возраста».
Январь-август Сопровождение молодых специалистов по вопросам РППС согласно ФГОС ДО
Март Изучение и внедрение в практику новых подходов к организации РППС, обеспечивающих полноценное развитие воспитанников согласно ФГОС ДО.
Январь-август Консультации на темы:
«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению»
«Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС)
«Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»
«Общие рекомендации по построению развивающей среды в современном дошкольном образовательном учреждении»
«Организация уголков активности детей дошкольного возраста в группах ДОУ».
Март Организация выставки методической литературы и пособий по созданию РППС.
Апрель Деловая игра с педагогами «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»
Март-май Создание РППС, согласно образовательных областей ФГОС ДО (центров) : - речевое развитие, - познавательное развитие, - физическое развитие, - социально- коммуникативное развитие, - художественно – эстетическое развитие.
Май Разработка перечня игрового материала каждой образовательной области
Июнь Анкетирование педагогов: изучение их отношения к необходимости изменений, в построении развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с ФГОС
Июль Приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий
Сентябрь Зонирование групповых помещений согласно рекомендациям и принципам построения развивающей предметно-пространственной среды.
Сентябрь Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС»
Заключительный этап октябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.
Октябрь
Смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Ноябрь Создание и представление презентаций
Декабрь Определение перспектив развития дошкольного учреждения по вопросам РППС согласно ФГОС ДО.
Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня.
На сегодняшний день можно говорить о позитивных факторах:
Педагогический коллектив быстро адаптировался к новым ситуациям, проявил гибкость, находил решения сложных вопросов, используя разные источники информации: текстовые, электронные, интернет – ресурсы.
В групповых помещения создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможность для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией.
Созданная РППС в дошкольном учреждении способствует реализации личностно – ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построение с ним партнерских отношений, диалога.
РППС стала вариативной – в групповом помещении в наличии различные пространства, разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей и возможность самовыражения каждого ребенка.
Исходя от интересов и запросов воспитанников игровой материал периодически сменяемый – появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Каждое групповое помещение имеет индивидуальный стиль по расположению мебели, игрового материала, эстетическому оформлению и цветовой гамме.
РППС создает условия для сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов среды.
Педагогический коллектив ДОО не собирается останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации РППС продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.