Марина Янбухтина
Проект «Свадебный обряд на Кубани»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиция (в переводе с латинского –«передача») –это передача сформировавшихся на протяжении жизни многих поколений форм культуры, обычаев, ритуалов, языка, досуга и т. д. от старшего поколения к младшему с целью их сохранения. Традиционная культура всегда отражала идеалы народа и в то же время оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека. Отличительной особенностью нынешнего реформирования дошкольного воспитания стало возрождение национального духа, возвращение к духовным ценностям русской национальной культуры.
Публикация «Проект „Свадебный обряд на Кубани“» размещена в разделах
В рамках приобщения детей к истокам русской культуры, знакомству с народными праздниками и обрядами дети познакомились с проведением народного свадебного обряда. Знакомство с обрядами дает ребенку возможность не только узнать о жизни наших предков, но и воспитывает внутреннюю культуру на примере отношений, норм поведения, содержащихся в фольклорном материале, а так же способствует развитию творческой активности, формирует духовный мир ребенка, живущего в мире ценностей более материальных, чем духовных, а так же развивает эмоционально-волевые процессы.
В этом заключается актуальность темы.
Описание проекта :
Творческий, кратковременный.
Участники:
Дети старшей и подготовительной к школе групп, педагоги, родители.
Цель:
-создание у дошкольников представления о традиционной культуре
-изучение фольклора, понимание его значимости;
-воспитание духовности и формирование эстетического сознания дошкольников.
Задачи:
-знакомство с обрядом, его обычаями;
-знакомство с кубанским костюмом, предметами быта;
-развитие познавательной активности, стимулирование к поиску дополнительной информации;
-развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;
-воспитание бережного отношения к малой Родине, к ее традициям;
-гендерное воспитание;
-накопление опыта жизни в своем Отечестве.
Ожидаемый результат:
Участие в проекте детей, педагогов и родителей позволит воспитать
у детей опыт общения, поведения и обогатит новыми впечатлениями.
Содержание проекта :
Данный творческий проект является мини-проектом долгосрочного
проекта по ознакомлению детей с традициями семьи, родного края «От
семейных традиций к традициям родного края». Он включает в себя: непосредственно-организованную деятельность, индивидуальные и подгрупповые репетиции, фольклорный праздник.
Время проведения:
Последняя неделя сентября.
Этапы:
1 Подготовительный – формулируется проблема: Для чего? Зачем? А хотите
узнать?; планируется дальнейшая деятельность (взаимодействие детей и сотрудников – подготовка фольклорного праздника, помощь семьи в поиске необходимой информации и пополнении развивающей среды предметами старины; знакомство с предметами быта, с кубанским костюмом, рассматривание иллюстраций, слушание музыки по теме, беседа).
2 Практический – это непосредственная работа над проектом : разучивание
песен, хороводов, обыгрывание «свадебного обряда», кубанские игры. Этап
направлен на развитие познавательной активности, творческих способностей,
художественно-эстетического вкуса детей, формирование коммуникативных навыков, воспитание духовности и патриотизма.
3 Заключительный - презентация в форме отчета – фольклорный праздник по мотивам старинного обряда «Кубанская свадьба».
Формы работы:
-«Семья и ее традиции» (занятие) - рассматривание семейных альбомов, рас-
сказы детей о семье, разучивание поговорок и пословиц о семье.
-«Из истории Кубани» (занятие)- мультимедийное представление иллюстраций с видом исторических мест города, знакомство с ремеслами промыслами Кубани, с кубанским костюмом.
-«Во что играли наши прадеды?» (досуг) - знакомство с кубанскими играми
(подвижные, словесные, игры-драматизации).
-«Звучи,Кубанская песня»(занятие)-знакомство с кубанскими свадебными песнями, разучивание и обыгрывание их.
-фольклорный праздник «Осенняя казачья свадьба».
Пополнение развивающей среды:
Создан уголок «Кубанское подворье», где размещены предметы кубанской старины, кубанские костюмы, фонотека музыкального фольклора, народные инструменты.
Ресурсное обеспечение проекта :
- информационные ресурсы:
• М. Куракаева «Быт и традиции казаков Верхней Кубани».
• Т. Поштарева, С. Мажоренко «Формы и методы формирования этно-культурной осведомленности» Дошкольное воспитание, 2007
• Н. Дорохина «Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников» ,Дошкольное воспитание, 2007
• «При солнышке - тепло, при матушке – добро» Русские пословицы и поговорки, М. «Детская литература», 1979
-материальные ресурсы:
• мультимедийное оборудование;
• дидактические и развивающие пособия;
-экспонаты мини-музея.
Самоанализ проектной деятельности
Каждый год, готовясь к Дню города, я искала новые подходы в приобщении детей к истокам кубанской культуры, где ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником, чтобы его жизнь наполнялась радостью и смыслом. Это были досуги «Казачья ярмарка», «Капустная вечеринка на Кубани», «Край родной – земля кубанская».
Возникла необходимость в создании новой дополнительной информации, связанной с культурой и бытом кубанского казачества. Была создана поисковая ситуация. Детям задано домашнее задание – узнать у родителей и других родственников о старинном кубанском свадебном обряде, принести в качестве экспонатов предметы старины, изделия декоративно-прикладного искусства.
В непосредственно организованной деятельности использовались методы дифференцированной и индивидуальной работы с детьми. Например, при разучивании отдельных диалогов и танцевальных движений. Использовался интегрированный метод (при рассматривании репродукции картины и сравнении ее со звучащей, схожей по настроению музыкой). Также был применен гендерный подход. Например, при разучивании отдельных сцен (сцена сватовства, девичник и др.). Неоценимую помощь в реализации заключительного этапа проекта оказали педагоги – участницы фольклорной группы. Участие в фольклорном празднике детей, педагогов и родителей
позволило воспитать у детей опыт общения и обогатило новыми впечатлениями. В результате совместной творческой деятельности у детей появилась уверенность в своих силах, а так же проявились способности к творчеству.
Приложение:
Сценарий фольклорного праздника «Осенняя казачья свадьба»