Папки-передвижки

Проект «Традиции русского быта. Русская изба»

Таран Татьяна Романовна
Проект «Традиции русского быта. Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗЦОВСКАЯ ООШ» ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Проект

«Традиции русского быта.

Русская изба»

(в группе старшего возраста)

Подготовила воспитатель: Таран Т. Р.

2023

Паспорт проекта

Наименование проекта «Традиции русского быта. Русская изба»

Публикация «Проект „Традиции русского быта, Русская изба“» размещена в разделах

Тип проекта Познавательно-исследовательский.

Участники проекта Дети старшей группы, воспитатель Таран Т. Р., родители воспитанников

Возраст детей 4-7 лет

База реализации проекта МКОУ «Образцовская ООШ» дошкольные группы

Этапы и сроки реализации проекта :

Продолжительность проекта : долгосрочный.

I этап - подготовительный: (1 месяц) сентябрь 2023г.

II этап – основной: октябрь 2023 – февраль 2024г

III этап - заключительный: февраль 2024г.

Цель и задачи проекта Цель : воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры, представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве.

Задачи:

1. Познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

2. Познакомить с традициями русского народа.

3. Расширять словарный запас детей: изба, ухват, люлька, прялка, лавка, сундук.

4. Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы).

5. Знакомство с русскими народными играми.

6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.

7. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

Интеграция образовательных областей • «Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

• “Речевое развитие»

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством • Заучивание потешек, прибауток, закличек.

• Использование пословиц, загадок, поговорок.

• Чтение художественной литературы.

• Проведение русских народных игр.

• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

• Применение игрушек и изделий народных промыслов.

• Представление кукольного театра.

• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

• Рассказ о народных обычаях и традициях.

• Рассматривание иллюстраций о русском быте.

• Беседы, вопросы, разъяснения

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто :

• Пополнились знания о культуре и быте предков.

• Получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве.

• Познакомили со старинными предметами домашнего обихода.

• Обогатился словарный запас названиями предметов русского быта : «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.

• Приобщение дошкольников к истокам традиционной культуры, поняли и приняли народные игры, обычаи, традиции.

• Создан макет русской избы

Актуальность

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его быт, традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Нужно сохранять и передавать следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа. Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей. Через разнообразные формы, методы, приемы работы: подвижные игры, сказки, беседы, народный фольклор, народные традиции, можно окунуть наше маленькое поколение в прекрасный мир родного края, показать и возлюбить его.

Постановка проблемы

Время наше сложное – это время социальных перемен. Народные игры, забавы и игрушки заменяют компьютерные игры, телевизионные экраны. Дома дети все меньше получают информации о русской культуре, народных традициях. Но мы должны помнить, что народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего.

При чтении русских народных сказок и во время бесед с детьми, что же известно детям о старинной Руси, о русском быте, у детей возникало много вопросов: как жили русские люди? Как называются предметы домашнего быта? Во что они одевались? Как отдыхали и работали? Каким образом был организован быт людей? Чем они украшали свой быт? Какие праздники отмечали?

Для решения этих и других задач был составлен проект на тему : «Традиции русского быта. Русская изба»

Гипотеза проекта :

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Этапы реализации

I этап - подготовительный: (1 месяц) сентябрь 2023 года.

1. Беседы с детьми для выявления знаний о русской культуре, быте и традициях.

2. Постановка цели и задач, определение актуальности и значимости проекта.

3. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, дидактического материала по теме проекта;

4. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

5. Составление плана работы с детьми по проекту.

6. Родительское собрание «Русская старина» (информирование родителей о задачах и содержании проекта);

7. Анкетирование родителей на выявление отношений семьи к совместной деятельности

8. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

Взаимодействие с родителями

1. Родительское собрание «Русская старина» (информирование родителей о задачах и содержании проекта);

2. Анкетирование родителей на выявление отношений семьи к совместной деятельности.

3. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

4. Сбор материала для мини музея «Русская изба»

Консультации:

- «Мини музей в детском саду»

- «Русские народные праздники»

- «Как люди на Руси жили»

II этап – основной: сентябрь 2023 – февраль 2024г

1. Внедрение проекта в единый образовательный процесс.

2. Формирование знаний, системных представлений, организация совместных мероприятий педагогов, дошкольников.

3. Ориентация проекта на нравственное воспитание дошкольников.

4. Установление партнерских отношений обучающихся, педагогов и родителей в реализации проекта.

5. Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;

6. Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей);

7. Оснащение предметно — развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой).

Календарно-тематический план проекта

Сроки Тема Форма работы

Октябрь

1-я неделя «Знакомство с русской избой» 1. Беседа: «Изба и ее устройство»

2. Д/И «Собери избу»

3. Рассказ «Как избу строили»

2-я неделя «Жилище крестьянской семьи» 1. Беседа: «Домашняя утварь и предметы старинного русского быта»

2. Рассматривание иллюстраций «Старинные предметы домашнего быта (чугунок, ухват, сундук, и т. д.)»

3. Русская народная П/И «Золотые ворота»

3-я неделя «Русская печь» 1. Беседа: «Русская печь»

2. Чтение Русской народной сказки «По щучьему велению»

3. Русская народная П/И «Гуси – лебеди»

4-я неделя «Когда я ем, я глух и нем» 1. НОД «Русская народная кухня»

2. П/Г «Машина каша»

3. Лепка «Горшочки с кашей»

Октябрь Заключительное мероприятие Экскурсия в музей

Ноябрь

1-я неделя «Путешествие по мастерским народных умельцев» 1. НОД «Путешествие по мастерским народных умельцев

2. Рассматривание иллюстраций по теме

3. П/И «Гори ясно»

2-я неделя «Чудо – чудное, диво –дивное – Золотая Хохлома» 1. НОД «Мы рисуем Хохлому»

2. Выставка работ «Золотая Хохлома»

3. Русская народная П/И «Ручеек»

3-я неделя «Дымковская игрушка» 1. Беседа: «Дымковские игрушки»

2. П/Г «Есть игрушки у меня»

3. ИЗО «Роспись Дымковских игрушек»

4-я неделя «Эти русские матрешки» 1. НОД «Эти русские матрешки»

2. П/Г «Матрешки»

3. Лепка «Матрешка»

Ноябрь Заключительное мероприятие Выставка детских работ «Мы маленькие мастера»

Декабрь

1-я неделя «Как у нас на Руси веселились от души» 1. Беседа: «Русские народные музыкальные инструменты»

2. Слушание русской народной песни «Где был Иванушка»

3. Обыгрывание русской народной песни «Где был Иванушка

2-я неделя «Игры и забавы на Руси» 1. Беседа: «Как у нас на Руси веселились от души»

2. Беседа «Знакомство с потешным фольклором»

3. Разучивание с детьми потешки.

3-я неделя «Без обеда не красна беседа» 1. Беседа: «Гостеприимство на Руси»

2. С/Р игра «Мы ждем гостей»

3. П / И «Ворота»

4-я неделя

«С Новым Годом, со всем родом» 1. Беседа: «Традиции празднования Нового Года»

3. П/Г «Новый год»

4. Аппликация: «Подарок Деду Морозу – снеговички»

Декабрь Заключительное мероприятие «Веселые посиделки у самовара»

Январь

1-я неделя «Святки – Колядки» 1. Беседа: «Пришла Коляда – отворяй ворота»

2. Чтение и разучивание колядок

3. Праздник «Коляда»

2-я неделя «Терпенье и труд – все перетрут»

1. НОД «Как трудились на Руси»

2. Чтение русских народных поговорок и пословиц

3. Д/И «Ремесла на Руси»

3-я неделя «Хлеб – всему голова» 1. Беседа: «Как хлеб на стол пришёл»

2. Рассматривание иллюстраций «Как на Руси выращивали хлеб»

3. Д/И «Разложи в правильном порядке»

4-я неделя «Как рубашка в поле выросла» 1. НОД «Знакомство с предметами быта – прялкой и веретеном»

2. Просмотр презентации «От семечки до рубашки»

3. Рассматривание иллюстраций «Народные костюмы»

Январь Заключительное мероприятие «Народные забавы на Руси»

Февраль

1 – 2-я неделя «Живая старина (путешествие по сказкам)» 1. Беседа: «Русские народные сказки»

2. Просмотр русской народной сказки «Теремок»

3. Чтение русской народной сказки «Жихарка», «Морозко»

4. Д/И «Отгадай сказку»

Февраль Заключительное мероприятие Инсценировка сказки «Теремок»

III этап - заключительный: февраль 2024г.

1. Презентация проекта.

2. Создание мини-музея «Русская изба».

3. Создание макета «Русская изба».

Выводы:

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов.

Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, нашло отклик в детских сердцах, положительно повлияло на формирование лучших человеческих качеств, способствовало и расширило кругозор детей.

Все полученные знания в процессе реализации проекта будут закрепляться, и расширяться в дальнейшем.

Литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Парциальная программа. – Санкт – Петербург:Детство – Пресс, 2015г.

2. М. Ф. Литвинова. “Русские народные подвижные игры для детей

дошкольного и младшего школьного возраста” : Практическое пособие.

Айрис-пресс, 2003.

3. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.

4. М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова «Красна изба…“Знакомство детей с

русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада”. – СПб. : «Детство-Пресс»

4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ Детство-Пресс, 2010.

Ресурсы интернета:

1. https://infourok.ru/proekt-priobschenie-detey-k-istokam-russkoy-naarodnoy-kulturi-i-bitu-v-podgotovitelnoy-gruppe-pchelki-2014161.html

2. https://multiurok.ru/files/proiekt-traditsii-russkogho-byta-russkaia-izba.html

3. https://infourok.ru/proekt-bit-i-tradicii-russkogo-naroda-3180051.html

4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/06/11/proekt-byt-i-traditsii-russkogo-naroda

5. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/proekt_russkaia_izba_1

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Назад в прошлое или современным детям о традициях русского бытаНазад в прошлое или современным детям о традициях русского быта Национальные традиции – это неугасающая душа народа. Народы России сохраняют в памяти подвиги предков, а их традиции являются ключом к сохранению.

Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба»Путешествие к истокам прошлого. Музей народного быта «Русская изба» У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом: о.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Педагогический проект «Русская изба» Педагогический проект «Русская изба» Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Праздник «Сороки» в горнице музея «Комната русского быта»Праздник «Сороки» в горнице музея «Комната русского быта» Праздник «Сороки» в Горнице Музея «Комната русского быта». Встречаться в стенах поселкового Дома Культуры поселка Идрица (директор Е. М. Маслова,.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Русские традиции чаепития. В гостях в музее народного быта «Дом Семёна-ложкаря»Русские традиции чаепития. В гостях в музее народного быта «Дом Семёна-ложкаря» Мы часто слышим о том, что понятие патриотического воспитания тесно связано с изучение народной культуры, традиций, образа жизни людей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Традиции русского быта. Русская изба»
Опубликовано: 28 марта 2024 в 14:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Традиции русского быта. Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Таран Татьяна Романовна (УИ 3208913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД