Мария Луговенко
Проект «Сюжетно-ролевая игра «Школа» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Преамбула (актуальность).
В преддверии реализации проекта воспитателям подготовительной к школе группы (4) было необходимо организовать по возрасту детей игровое пространство для создания сюжетно ролевой игры «Школа», так как во второй половине учебного года мы обращаем и уделяем особое внимание воспитанников на подготовку к школьной жизни и новому статусу школьника, под руководством педагогов дети познакомились со школой, ввели образ школы и школьника в игровую деятельность.
Публикация «Проект „Сюжетно-ролевая игра „Школа“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Школа. Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Цель.
Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес детей к школе, сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, вести детей в отношения между учителем и школьниками, повысить интерес к школе и адаптировать дошкольников к новому этапу их жизнедеятельности «ученик».
Задачи.
1. Расширять знания детей о школе.
2. Познакомить с режимом дня школьника, расписанием уроков, понятиями «урок», «звонок», «учитель», «ученик», «перемена», «директор».
3. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения свободно и творчески развивать сюжеты игры.
4. Помогать детям усвоить моральные и нравственные нормы: воспитывать положительные и дружеские взаимоотношения между сверстниками и взрослыми, упрочить формы вежливого обращения. умение жить и работать в коллективе.
5. Подготовка руки к письму через развитие мелкой моторики. Ориентация каждого ребёнка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в себе).
6. Развертывание в свободной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи по игре «Школа».
7. Создавать для детей игровые ситуации ( например: взаимоотношения между учителем и учениками) и подводить их к решению игровой задачи.
8. Ролевое общение, короткий диалог, монолог.
9. Стимулировать родителей на развитие познавательной активности в совместной деятельности с детьми, а также повысить интерес к школе и сформировать у детей подготовительной группы положительное отношение к предстоящему обучению.
10. Повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе при помощи консультаций, наглядной агитации.
Вид проекта :
- ролевой, игровой
- информационно-практико-ориентированный
- творческий
Продолжительность проекта (краткосрочный) :
с 13 февраля 2017 года по 22 февраля 2017 года (2 недели).
Участники проекта.
Воспитатели Карпухина Елена Юрьевна, Луговенко Мария Алексеевна, дети подготовительной к школе группе (4, родители, инструктор по физической культуре Ольховая Ирина Александровна, учитель-логопед Семина Евгения Николаевна; приглашённый гость Зарина Руслановна Дзасохова.
Направление деятельности и интеграция ОО
(описание деятельности)
Образовательные
области Описание деятельности
Социально-коммуникативное развитие: Беседа: «Скоро в школу мы пойдём», «Права и обязанности школьника», «Меню для первоклассника».
Сюжетно-ролевые игры : «Школа», «Школьная библиотека», «Урок географии», «Урок математики», «Урок русского языка», «Подготовка к школе», «Школьная перемена».
Мини-музей «Здравствуй школа».
Познавательное
развитие: Тестовая беседа при оценке готовности ребёнка к школе по методике Г. Урунтаевой.
Конструирование из строительного материала «Школа».
Дидактические игры Логические блоки Дьенеша. Счётные палочки Кюизенера, кубики Никитина, магнитная азбука, часы, экологическое лото, игра «Мы считаем». Прописи для дошкольников.
Занятие по итальянскому на тему «Школа» (Дзасохова З. Р.)
НОД. Показ презентации «Скоро в школу» (Луговенко М. А., Карпухина Е. Ю.)
Экскурсия в ГБОУ школу №1950 (ст. воспитатель Кутырева Е. Е., воспитатель Луговенко М. А., родитель Ольховая И. А.)
Речевое развитие: Ситуативный разговор «Поведение в школе». «Хочу все знать».
Чтение художественной литературы:
«Грамота» Э. Успенский, «Чук и Гек» А. Гайдар, «Школьницы» А. Л. Барто. «Сосчитай-ка» Гариф Гумер. «Кот и лодыри» С. Я. Маршак, «Забавная азбука» в стихах и картинках». Заучивание стихотворения «Первый день календаря» С. Я. Маршак.
Художественно-эстетическое
развитие: Маркировка. Дети раскладывали и маркировали игры, предоставленные родителями для уроков, маркировка на коробочки и на стилажи.
Продуктивная деятельность разрезали тетрадки, сделали линейки, обложки для тетрадей, закладки для книг.
С учителем-логопедом Семиной Е. Н. сделали книжки «Знайка» для подготовки детей к школе и письму.
С воспитателями и детьми сделали альбом «Мы тоже были учениками».
Инструктор по физической культуре Ольховая И. А. провела игровое занятие – рисование (закончи рисунок) на свободную тему «Придумай костюм учителю», «Во что можно играть на перемене», сделала с Николаем Ольховым атрибуты для игры школа : сшила школьный рюкзачок, сделала маленькие тетради для игры с куклами-школьницами.
Воспитатели сшили школьную форму для кукол.
Физическое развитие: Беседы «Правильная осанка», «Витамины», «Закаливание».
НОД «Во что могут играть школьники на перемене?» (Ольховая И. А.)
Подвижные игры: «Один-двое», «Назови меня», «Пройди бесшумно», «Найди пару», «Ручеек», «Игра с верёвкой».
Критерии оценки эффективности проекта.
1) Улучшение показателей: дети узнали правила поведения в школе, познакомились с режимом дня школьника, усвоили и овладели всеми школьными терминами, отражают в своей жизнедеятельности, в игровых ситуациях накопленный опыт по данной теме.
2) Изменение в педагогическом процессе: предлагаемый проект помог сформировать предпосылки учебной деятельности, подготовить ребёнка к переходу от игровой деятельности к учебной, развивает коммуникативные, социальные, творческие, а также физические процессы будущего первоклассника, подготовил руку ребёнка к письму, ориентировку на листе бумаги.
3) Взаимодействие с родителями: сформировали систему отношений дошкольника (к себе, взрослым и школе). Ориентация каждого ребёнка на самостоятельность, уверенность в себе, успешность и самоэффективность (уверен в своих действиях). Повысили культурный уровень родителей в области готовности ребёнка к школе.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Эксрурсия в ГБОУ школа №1950 (ст. воспитатель, воспитатель, родитель).
2. С помощью родителей обогатили игровое пространство для сюжетно-ролевой игры школа играми, атрибутами к играм, так же родители любезно предоставили фотографии для альбома «Мы тоже были учениками». Посещение родителей с детьми занятий по подготовке к школе, положительные рассказы родителей о том, что они тоже когда-то были учениками и учились в школе.
3. Пригласили в детский сад гостя, преподавателя по итальянскому З. Р. Дзасохова.
4. Изменили и обогатили ППРС: сюжетно-ролевая игра школа, школьная библиотека (с помощью воспитателей группы, педагога Ольховой Ирины Александровны, родителей).
5. Тестовая беседа при оценке готовности ребёнка к школе по методике Г. Урунтаевой, результаты представляем в виде диаграммы:
6. Презентация для детей «Скоро в школу».
7. НОД проведённые инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, воспитателями группы для детей.
8. Ширмы, памятки для родителей.
Продукт проектной деятельности.
- книги (энциклопедии, букварь, азбука, учебники за 1-ый класс)
- развивающие игры (дидактические, настольные)
- альбом
- школьная форма для кукол
- школьный рюкзак
- атрибуты к игре своими руками (линейки, тетради, закладки для книг, обложки для тетрадей, книжки «Знайка»)
- счёты
- глобус
- нетбук с компьютерной мышью
- калькуляторы
- ручки
- простые карандаши
- цветные карандаши
- фломастеры
- ластики
- точилки
- указки
- школьные дневники
- пеналы
- уроки
- прописи
- куклы
- парты для кукол
- ширмы, памятки (для родителей)
Презентация проекта : https://drive.google.com/a/school1950.com/file/d/0B7mmvWuvyrnqREd2eGtUYlY4UTA/view?usp=sharing
Практическая значимость.
В сюжетно-ролевой игре успешно развивается личность ребенка, а также его интеллект, воля, воображение, общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Выводы.
Сюжетно-ролевая игра «Школа» - это самая привлекательная деятельность для детей, ребенок, когда играет ощущает свободу в своих действиях, в отношениях и в суждениях. Ролевая игра позволяет развивать у ребёнка творческие способности, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа и играть определенную роль. Игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Когда разыгрываются различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, пытаются избежать конфликтных ситуаций и поддерживать дружелюбную, добрую атмосферу.
Перспектива дальнейшей работы.
Продолжать играть в сюжетно-ролевую игру «Школа», свободно и самостоятельно обыгрывая разные сюжетные линии, обращать на взаимодействие и общение детей в игре. Продолжать знакомить детей с социальной жизнью учителя и учеников; помогать детям определяться с ролью в игре; помогать детям устанавливать и усваивать правила и нормы социального поведения через игру; постепенно детям переходить от совместной к самостоятельной деятельности со сверстниками; в дальнейшем игра должна проходить в режиме реального времени сочетая в себе реальную жизнь. А также пополнять сюжетно-ролевую игру необходимым материалом, атрибутами.
Список используемой литературы.
1. Агафонова И. Н. «Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации» Начальная школа 1999 г. № 1.
2. Венгер Л. А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, дошкольное воспитание». М. 1970.
3. Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребёнок к школе?» М. 1994.
4. Гуткина Н. Н. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению». М. 1997.
5. Дьяченко О. М. Веракса Н. Е. «Чего на свете не бывает». М. 1994
6. Ефимова С. П. «Как готовить ребёнка к школе. Советы врача».1992г.
7. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения» Екатеринбург М. 1998 г.
8. Запорожец А. В. «Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогике». / Под редакцией А. В. Запорожца, Г. А. Марковой.
9. Буря Р. С. «Готовим детей к школе». М. 1987 г.
10. Кравцова Е. Е. «Психологические проблемы готовности к школьному обучению». М. 1991 г.
11. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология» 1991 г.
12. Никитин Б. П. «Развивающие игры». 1994 г.
13. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе». 1999 г.
14. Эльконин Д. Б. Венгер Л. А. «Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста». М. 1988.
15. Дубровина И. В. «Руководство практического психолога». 1999 г.
16. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома : психологические упражнения, и коррекционные программы» М. 1993 г.
17. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог» № 23. 1999 г.
18. Дубровина И. В., Зацепин В. В. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология. М. 1999 г.
19. Цукерман Г. А. «Школьная жизнь». Томск 1992.
20. Эльконин Д. Б. «Психологические игры». 1978 г.
21. Божович Л. И. «Проблемы развития мотивационной серы ребёнка. Изучение мотивации и поведения ребёнка». 1972 г.
22. Выгодский Л. С. «Проблема возраста».1984 г.
23. Саллина Н. Г. «Интеллектуальное развитие ребёнка». 1988г.
24. Агафонова И. Н. «Социально – психологическое обучение детей 6 – 10 лет». «Программа «Я и Мы». 2001 г.
25. Божович Л. И. М. 1968 г.
26. Журнал «Здравствуй школа» Спец. выпуск № 5 от журнала «Полезные советы и идеи».
27. Л. Матвеева Выбойщик И. «Что я могу узнать о своём ребёнке» Психологические тесты, задания и игры. / Екатеринбург 2003 г.
28. Фомина Л. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»
29. Кольцова М. М. «Развитие моторики»
30. Е. Данилова «Пальчиковые игры»
31. Программа ФГОС «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Москва, 2016.
https://yandex.ru/images/
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/06/21/proekt-syuzhetno-rolevoy-igry-shkola