Казначеева Елена
Проект «Святки-колядки» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад "Ёлочка"
Краткосрочный проект
«Святки-колядки»
Тема: "Святки- колядки"
Тип проекта : информационно - творческий
Участники проекта :
дети дошкольного возраста, воспитатели, все сотрудники детского сада, работники библиотеки, родители.
Возраст: 4-5 лет.
Срок реализации: 1 неделя
Воспитатель Казначеева Е. А.
Проблема:
Публикация «Проект „Святки-колядки“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Проекты. Проектная деятельность
- Рождество Христово. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
У детей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а иногда даже искаженные представления детей и подростков о таких понятиях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста.
Актуальность:
В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».
Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.
Что мы знаем о святках-колядках?
-это такой праздник….(Маша)
-он бывает зимой (Тёма.)
-в этот праздник ходят в гости (Ваня)
Что мы хотим узнать?
- почему люди играют в этот праздник? (Соня)
- для чего Ангел? (Егор)
С помощью чего узнаем?
-расскажет воспитатель…
-почитаем сказки и рассказы…
Цель проекта :
познакомить детей с традициями и обычаями Рождественских колядок. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1. Дать знания о происхождении праздника, его традициях, обычаях;
2. Способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы, творческой активности;
3 Сформировать представление о рождестве, рождественских святках, колядках
4 Активизировать речь через устное народное творчество: колядки, стихи, загадки
5 Воспитывать любовь к русской народной культуре.
Предполагаемый результат:
1. Дети имеют представление об истории праздника Рождество Христово, традициях и обычаях Колядок.
2. Дети самостоятельно без помощи воспитателя проводят знакомые игры, пляски, участвуют в инсценировках.
3. Дети умеют петь колядки самостоятельно, играть в игры, соблюдая правила.
4. Дети понимают свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.
5. Дети имеют представление о традициях и обычаях Рождественских колядок.
Этапы реализации проекта :
Предварительная работа с детьми:
1 Беседы: «Рождество», «Святки», «Коляда».
2 Беседы по картинам русских художников А. Саврасов «Зимний пейзаж», П. Соколов «Тройка зимой».
3 Заучивание колядок, стихов, загадок.
Подготовительный этап:
1. Составление перспективно-тематического плана по реализации проекта.
2. Подбор материала по теме (иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве,).
3. Подготовка методического сопровождения по проекту «святки».
4. Подбор дидактических игр по теме.
Основной этап:
1. Проведение бесед по теме.
2. Чтение «Рождественская елка»
3. Стихи на тему «Рождество», заучивание колядок.
4. Загадывание и разгадывание загадок.
5. Знакомство с народными приметами.
6. Творческая работа с детьми.
7. Проведение подвижных игр «Золотые ворота», «Бубенцы», «Метелица», «Мороз красный нос» в группе.
8. Колядки с песнями в соседних группах, на улице и детской библиотеке.
Работа по образовательным областям:
1 Социально-коммуникативное развитие
2 Познавательное развитие
3 Речевое развитие
4 Художественно-эстетическое развитие
5 Физическое развитие
6 Беседа с детьми о праздниках
Беседа: "Что такое колядки?"
Русская народная игра «Метелица»;
Правила детской игры игра «Метелица» для детского сада
Путем жеребьевки назначается «метелица». Задача участника-лидера – собрать снежинки и закружить их по залу. Остальные дети размещаются по площадке и ждут, пока их подхватит «вихрь». Хвост метелицы постепенно растет, когда к нему присоединяются дети-снежинки. И задача этой вереницы пройти под музыку на площадке и не зацепить ни одну преграду. Подвижная игра «Метелица» для детского сада формирует дополнительные правила для каждого проявления игры, для каждого возрастного коллектива, для конфигурации площадки. Взрослым надо учесть настроение группы и придумывать дополнительные испытания, например, хвостом метелицы начертить на поле цифру четыре или ноль.
НОД История о рождении Иисуса Христа: Сказка
Иосиф и Мария жили в городе Назарете. Мария ожидала ребенка. В то время была объявлена перепись населения, и Мария вместе с Иосифом должны были пойти в город Вифлеем, чтобы записать свое имя в специальный список. Они пришли в Вифлеем, но в гостинице не было свободных мест. Только в хлеву нашлось место для Марии и Иосифа. Там они и остановились на ночлег.
Марии пришло время рожать, и в эту самую ночь в хлеву родился Иисус, Который стал Спасителем мира. Мария и Иосиф завернули Его в пеленки и положили в ясли — кормушку для животных.
В эту ночь произошло еще несколько чудесных вещей, которые были связаны с рождением Христа — Спасителя.
В поле находились пастухи. Вдруг перед ними предстал ангел Господень и сообщил им радостную новость –родился Спаситель, Христос Господь!
А потом к ангелу присоединилось множество других ангелов, которые пели и славили Бога. Это было удивительное и грандиозное зрелище. Пастухи сразу же поспешили в Вифлеем, чтобы посмотреть на новорожденного Христа и поклониться Ему.
Далеко на Востоке жили мудрецы. Они ждали рождения Царя, обещанного Богом. И когда на небе вспыхнула и зажглась необычная, очень яркая звезда, мудрецы собрали дорогие подарки, снарядили караван верблюдов и отправились в дальний путь. Звезда чудесным образом вела их с Востока в Вифлеем.
Звезда привела мудрецов туда, где жили Мария, Иосиф и маленький Иисус. Мудрецы поклонились новорожденному Иисусу и поднесли Ему дорогие дары.
НОД Чтение художественной литературы И. Рутенин сказка «Рождественская ёлочка».
Было это в стародавние времена. В ту пору Дед Мороз по Святой Руси безо всякого толку шатался. Злющий такой старик был: то нос кому-нибудь ни с того ни с сего отморозит, то ухо. И свою внучку Снегурочку таким же безобразиям обучал. И вот надоело им как-то по лесам густым да по полям пустым ходить-злиться. Решили они пойти в деревню, посмотреть, как люди в тепле-уюте живут.
А был в ту пору рождественский сочельник. Вот подошли они к одному окошку, заглянули. Дохнул Дед Мороз, дохнула Снегурочка – а окно-то и замерзло!
В избушке той жили братик с сестричкой – Иванушка да Машенька. Подбежали они к окошку – и тоже давай на него дышать! Рассердился Дед Мороз и давай дуть-свистеть на окошко пуще прежнего. А Иванушка с Машенькой опять подышали на стекло изнутри – оно и оттаяло!
– Ах, вы со мною тягаться да со Снегурочкой состязаться! – кричит Дед Мороз. И так окно всякими узорами расписывает, что аж стекла трещат!
А детям нипочем: смеются да радуются. Опять на окошко подышали – оно и оттаяло. Припали к оттаявшему кружку и глядят на улицу, точно высматривают кого-то. Удивился Дед Мороз и спрашивает:
– Чего это вы со мной в игры играете да на улицу выглядываете? Али батюшку увидели на краю села, али матушка по воду на речку пошла?
Дети ему и отвечают:
– Неужто не слыхал, дедушка, что в сочельник с первой звездой Сама Матушка Богородица со Младенцем Христом по Святой Руси ходит? Вот мы и хотим Её первыми увидеть и встретить.
Не слыхал о таком чуде Дед Мороз. Почесал в затылке, да и спрашивает
– А как же вы встречать-то будете Младенца Христа?
Ванюшка с Машуткой ему и отвечают:
– Солеными грибами да сладкими пирогами, ключевою водой да молитвой святой! А в старину, говорят, пальмовыми ветками встречали. Только где их у нас, среди белых снегов да колючих ветров, сыщешь?
Переглянулись Дед Мороз со Снегурочкой, призадумались. Жалко им стало детей, а за себя совестно. Они тут ходят, безобразничают под Рождество, а дети святое дело задумали.
Так и вечер наступил… Глядь – а в небе уже первая звездочка зажглась! А по дороге к деревне Сама Матушка Пресвятая Богородица со Младенцем Христом идет!
Оглянулся Дед Мороз по сторонам: где бы пальму найти, детям помочь! Одни ёлки кругом. «А что, – думает Дед Мороз, – чем не красавица, чем хуже пальмы?» И давай ветку разлапистую с ёлки обламывать. А Снегурочка ему помогает усердно.
Да так увлеклись, что не только веточку, а всю ёлочку отломали! И бегом к избушке, где братик с сестричкой живут. Вежливо в дверь постучали. А когда им открыли – в пояс хозяевам поклонились:
– Давайте, детки, скорее машите ёлочкой! А то как бы Царица Небесная мимо вас не прошла. Да и мы с вами порадуемся. Кто ж на земле Младенцу Христу не рад?
А тут и Сама Богородица со Христом на пороге:
– Я этих деток, – говорит, – давно знаю. Они родителей своих слушают и Сыну Моему каждый день молятся. Вот Я и решила к ним первым зайти.
Коснулась Богородица ёлочки Своим золотым жезлом, и на вершину её с неба первая звёздочка и прилетела! Коснулась ёлочки еще раз – зажглись на ёлочке разноцветные свечи. В третий раз коснулась Она ёлочки жезлом – появились на ажурных веточках конфеты да пряники. То-то было радости в избе! Все сразу стали петь и хоровод вокруг ёлочки водить.
А Богородица и говорит:
– Вот так теперь будут на Руси во все века Рождество Моего Сына встречать.
И пошла Она дальше по всей Земле. А у нас, на Святой Руси, с тех пор так и повелось: в красном углу, что на сторону восточную, – икона Пресвятой Богородицы со Младенцем Христом. Под иконой – нарядная да праздничная ёлка. А под елочкой – добрый-предобрый Дедушка Мороз со своей маленькой внучкой Снегурочкой.
П. И. «Мороз красный нос»,
На противоположной стороне площадки обозначены два дома, играющие располагаются в одном из домов. Водящий – Мороз Красный нос становится посередине площадки лицом к играющим и произносит:
Я Мороз Красный нос.
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Играющие отвечают хором:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова «мороза» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой, «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с Морозом подсчитывают количество «замороженных». После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.
Игра «Плетень»;
Плетень. В игре участвуют две команды по 4—5 человек в каждой. Дети встают в шеренги напротив друг друга и учатся плести плетень. Для этого скрещивают руки перед собой и соединяют правую руку с левой рукой соседа слева, а левую - с правой рукой соседа справа. Обе шеренги, опустив руки, идут навстречу друг другу со словами:
Раз, два. три, четыре, Выполнять должны приказ. Нет, конечно, в целом мире Дружбы лучше, чем у нас!
После этого дети расходятся или разбегаются. По сигналу взрослого они должны встать в шеренги и образовать плетень. Выигрывает шеренга, выполнившая действия первой.
НОД Загадки на зимнюю тематику
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
С неба — звездой,
На ладошку — водой. (Снег)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
Ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья. (Мороз)
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занёс,
Изо льда мосты построил,
Кто же это?. (Дед Мороз)
Все его зимой боятся —
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице. (Мороз)
Поглядели мы в окно —
Аж глазам не верится!
Всё вокруг белым-бело
И метёт. (Метелица)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Снег мешками валит с неба
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от. (Ёлки)
Игра «Бубенцы»;
НОД Лепка «Красногрудый снегерек»
НОД Рисование на тему "Рождество"
Игра «Золотые ворота».
Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
или другой вариант
Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Поход детей с песнями-колядками в соседние группы ДОО. Прогулка на улице.
Поход в детскую библиотеку, где проводится:
1 Знакомство с традициями и обычаями Святок
2 Познавательная беседа «Рождественские колядки»
Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном
И ждё т: свершится волшебство.
Автор: М. Ю. Лермонтов
Рождество в нашей стране празднуют 7 января. В этот день родился Иисус Христос – наш Спаситель. Ночь на кануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Сейчас я расскажу вам, удивительную историю его рождения.
Чудо Рождества — в том, что первый и единый раз непорочная Дева родила Ребёнка. О рождении Иисуса Сына Божьего весть принёс Ангел. Мария и её суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя. В тот год римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его стране.
Он приказал всем жителям пойти на перепись. Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем. Шли они долго, уже приближалась ночь. Пришлось искать ночлег. Рядом нашли только пещеру — вертеп, куда в плохую погоду пастухи загоняли свои отары. Там и заночевали. Именно в ту ночь у Марии родился Сын. Спеленали Его и положили в ясли с сеном.
Неподалёку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет. К ним с небес явился Ангел Божий. ««Не бойтесь», - сказал им Ангел, - я возвещаю вам великую радость. Сегодня родился в Вифлееме Спаситель, Который и есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».
В небесах в этот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля». Всё вокруг светилось. Когда же ангелы вернулись на небеса, землю снова окутала тьма.
Второй вестью о рождении Сына Божьего была звезда. Она появилась в небе и была самой яркой. Её увидели восточные мудрецы — волхвы. Они догадались, что звезда — предвестница истинного чуда. И тогда решили пойти за ней. Удивительная звезда привела их к Иисусу. Увидев Марию с Ребёнком на руках, волхвы упали на колени перед Младенцем Иисусом и поклонились Ему, как Царю и Богу. Они принесли Сыну Божиему в дар золото, ладан и смирну.
Рождество Христово начинали праздновать 6 января. Пока мама готовила праздничный ужин из 12 блюд, дети ждали появления первой звезды. Как только она появлялась в небе, начинался Сочельник. Тогда отец вносил в дом сено. Хозяйка стелила его на стол. (Ведь именно на сено положили маленького Иисуса) Из этого сена делали гнёздышко, в которое ставили горшок с кутьёй.
Перед ужином зажигали восковую свечу, и все вместе вслух молились. Радостно и торжественно было в этот момент. И только после молитвы можно было начинать ужин.
Самое важное блюдо на столе — кутья. Готовили её из пшеницы, добавляли мак, орехи, изюм и мёд. Говорили, что это истинная пища Бога. Кроме кутьи, по обычаю подавали рыбу, голубцы с грибной подливой, пироги с капустой, гречкой, блины. Еду запивали узваром — компотом из сухофруктов. На десерт подавали пышки, начинённые фруктовым джемом с тёртой булкой или маковой начинкой.
После домашнего Сочельника дети шли к своим крёстным родителям. Это была их святая обязанность. Малыши несли ужин (кутью, хлеб-соль, калачи, а крёстные с нетерпением ждали маленьких крестников. Они угощали их, дарили подарки.
В рождественскую ночь до самого утра принято колядовать. Группа людей для колядования должна состоять как минимум из 3-х человек. Самый главный - это звездарь. Он, как правило, знает все о колядовании: идет впереди всех и несет звезду. Такая роль доверяется самому опытному участнику, который знает много стихов и может петь колядки. Из компании выбирают еще одного человека - звонаря. Ему дают колокольчик - он оповещает им всех людей о том, что идет колядование. И, наконец, третий важный участник - мехоноша: он держит мешок, куда складывают все подарки и угощения. Дети и молодёжь поют песни - колядки. В них хозяевам желают добра, достатка, здоровья. А гостеприимные хозяева взамен одаривают колядников сладостями и звонкими монетками. Чем больше колядовщиков посетит дом, тем больше радости будет в этом году.
А ещё в этот вечер показывали вертеп — спектакль о рождении Иисуса. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, обклеенным цветной бумагой, который изображал пещеру, где родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, закреплённых на палках, разыгрывали рождественские спектакли. Сюжеты вертепов были связаны с рождением Иисусом Христа.
Песни – колядки:
1.
-Сеем, веем, посеваем, На колядки приглашаем! Открывайте сундучки! Доставайте пятачки! Чтоб весь год прожить в достатке, Раздавайте шоколадки!
2.
Коляда, коляда, отворяй ворота!
«Уж я сяду на порог – дай лепёшку и пирог!
Чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились,
Чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились!»
Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год,
Чтоб гостей невпроворот!
3.
Коляда, коляда, накануне Рождества!
Блин да лепёшку ложи нам в лукошко!
Хозяюшка добренька! Пирожка бы сдобненька!
Ты не режь, не ломай, поскорей подавай!
Взаимодействие с родителями:
1. Информация для родителей:
"Коляда, Коляда! Отворяй ворота.
Святки. Колядки.
2. Выставка творческих работ детей.
Заключительный этап:
1. Подведение итогов по реализации проекта «Святки-колядки»
2. Проведение викторины на тему «Рождество».
3. Выставка работ детей на тему «Святки- колядки»
В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.
При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.