Приложение МААМ

Проект «Основы безопасности жизни кочевников Севера и их детей» для детей 3–7 лет

Анджела Нешкарультына
Проект «Основы безопасности жизни кочевников Севера и их детей» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

Тема: «Основы безопасности жизни кочевников Севера и их детей».

Автор: Нешкарультына Анджела Борисовна.

Должность: воспитатель ДО

Учреждение : Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Конергино».

На межрегиональный конкурс методических разработок по основам безопасности жизни в условиях кочевья.

Проект

Тема: «Основы безопасности жизни кочевников Севера и их детей».

Публикация «Проект „Основы безопасности жизни кочевников Севера и их детей“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах

Участники: дети 3-7 лет, родители, воспитатели.

Тип проекта : познавательно-тематический, игровой.

Длительность проекта : бессрочный.

Подготовила: Нешкарультына А. Б. (1-й категории)

Год реализации проекта : 2021 г – 2025гг

Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей к традициям, обычаям оленеводов и их безопасное поведение в условиях кочевье.

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности

-художественно – эстетическое (лепка, рисование, музыкальное,

-познавательное (беседы, просмотр презентаций, обыгрывание игровых ситуаций и т. п.)

-речевое (чтение сказок, преданий, стихов по теме безопасность и обсуждение)

-физическое (подвижные игры, национальные виды спорта)

-социально – коммуникативное направления (игровые упражнения, ситуации)

Основа проекта лежит на работе с родителями: сбор материала, атрибутов, и т. п.

Продукт совместной деятельности:

Актуальность.

Профессиональная деятельность северян тесно связана с различного рода экстремальными ситуациями, создающими опасности для здоровья и жизни. Наиболее сложными являются природные стихии: наводнения, снежные бури, сильные морозы вплоть до -30/ 500С, опасные ситуации при встрече с хищными животными. Важны знания особенностей среды обитания человека, повадок хищников, причем в зависимости от природных сезонов. Это формирует умения предвидеть назревающие события и избегать опасных ситуаций.

Традиционные знания и практическая подготовленность северян к экстремальным ситуациям обеспечивают безопасность жизни.

Безопасность - это не только защищенность общества от различных угроз, аварий, катастроф и стихийных бедствий природного происхождения. Безопасность связана с пониманием угроз и опасностей, которые могут исходить из разных источников и объектов.

В наше время введение в учебных программах общеобразовательных школ обучения основам безопасности жизнедеятельности человека актуально как никогда. Общеизвестен богатейший опыт народов Севера, который накапливался веками по вопросам безопасности жизнедеятельности. Жизнь на Севере опасна и трудна. Об этом хорошо знают те, кто живет и трудится здесь в экстремальных условиях.

Кочевой уклад жизни - это устойчиво существующий порядок, основанный на привычном для этноса жизнеобеспечении (оленеводство, охота, рыболовство, собирательство, на его основании осуществляется жизнедеятельность многих поколений коренных народов Севера. Устойчивость кочевого уклада жизни определяется этничностью, этнокультурные традиции передаются из поколения в поколение. Жизнь в суровых природноклиматических условиях сформировала у северян особую систему жизнеобеспечения. Знание среды обитания, промысловой территории является главным условием здесь относительно безопасной жизни. Благодаря традиционным знаниям народы Севера в вечной борьбе с природными аномалиями выжили и выживают до настоящего времени.

Основой жизненного уклада коренных малочисленных народов Севера является оленеводство. В экстремальных условиях Севера люди сумели создать уникальную хозяйственную систему, основанную на оленеводстве. Этот уклад стал основой сохранения культуры, языка и традиции коренных народов Севера.

Воспитание детей коренных малочисленных народов Севера напрямую связано с традиционным образом жизни народа. В их воспитании важную роль играют обычаи и народные традиции. Ребенок вырастает, «впитывая» лучшие человеческие качества. Морально-нравственные ценности становятся для него главенствующими. Основой такого воспитания признаются народные традиции бережного отношения к окружающей среде, природе. Родители учат детей беречь все, что связано с природой.

Безопасность жизни способствует формированию у них мотивации на здоровый образ жизни, развитие здоровьесберегающей компетентности. Наблюдения показали, что дети с малых лет приучаются пользоваться мерами безопасности на дороге, в транспорте; им разъясняют, как вести себя, если потерялся, как избежать многих неприятностей в тайге и тундре и т. п. На Севере детей подстерегает множество опасностей. Чтобы обезопасить себя, дети должны знать причины чрезвычайных ситуаций и как себя вести в этих случаях.

Задачи:

Образовательные задачи:

-расширять представление о жизни и быте северных народов;

-познакомить с укладом жизни северян;

-расширять представления о профессии оленевода.

Развивающие задачи:

-развивать творческие способности, фантазию, умению импровизировать;

-поощрять любознательность, побуждать к использованию в игре специфических ролевых действий;

-формировать умение объединять тематические игровые эпизоды в сюжет;

-вызывать интерес к продуктивной деятельности; создавать атрибуты, элементы к играм, обустраивать игровое пространство.

Воспитывающие задачи:

-воспитывать у детей безопасное поведение при кочевье, в тундре, в яранге;

- учить соблюдать традиции и обычаи по отношению к растениям, животным, водоемам и т. п.

Цель проекта :

Цель:

повышать активность родителей в профилактической работе, способность формированию у них чувства ответственности за жизнь и здоровье детей.

Формы работы по проекту :

1. Беседа:

- с родителями о проекте и подготовка материала по проекту; консультация для родителей «Безопасность при кочевке».

- с детьми показом презентации «Кочевье» «Чукчи и их быт», «Опасные предметы в яранге», «Обычаи и традиции Северян», «Одежда и времена года Северян», «Техника помощники оленевода».

2. Консультация для родителей «Безопасность при кочевке».

3. Дидактическая игра «Построй ярангу», «Собери нарты на кочевку», и т. п.

4. Сюжетно- ролевая игра «Хозяюшка яранги», «Пастух и олени», «Мы кочуем».

-Просмотр мультфильмов по теме кочевка. «В яранге горит огонь» и т. п.

-Просмотр презентаций.

5. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме: А. Кымытваль «Встреча с умкой», «Как построить ярангу» и других писателей.

6. Рисование и лепка по теме.

Методы работы по проекту :

-словесные;

-игровые;

-наглядные;

-использование ИКТ

Реализация проекта осуществляется в три этапа:

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный.

1. Создание необходимых условий для реализации проекта.

2. Перспективное планирование проекта.

3. Подбор необходимой литературы (материала)по данной теме.

4. Подбор музыкальных произведений для прослушивания и музыкально-ритмических движений.

5. подготовка презентаций по теме проекта.

Сотрудничество с родителями:

1. Сделать с помощью родителей дидактический материал по темам: Стойбище – жилище, кочевье, обычаи и традиции, народное целительство, пища, одежда.

2. Подбор литературных произведений по теме проекта.

II этап – основной этап (практический)

План образовательной деятельности с детьми по теме проекта. Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка в разных видах деятельности для реализации поставленных целей и задач по теме проекта.

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

-Рассматривание яранги, просмотр мультфильмов, картин о быте и северян в тундре,

-Рисование «Яранги», знакомство с аппликацией из обрывок бумаги «Мое стадо»

-лепка по теме проекта «Нарты и кочевка»

-Разучивание чукотских песен и танцев.

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами, утварью учить пользоваться с осторожностью (к,эмэн,ы, нож, термос, кружки, костер, и т. п.)

Двигательная деятельность.

Подвижные игры, обыгрывание игровых ситуаций.

III этап – заключительный.

Итоговое мероприятие: выставка детского творчества.

Реализация данного проекта позволит сформировать у детей и родителей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в тундре.

Проект способствует и развитию социальной компетентности детей : они свободно общаются с другими детьми, родителями, сотрудниками садика.

Повысится грамотность родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей. Они осознают, что большое влияние на формирование поведения в тундре оказывают они сами – родители.

План образовательной деятельности с детьми 3 – 7 лет и их родителями по проекту «Основы безопасности жизни кочевников Севера и их детей».

Тема Содержание работы по безопасному поведению Формы работы Варианты итоговых мероприятий

Знакомство с со стойбищем и жилищем. Познакомить с устройством яранги (как собирать и разбирать при кочевке). Занятия, беседы, показ иллюстраций, видеосюжетов, дидактические игры Обыгрывание ситуации «В гости к Эпек,эй»

Утварь и костер Знакомить с утварью. Как пользоваться костром в яранге. И как пользоваться топором при рубке дров для костра. Просмотр презентации, иллюстраций. Сюжетно-ролевая игра «Хозяюшка».

Кочевье Продолжать знакомить с укладом жизни кочевников. Знакомить с безопасным поведением при кочевке. Знакомить с назначением нарт (легковые, грузовые, детские – кааран). Показ иллюстраций,

занятия по ИЗО (лепка нарты, олени) ознакомление с окружающим миром. Обыгрывание ситуации «Кочевка» с бросовым материалом (стулья – нарты, шапочки оленей и т. п.)

Обычаи. Традиции. Развивать умения наблюдать характерные особенности и сезонные изменения в природе, расширять и уточнять представления о растительном мире тундры. Развивать бережное отношение к животным, соблюдать чистоту водоемов. Знакомить с о священными местами Чукотки. Экскурсии в тундру, беседы «Водоемы и чистота»,, показ презентаций «Священные места Чукотки, района». Занятие по ИЗО

Народное целительство.

Знакомить с первой помощью человеку при ожогах, ушиб, обморожению. Знакомить детей с гнусом, комарами в тундре и как помочь оленям и людям. Знакомить с профессией ветеринар, с лекарственными растениями Чукотки и х назначениями в лечении.

Чтение литературы с показом презентации «Первая помощь», «Гнус, комары и олени», «Профессия ветеринар», «Лекарственные растения Чукотки». Обыгрывание ситуации «Скорая помощь», «Ветеринар»

Пища Расширять и углублять знания о назначении ножа (женский нож (для кройки одежды, мужской нож, с ножной (чехол для ножа). Знакомить с безопасным поведением с ножом во время еды. Беседы по теме с показом презентации. Дидактическая игра «Я сам».

Одежда и инструменты для изготовления одежды. Знакомить детей с одеждой оленеводов по сезонам года и инструментами выделки одежды (скребок, камень и железка) и для шитья (иглы, ножницы, ножик, наперсток, топор и др.). Просмотр презентации и дидактического материала по теме. Дидактическая игра «Назови правильно для чего?».

Современные технологии в кочевье. Знакомить с техникой помощниками оленеводов 9снегоходы. Квадрациклы. Вездеходы и т. п). развивать безопасное поведение. Просмотр презентации пор теме. Сюжетно – ролевая игра «Я оленевод, вездеходчик, буранист».

Консультация для родителей.

«Безопасность при кочевке».

«Пока есть тундра –

Будет и олень.

Мы родились здесь и

продолжаем дело отцов и дедов».

Именно в этих словах скрыт ключ к пониманию кочевника. Для них процесс движения – это и есть сама жизнь, ощущение уюта, а противоположное состояние обездвиженности и оседлости таит в себе никчемность и пустоту. Кочевье – это искусство передвижения, мастерства в котором достигли караванщики северных пустынь – оленеводы-кочевники.

Но залогом успешного преодоления долгого пути, в первую очередь, являются меры предосторожности, принимаемые взрослыми для обеспечения безопасности своих детей и себя.

Возможные источники опасности для детей.

Предметы, которые запрещено брать детям в яранге :

- спички;

- очаг (открытый огонь в яранге);

-маленьким детям запрещено брать ножи, ножницы, иголки, рабочие инструменты;

- лекарство;

- горячую жидкость.

Источники опасности на улице, возле чума:

- незнакомые люди;

- оленья упряжка;

-собаки и другие животные;

-открытый водоём;

-осенний ледостав, весенний паводок и ледоход;

- молния, гроза, град, метель;

- работающий снегоход;

-работающий бензиновый генератор

Меры предосторожности, применяемые для безопасности детей в яранге.

Яранга – это традиционное переносное жилище кочующих людей. Его можно соорудить практически везде, причем в минимальное время. Он состоит из шестов, веревок из моржовой шкуры, досок, и внутреннего убранства. В центре него стоит очаг, открытый огонь летом и зимой. Ярангу ставят взрослые. Дети в это время находятся в стороне – это необходимая мера безопасности.

Чтобы обезопасить детей во время пребывания в яранге, нужно выполнять несколько правил:

- женские принадлежности для шитья (иголки, ножницы, нитки, напёрстки и т. д.) должны храниться в специальной сумочке, тщательно закрытой, чтобы маленький ребёнок не смог их достать;

- инструменты (топор, пила, рубанок и т. д.) хранятся в определенных ящиках;

- лекарство и бытовая химия хранятся в недоступных для детей местах.

- острые, колющие, режущие предметы, так же должны быть спрятаны в специальные ящики;

- не оставлять детей без присмотра у открытого огня или печи.

Меры предосторожности, применяемые на улице, возле чума.

Возле яранги, маленького ребенка так же подстерегают разного рода опасности. А чтобы не омрачить игру на улице и избежать несчастного случая, нужно принять меры предосторожности, такие как:

- Олени и оленья упряжка. Детям нужно объяснять, что к оленям и оленьей упряжке подходить самостоятельно нельзя. Олени в упряжке могут испугаться, начать двигаться по кругу и затоптать того кто рядом. Если внезапно подойти к оленю, то он может ударить копытом или рогами.

-Оленеводческие собаки. Правильное обращение с животными включает в себя не только то, что их нельзя обижать, но и то, что нельзя подходить к незнакомым животным.

-Нельзя выпускать детей на улицу одних во время сильной метели. Ребенок может потеряться и замерзнуть.

- Нельзя находиться под открытым небом во время сильной грозы. Необходимо объяснять детям, что можно получить удар молнией, что приведёт к очень страшным последствиям;

-Объясните ребёнку, что подходить к работающему снегоходу опасно. Ребёнок может нажать рычаг и привезти снегоход в движение.

Ребенок должен уметь определять опасные ситуации и знать не только меры предосторожности, но и как справляться с каждым конкретным случаем, когда есть угроза его здоровью или даже жизни. С детьми необходимо разговаривать о мерах безопасности, объяснять, что можно делать, а что нельзя.

Здоровье детей зависит от нас взрослых.

Публикации по теме:

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Конспект беседы «Основы антитеррористической безопасности» в младшей группе Конспект занятия «Основы антитеррористической безопасности» в младшей группе Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил.

Конспект занятия «Основы антитеррористической безопасности» в младшей разновозрастной группеКонспект занятия «Основы антитеррористической безопасности» в младшей разновозрастной группе Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил антитеррористической безопасности, умения проявлять осторожность и осмотрительность.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Лэпбук «Основы здорового образа жизни»Лэпбук «Основы здорового образа жизни» Воспитатель Сафонова В. А. СП «Детский сад» МАОУ ООШ с Комсомольское Балаковского района Саратовской области. Добрый день, уважаемые коллеги,.

Методическая разработка прогулки «Зимние забавы-основы безопасности жизнедеятельности»Методическая разработка прогулки «Зимние забавы-основы безопасности жизнедеятельности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Районный отдел образования нашего города объявил для педагогов конкурс методических разработок.

Основы безопасности жизнедеятельности в группе (фотоотчет)Основы безопасности жизнедеятельности в группе (фотоотчет) Одной из главных задач воспитателя является ОБЖ ребенка. В работе по охране жизни включаем все области развития. Работа по охране жизни.

Памятка для родителей «Основы безопасности детей дома» Хотя дом принято считать надежной крепостью, все же и в нем появляются опасности. Может возникнуть много ситуаций, при которых на ребенка.

Профилактика безопасности жизни и здоровья детей. Стихотворение «Опасно! Тонкий лед!» Опасно! Тонкий лед! Т. Гурина Весна спешит во все дворы, И снег повсюду тает, Веселье, смех у детворы: Как солнце пригревает! Бегут в проталинках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Основы безопасности жизни кочевников Севера и их детей» для детей 3–7 лет
Опубликовано: 27 октября 2021 в 04:36
+54Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Основы безопасности жизни кочевников Севера и их детей» для детей 3–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анджела Нешкарультына (УИ 1475976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД