Лучший педагог года

Проект «Таинственное пространство»

Мария Рябова
Проект «Таинственное пространство»

Проект

«Сенсорная комната: таинственное пространство»

Ф. И. О. : Рябова Мария Геннадьевна

Должность: воспитатель

Наименование учреждения: ГКОУ «Таремский детский дом»

Адрес: Нижегородская область, Павловский район, с. Таремское,

ул. Школьная, д. 19 Б, тел. (831 71)7- 03-82

e-mail :tar19b1@yandex.ru

2018

«Самое прекрасное, что мы можем испытать,

- это ощущение тайны. Она источник всякого

подлинного искусства и науки…»

Альберт Эйнштейн

«Мир входит в сознание человека лишь через

Публикация «Проект „Таинственное пространство“» размещена в разделах

дверь органов внешних чувств.

Если она закрыта, то он не может войти в него,

не может вступить с ним в связь.

Мир тогда не существует для сознания».

Тьерри Вильям Прейер

Желание получить сенсорную комнату и одновременно продвинуться вперед в области освоения проектной деятельности явилось толчком к организации описанного ниже проекта.

Проект : «Таинственное пространство»

Цель: создание организованной окружающей среды, обеспечивающей психологическую комфортность, эмоциональную поддержку воспитанникам и сотрудникам детского дома через оформления сенсорной комнаты.

Задачи:

1) Заинтересовать и организовать группу детей и взрослых для выполнения проекта.

2) Укрепить чувство сотрудничества взрослых и детей при совместной работе над реализацией проекта.

3) Обучить детей работать самостоятельно по принятым правилам, согласовывая свои действия с действиями остальных, доводить начатое дело до конца.

4) Способствовать формированию дружеских отношений при совместной работе, закрепить у детей трудовые навыки, желание помогать друг другу и достигать нужного результата.

5) Применять в психолого-педагогической деятельности детского дома новые формы и методы коррекционной работы, с детьми используя оборудование сенсорной комнаты.

Краткое описание проекта.

Проблемы:

• Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшись в ситуации изымания из кровной семьи и помещения для проживания в государственные учреждения, стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они значимы, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую любовь и внимание со стороны взрослых и сверстников и, как правило, делают это не всегда мирным путем. Ребенок, живущий в учреждении, находится постоянно в ситуации "вынужденного контроля" окружающей действительности, и это в дополнение к уже пережитой травме утраты семьи. А значит – в ситуации чрезмерного беспокойства и тревоги.

• К тому же, ситуация усложняется наличием у детей ограничений по здоровью. Из-за наличия того или иного заболевания у них зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость - они не могут проявить себя в группе, держатся несколько обособленно от остальных детей. Успешность умственного, физического, эмоционального развития в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько развиты у ребенка сенсорно-перцептивные способности.

• Кроме того, с недавних пор особенностью нашего детского дома стало то, что в нем проживают несовершеннолетние воспитанницы, ставшие молодыми мамами. Ситуация, связанная с незапланированной беременностью, родами и воспитанием ребенка без поддержки близких родных, влияет на психику несовершеннолетних мам не лучшим образом. Их эмоциональное состояние часто неустойчиво, и поэтому нужна внешняя поддержка.

• Становление интеллектуально и социально развитого, успешного ребё нка зависит от личности воспитателя: его настроения, умения управлять собой, способности решать свои собственные проблемы и др. К сожалению, профессиональный стресс и профессиональное выгорание педагогов в работе в современных условиях полностью исключить невозможно. Специалисты, работающие в детском доме, подвержены эмоциональному выгоранию. Но хотя универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания - нет, вполне возможно существенно уменьшить разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Даже с позиций классической экономической теории всякое улучшение условий должно повышать эффективность деятельности.

Чтобы компетентно помочь ребенку, нужен ряд условий. И в первую очередь, таких как:

доверительные личностно-ориентированные отношения с воспитателями и другими сотрудниками

условия проживания – максимально приближенные к домашним

спокойная, доброжелательная обстановка

в ракурсе проблемы психологического здоровья актуальна формула «психологически здоровый педагог — психологически здоровые дети»

особым способом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, помогающими ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми, то есть сенсорная комната.

Сенсорные комнаты бывают двух видов: светлые и темные. Оба вида положительно воздействуют на психику человека: развивают моторику, обостряют чувства восприятия окружающего мира и тем самым приводят психоэмоциональное состояние человека в равновесие.

Занятия в светлых сенсорных комнатах носят элемент игры, а значит, заряжают детей позитивом, бодростью духа и огромным зарядом энергии. Занятия в светлых сенсорных комнатах – прекрасный вариант занять ребенка.

Темная сенсорная комната имеет другую психологическую направленность, ее главная цель – восстановить психоэмоциональное состояние ребенка и расслабить его нервную систему. Благодаря сенсорным ощущениям, которые ребенок получает, исследуя все элементы комнаты, его внутренне равновесие восстанавливается, а негативные эмоции исчезают. Концентрируя все свое внимание на происходящем вокруг, ребенок приобретает навыки самообладания, освобождается от страхов и агрессии и учится воспринимать окружающий мир таким, какой он есть. Занятия проводятся в полной темноте, чтобы ребенку передавался весь спектр ощущений, при этом темная сенсорная комната напоминает волшебный мир.

Таким образом, темная сенсорная комната как инновационная модель необходима нашему учреждению для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей и взрослых, познавательного и эмоционального развития, детей обычных и с ограниченными возможностями; для более качественного воспитания и образования воспитанников.

Оборудование

№ Наименование оборудования Описание оборудования, эффект использования Цена*

1 Пуфик-кресло с гранулами -удобное сидение, наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.

2 Маты напольные

-маты различных размеров служат для мягкого напольного покрытия сенсорной комнаты, обеспечивая безопасность и комфорт. На «мягком полу» можно лежать, сидеть, двигаться без риска получить травму. Для того чтобы маты не «разъезжались» в процессе занятий, предусмотрена возможность скрепления их между собой при помощи «липучек», которые расположены на их нижней поверхности.

3 Детская сенсорная дорожка -дорожка из ковролина, к поверхности которой с помощью липучек крепятся круглые «кочки-мешочки» с различными наполнителями и квадратные ребристые коврики. Съемное крепление позволяет менять последовательность их расположения. Ходьба по «кочкам-мешочкам» и ребристым дорожкам полезна для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Разнообразие тактильных ощущений делает хождение по сенсорной дорожке увлекательным и полезным для людей любого возраста. Сенсорная дорожка может использоваться в качестве оборудования и для светлой, и для темной сенсорных комнат. Восприятие сенсорной дорожки меняется, если она расположена в темной сенсорной комнате, когда перемещаться по «кочкам-мешочкам» надо в полутьме, например, при освещении, исходящем от зеркального шара. В этом случае направленный луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное количество «солнечных зайчиков». Они, словно маленькие звездочки, скользят по полу, попадают на «кочки-мешочки», изменяя их цвет. Такой светоэффект требует определенных изменений и в пространственной ориентировке во время ходьбы по сенсорной дорожке. Не меняя тактильных ощущений, он обостряет их. Для более полноценных ощущений рекомендуется ходить по дорожке босиком или в тонких носках

4 Сухой душ -разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускающиеся вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Оказавшись в сухом душе, подняв вверх голову, человек видит свое отражение в зеркальном потолке.

5 Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной. -в прозрачной колонне высотой 150 см, 10 см, выполненной из прочного пластика и заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, кружась в цветных переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить вибрацию. Пузырьковая колонна оснащается мягкой платформой, которая используется в качестве удобного сиденья. Безопасное угловое зеркало создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

6 Детское игровое панно «Звездное небо» -панели разных размеров из черного пластика в раме. В каждую панель вмонтированы тончайшие светооптические волокна. Панно располагается на стене в темной сенсорной комнате и при включении создает эффект ночного неба. При взаимодействии с панно у человека возникает ощущение, будто бы он дотрагивается руками до звезд. Для работы с детьми панно располагают на уровне их роста. Для этого определяется средний рост ребенка, исходя из контингента детей учреждения. Если расположение панно не соответствует росту всех детей, участвующих в занятии, то самым низким можно предложить специальные скамеечки или пуфики. Панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды, для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий.

7 Зеркальный шар с приводом вращения и профессиональный источник света к зеркальному шару «Зебра-50» (в комплект может входить настольный штатив или напольная штанга) -вращающийся зеркальный шар с ограненной поверхностью, который подвешивается к потолку или укрепляется на штативе. Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется в процесс проведения релаксационных занятий, а также занятий с фантазийным и сказочным сюжетом, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.

8 Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» -россыпь из 100 светооптических волокон длиной 200 см, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая их, ребенок (подросток) приобретает новый опыт. Чрезвычайно эффективен для занятий с детьми (подростками) со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света.

11 Музыкальный центр с набором CD-дисков для релаксации -техническое музыкальное оснащение темной сенсорной комнаты.

12 Фонтан водный настольный -источник воды, которая стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Конструктивно настольный водный фонтан выполнен в форме дерева.

*цены не указаны в связи с чрезвычайно быстро меняющимся рынком цен

Этапы и механизмы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Результаты изучения эмоционального состояния участников образовательного процесса, необходимость поиска новых форм и методов коррекционной работы.

Изучение литературы/информации в Интернете по целесообразности и эффективности использования технологий сенсорной комнаты.

Подбор оборудования, исходя из его назначения и эффективности использования, для сенсорной комнаты нашего детского дома.

2 этап. Основной

Выбор помещения в здании детского дома/вспомогательного блока.

Ремонт/подготовка помещения, определенного под организацию сенсорной комнаты.

Закупка оборудования/материалов для сенсорной комнаты.

3 этап. Итоговый

Оформление сенсорной комнаты.

План реализации проекта

Что делать Временные затраты Кто делает

1. Проведение диагностического исследования психоэмоционального состояния по методикам:

“Тест цветовых предпочтений” (М. Люшер); “Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности” (Г. Айзенк); тест смысложизненных ориентаций;Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки);

метод наблюдения.

2. Заинтересовать и организовать группу детей и взрослых для выполнения проекта.

3. Поиск и анализ информации «копилка сенсорных комнат».

4. Подбор оборудования темной сенсорной комнаты. В течение нахождения в детском доме

36 часов

(3 смены)

12 часов

12 часов

Психолог Воспитатель

Воспитанники

Воспитатель

1. Определение помещения для оборудования ее под темную сенсорную комнату.

2. Подготовка помещения:

демонтаж покрытия стен; оклейка стен специальными обоями; пошив и навес штор.

3. Изучение рынка цен «Оборудование сенсорной комнаты».

4. Закупка необходимого материала/оборудования 1 час

48 часов

12 часов

12часов

Администрация (директор)

Воспитанники

Воспитатели

Швея

Рабочий по КОЗиС

Воспитанники

Воспитатели

Администрация (директор, завхоз)/ Спонсоры

1. Установка/монтаж оборудования темной сенсорной комнаты.

2. Открытие и презентация «Сенсорная комната: таинственное пространство». 8 часов

1 час Рабочий по КОЗиС

Воспитанники и сотрудники детского дома

Гости

Описание количественных и качественных ресурсов

Имеющиеся ресурсы:

человеческие: Воспитатель, Воспитанники, Рабочий по КОЗиС, Швея.

Необходимые ресурсы:

финансовые:

№ Материал Количество Цена *

1 Ткань на шторы 6 метров

3 Обои 12 кв. м.

4 Клей (обойный) 2 уп.

5 Нитки 1 шт.

7 Крючки для штор 20 шт.

8 Карниз для штор 1 шт.

9 Оборудование для сенсорной комнаты по перечню (см. выше)

*цены не указаны в связи с чрезвычайно быстро меняющимся рынком цен

Перспектива развития проекта

В результате реализации проекта «Сенсорная комната: таинственное пространство»

• Получение положительных эмоций от проделанной работы, от полученного результата.

• Укрепление межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников и взрослых;

• Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с воспитанниками и сотрудниками детского дома;

• Предоставление услуг по использованию сенсорной комнаты приемным семьям.

Публикации по теме:

Информационное пространство детей дошкольного возраста В настоящее время дошкольное образование считается очень значимым во всем мире. Как известно, воспитанники детских садов любопытны к своему.

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Таинственное исчезновение буквы Р» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Таинственное исчезновение буквы «Р» Подготовительная группа «Лазорики» Задачи: Развивающие:.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Таинственное письмо» Конспект итогового занятия по обучению грамоте «Таинственное письмо»[/b] Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи:.

Конструкт непрерывной образовательной деятельности «Путешествие в космическое пространство» Конструкт непрерывной образовательной деятельности. Тема : "Путешествие в космическое пространство " Педагог : Ахтямова М. В. - 1 квалификационной.

Открытое интерактивное пространство в ДОУОткрытое интерактивное пространство в ДОУ В ФГОС к ДО определены требования к развивающей предметно - пространственной среде, заложено обеспечение максимальной реализации образовательного.

Презентация «Путешествие в космическое пространство» Блок В просторах космоса. Подготовил: воспитатель-Попрыгина Т. А. Цель проекта: Развитие интеллектуально-познавательной и эстетической.

Путешествие в космическое пространство Путешествие в космическое пространство Ход занятия. (Дети входят в группу, приветствуют гостей и садятся на свои места) В. : Ребята, я бы.

Сценарий праздника «Таинственное волшебство» В зале стоит елка, под ней стоит большой мешок Звучит сказочная музыка, выходит Снегурочка. Снегурочка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?.

Технокарта занятия по речевому развитию «Таинственное послание. Звуковая культура речи» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Непосредственная образовательная деятельность Образовательная область: «Речевое развитие» Направление: Звуковая культура.

Театральное пространство «Лебединое озеро» в группеТеатральное пространство «Лебединое озеро» в группе Удивительный мир театра привлекает и завораживает детей. На сцене происходят чудесные превращения, дети становятся участниками сказочных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Таинственное пространство»
Опубликовано: 9 июля 2018 в 13:15
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД