Папки-передвижки

Проект «Традиции и быт русского народа» для детей старшего дошкольного возраста

инна соловьева
Проект «Традиции и быт русского народа» для детей старшего дошкольного возраста

Проект «Традиции и быт русского народа»

для детей старшего дошкольного возраста

Содержание:

Введение

1. Цель и задачи проекта

2. Принципы реализации проекта

3. Формы и методы работы

4. Основные направления нашей работы:

5. Этапы реализации проекта

Заключение

Введение

Публикация «Проект „Традиции и быт русского народа“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Основная проблема: многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Актуальность темы. В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих, нравственных качеств личности. Приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально- действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С Дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом- человеком, имеющим чувства к Родине, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей, совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Сроки: январь-май 2019 г.

Тип проекта : творческий, познавательный.

Вид проекта : семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, умеют применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Участники: дети и родители детей старшей группы, музыкальный руководитель, воспитатели.

1. Цель и задачи проекта

Цель проекта : формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, я выбрала тему своего проекта «Традиции и быт русского народа». Я посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из анкет и общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.

2. Дать понятие о русском костюме.

3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека : гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского быта человека ребенку, живущему в современных городских условиях.

5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.

7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

2. Принципы реализации проекта

В своей работе я опираюсь на следующие научные принципы: принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

Принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Новизна проекта состоит в открытости качественного современного образования и предполагает, что получение образования доступно любому желающему, с различным уровнем исходных знаний, на основе использования современных информационных и педагогических технологий.

3. Формы и методы работы

Формы и методы работы.

Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).

Наглядно-слуховой метод, является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаем различить варианты исполнения одного и того же произведения.

Информационно-рецептивный метод, применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д.

Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором — дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством :

заучивание потешек, прибауток, закличек.

использование пословиц, загадок, поговорок.

чтение художественной литературы.

использование русских народных песен и танцев.

проведение русских народных игр.

использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

рассказ о народных обычаях и традициях.

рассматривание иллюстраций о русском быте.

беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми:

организованные занятия.

совместная деятельность.

праздники и развлечения.

наблюдения в быту и природе.

слушание музыки.

Адресная направленность: опыт проектной деятельности на тему «Традиции и быт русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

4. Основные направления нашей работы:

1. Создание атмосферы национального быта – создание макетов интерьера русской избы и русского подворья. Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Я решила, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Постаралась воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, сундук, ухват, посуда, жернова, русская печь, веретено, стол, кровать, лавка, коромысло и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальных музыкальных инструментов, образцы народных промыслов : «Хохлома», «Жестов», «Городец», «Гжель». С каким интересом ребятишки рассматривали,старинные,вещи.

Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.

2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т. п.). В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Знакомство с народным искусством. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.

4. Знакомство с русскими народными играми. Русские народные игры привлекли мое внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

5. Этапы реализации проекта

I этап – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, формулирование цели и задач проекта : знакомство с содержанием книг, чтение познавательной и художественной литературы; первичный мониторинг; анкетирование родителей; привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т. д.

….

II этап – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта : занятия в соответствии с планом; беседы; чтение познавательной и художественной литературы; слушание классической музыки; слушание русских народных песен; экскурсия в русскую избу.

Таблица 1

Мероприятия с детьми

Название мероприятия Цель: Срок проведения

Занятие «Русь-матушка».

Цель: познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему. январь

Экскурсия в комнату «Русская изба»(макет). Цель: познакомить с бытом крестьянской семьи. февраль

Беседы: «Имена старинные и современные»;

«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать» Цель: воспитывать любовь и уважение к своим родителям. март

Чтение русских народных сказок, былин об Илье Муромце.

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам и былинам, картины Васнецова «Три богатыря».

Цель: показать на основе художественных произведений быт, жизнь людей, познакомить с подвигами богатырей.

январь-март

Праздник «Под березонькой кудрявой завели мы хоровод».

Цель:знакомить детей с русскими народными плясками, хороводами, играми, костюмом.

апрель

Игра-хоровод «Гори, гори ясно» ,«Дударь».

Цель: познакомить детей с хороводными играми.

апрель

Слушание русских народных песен.

Цель: показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа март-апрель

Игра «Ручеёк».

Цель: показать детям как отдыхали в старину апрель

Вечер загадок про домашнюю утварь и т. д

Цель: закрепить с детьми названия домашней утвари и т. д.

март

Украшение банченного веника.

Цель:развивать творчество, фантазию.

февраль

Рассказы детей о членах своей семьи из личного опыта

Цель: прививать любовь и уважение к близким людям, уважение к их труду.

февраль-апрель

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», Деревенская изба».

Цель: закреплять представления детей о семье. Об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Продолжать учить распределять роли, развивать сюжет. Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Закреплять полученные знания о русской избе, быте русского народа.

апрель- май

Д / и «Сувенирная лавка»

Д / и «Собери тарелочку»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, формировать интерес к народным промыслам, закреплять названия росписей

март

Итоговое занятие НОД «Как люди на Руси жили на Руси, их традиции и быт».;

Цель: закрепить знания детей о быте и традициях русского народа.

май

Мониторинг.

Мероприятия с родителями

Участие родителей в весеннем празднике.

Разучивание с детьми частушек, стихов о Родине.

Создание альбомов генеалогического древа семьи «Я и моя семья»

Подборка консультаций для родителей.

Изготовление кукол

Приняли участие в изготовлении макета русской избы и подворья.

Раскрашивание уличной веранды в русских народных мотивах.

Привлечение родителей к участию в городских мероприятиях.

Цель:привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.

Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов — семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

январь- май

III этап – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе: мониторинг; итоговое занятие НОД «Как люди на Руси жили на Руси, их традиции и быт»; презентация проекта.

Заключение

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян. Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов.

Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Конспект НОД «Мы–модельеры русского костюма» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Мы – модельеры русского костюма» из цикла «В гостях.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Внеклассное мероприятие «Обычаи и традиции русского народа «Русская осень» в 1–4 классах МАОУ оош с. Быков Отрог Внеклассное мероприятие: Обычаи и традиции русского народа. «Русская осень». МАОУ ООШ с. Быков Отрог 1 - 4 классы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Традиции и быт русского народа» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 ноября 2021 в 17:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД