МААМ-картинки

Проект «Умелый карандаш и его друзья» (1 фото)

Ирина Гурова
Проект «Умелый карандаш и его друзья»

Название проекта: «Умелый карандаш и его друзья».

Автор: Гурова И. С., учитель-логопед МДОУ компенсирующего вида № 108 "Снежинка" г. Петрозаводска.

Тема проекта: формирование графо-моторных умений у воспитанников подготовительной к школе группы.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.

Срок реализации: долгосрочный: сентябрь – апрель.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, воспитанники подготовительной к школе группы «Ромашка» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МДОУ № 108, родители воспитанников.

Публикация «Проект „Умелый карандаш и его друзья“» размещена в разделах

Педагогическая ценность проекта:

• Комплексная, согласованная работа учителя-логопеда, воспитателей и родителей по формированию графо-моторных умений у воспитанников группы.

• Расширение у детей представлений о пишущих предметах (карандашах, фломастерах, ручках, кисточках, мелках).

• Формирование у детей исследовательских умений, познавательного интереса и любознательности, творческих изобразительных и речевых способностей, коррекция имеющихся нарушений речи.

Перспективы проекта:

• Привлечение внимания педагогов и родителей ДОУ к проблеме формирования графо-моторных умений у детей.

• Внедрение эффективных методов и приёмов по теме проекта в работу педагогов МДОУ с детьми разных возрастных групп.

Описание проекта

Актуальность:

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Что нужно для того, чтобы ребёнок был хорошо подготовлен к школе?

Здесь очень важно не упустить время, чтобы малышу в современной школе было учиться легко.

Одним из направлений работы по подготовке ребёнка к обучению в школе является развитие графических навыков.

В последнее время важность развития графомоторных навыков подчеркивают все специалисты, работающие с дошкольниками и младшими школьниками. Графические прописи применяют логопеды в работе с детьми, имеющими нарушения речи, но использовать их можно даже в работе с детьми без существенных проблем развития.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Очень важно развивать у детей возможность управлять своими руками и пальцами, что создаёт основу для овладения пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Работа по подготовке руки ребёнка к письму включает в себя: обучение правильному способу удержания карандаша, умению применять необходимую силу нажима при рисовании и письме; развитие точности, ритмичности, плавности действий. Кроме того, важны развитие произвольности движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.

Пишущие предметы (карандаш, кисточка, фломастер, маркер, мел) чаще всего привлекают внимание детей и попадают к ним в руки уже в раннем возрасте. Важно сразу научить ребёнка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остаётся без должного внимания взрослых. Ребёнок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, раскрашивания, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определённых мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребёнка, научившегося неправильно держать пишущий, предмет очень трудно переучить.

Если же ребенок хорошо справляется с графо-моторными заданиями в дошкольном возрасте, то в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.

Графический навык предполагает:

- Умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).

- Легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку и др., соблюдая необходимый угол наклона;

- Устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

- Выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Известно, что у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются трудности развития моторики, в том числе, ручной и пальчиковой. Это оказывает отрицательное влияние на формирование у них графических умений. Это подтверждают наблюдения за детьми и диагностика развития графо-моторных навыков.

Таким образом, тема проекта является очень актуальной. Её выбор обусловлен необходимостью обеспечить педагогов и родителей системой работы по организации коррекционно-развивающего процесса, способствующего усвоению детьми необходимых знаний и умений по данной проблеме.

Цель проекта:

создание условий, обеспечивающих полноценное формирование графо-моторных умений у воспитанников подготовительной к школе группы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

• Формировать умение правильно удерживать пишущий предмет (карандаш, кисточку, фломастер, легко и непринуждённо рисовать графические элементы различного содержания; принимать и удерживать правильную позу при выполнении графических заданий.

• Развивать ручную и пальчиковую моторику, зрительно-моторную координацию.

• Развивать зрительное восприятие, зрительную память, ориентировку на листе бумаги.

• Способствовать формированию у детей стойкого интереса к деятельности с пишущими предметами, к продуктивной деятельности, к играм, направленным на развитие моторики.

• Развивать познавательный интерес, любознательность, умение самостоятельно делать выводы и умозаключения.

• Расширять, уточнять, активизировать словарный запас.

• Продолжать развивать грамматический строй речи.

• Продолжать работу над развитием связной речи.

• Развивать творческие способности детей (изобразительные, речевые).

• Формировать коммуникативные способности детей, интерес к совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

• Значительное повышение уровня сформированности графо-моторных умений детей благодаря комплексной, согласованной работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей по теме проекта.

• Расширение у детей представлений о пишущих предметах (карандашах, фломастерах, ручках, кисточках, мелках).

• Улучшение у детей исследовательских умений, повышение познавательного интереса и любознательности, творческих изобразительных и речевых способностей, коррекция имеющихся нарушений речи.

• Повышение интереса родителей к проблеме, активное сотрудничество со своими детьми и педагогами группы в рамках проекта, а также после его завершения.

• Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов группы по теме.

Инновация:

• Широкое применение нетрадиционных изобразительных средств в процессе образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие».

• Применение нестандартного оборудования для развития пальчиковой моторики.

• Использование продуктивной деятельности в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекционно-педагогической деятельности (на логопедических занятиях).

Предварительная работа:

С родителями:

На родительском собрании провести консультацию «Формирование графо-моторных навыков у детей».

Цель: заинтересовать родителей, познакомить с основными методами и приёмами, которыми можно пользоваться в домашних условиях для подготовки руки ребёнка к письму.

С педагогами:

Провести «Малый педсовет» участников проекта (педагогов).

Цель: показать всем участниками актуальность проблемы, определить степень и содержание участия каждого педагога.

С детьми:

Проведение разнообразных игр и игровых упражнений по развитию пальчиковой моторики с материалом, имеющимся в группе и кабинете логопеда «Мозаика», «Цветные волчки», «Замотай клубочек», «Шнуровки», «Цветы», игры с прищепками, с пальчиковыми бассейнами с разным наполнением; пальчиковые игры и мн. др.

Цель: развитие силы, точности, координации движений пальцев рук.

Этапы проекта:

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

1. Подготовительный этап

Учитель-логопед и воспитатели:

• Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую, специальную литературу по теме проекта.

• Подобрать диагностический материал и выявить уровень развития графо-моторных умений у детей (см. Приложение).

• Подобрать и подготовить специальный материал для использования в работе с детьми на основном этапе по теме проекта (игрушки-макеты (карандаш, кисточка, фломастер, мел; предметы для развития пальчиковой моторики; дидактические игры; графические задания; и др.).

• Оформить уголок по изобразительной деятельности в соответствии с темой проекта (изготовление панно «Карандашный пейзаж»).

• Адаптировать материал для работы с детьми, имеющими тяжёлые двигательные нарушения.

• Подобрать познавательный, речевой материал: загадки, стихи, сказки, рассказы, пословицы и поговорки о пишущих предметах.

• Составить картотеку игровых упражнений с учебными предметами для развития точности, координации движений пальцев рук.

• Оформить и поместить в уголок для родителей консультации и рекомендации по темам: «Подготовка руки ребёнка к письму», «Игры и упражнения для подготовки руки ребёнка к письму», «Как научить ребёнка правильно держать карандаш?»

• Познакомить родителей с целью и задачами проекта. Предложить найти вместе с детьми материал по теме «История возникновения пишущих предметов».

Дети:

• Диагностика (по теме проекта).

Детям предлагались разнообразные графические задания (украсить кружки определённым образом, по образцу и по замыслу, при выполнении которых учитывались и анализировались показатели:

- умение правильно удерживать карандаш, сохранять правильную позу;

- умение рисовать графические элементы различного содержания, раскрашивать части изображения;

- сила нажима;

- наличие интереса к деятельности.

Диагностика показала, что 8 детей из 13 не умеют правильно удерживать пишущий предмет, что составляет 62%. 5 детей умеют правильно удерживать пишущий предмет (38%, при этом у двух воспитанников умение не автоматизировано.

7 детей из 13, что составляет 54%, владеют умениями рисовать элементы различной формы, сила нажима карандашом достаточна (из них 5 держат карандаш неправильно). 6 (46%) детей затрудняются в выполнении графических заданий (слабая сила нажима, недостаточная координированность движений пальцев и кисти руки, при этом 2 ребёнка из этой группы правильно удерживают пишущий предмет.

6 детей (46%) не проявляют стойкого интереса к данному виду деятельности.

Родители:

• Знакомство с результатами диагностики детей по теме проекта (индивидуально).

• Изучают печатный материал в уголке для родителей по теме.

2. Основной этап

Реализуется всеми участниками проекта (см. выше).

Воспитатели:

• Образовательная деятельность по теме «Карандаш и его друзья» (ОО «Познавательное развитие»).

• Непосредственно образовательная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование (в том числе, нетрадиционными способами) («ОО «Художественно-эстетическое развитие»).

• Дидактические, развивающие игры со специальным материалом, расположенном в сенсорном, речевом, математическом центрах.

• Использование графических заданий в процессе образовательной деятельности.

• Использование массажных, пальчиковых игр в разных видах детской деятельности.

• Организация самостоятельной деятельности воспитанников с материалами художественно-эстетического центра (раскрашивание, штриховка, упражнения на дорисовку изображений, упражнения с внешними и внутренними обводками и мн. др.).

• Чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок (специальная подборка).

Учитель-логопед:

• Специальные игры и упражнения на индивидуальных и групповых логопедических занятиях:

- массажные игры с речевым сопровождением,

- пальчиковые игры, в том числе, кинезиологические;

- речевые игры с использованием мелкого раздаточного материала,

- игры и игровые упражнения с тренажёром «пальчиковый бассейн»,

- продуктивная деятельность.

- игровые графические (логопедические) упражнения с использованием развивающих тетрадей Г. Г. Галкиной, Н. Э Теремковой, О. И. Крупенчук, Н. В. Нищевой и др.

- специально разработанные игровые графические (речевые) задания для занятий по разным фонетическим темам;

Дети:

• Знакомятся со свойствами пишущих предметов в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, закрепляют полученные знания в разных видах деятельности.

• Совместно с родителями изучают познавательный материал по теме.

• Участвуют в разнообразных играх и упражнениях по теме проекта (как в совместной деятельности, так и самостоятельно).

Родители:

• Подбирают вместе с детьми материал по теме проекта в домашних условиях: «История возникновения пишущих предметов», загадки, сказки, рассказы, стихи, пословицы и поговорки.

• Выполняют вместе с детьми игровые графические задания в индивидуальных тетрадях.

(Практический материал основного этапа представлен в презентации).

3. Заключительный этап

• Организация совместной выставки «Умелые ручки».

• Создание презентации по теме проекта.

Результаты проекта:

- Повысился уровень сформированности графо-моторных умений у воспитанников.

- У детей повысился интерес к графическим упражнениям, расширились знания о пишущих предметах (карандашах, фломастерах, ручках, кисточках, мелках).

- Отмечается улучшение у детей исследовательских умений, повышение познавательного интереса и любознательности, творческих изобразительных и речевых способностей, значительное повышение речевой активности.

- Повысился интерес родителей к проблеме, активное сотрудничество со своими детьми и педагогами группы в рамках проекта, а также после его завершения.

- Повысился интерес и психолого-педагогическая компетентность педагогов группы по теме проекта.

Литература:

- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008;

- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб. : Детство-Пресс, 2001. – с. 37-39;

- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2011. – с. 6;

- Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. – СПб. : КАРО, 2008. – с. 96-97;

- Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2001;

- Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2000;

- Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. – М. ; Аквариум, 1997;

- Кузьмина В. Н. Подготовка руки ребёнка к письму. – http//rin.ru/;

- Ряжская Т. М. Развитие детской руки и подготовка её к письму. – http//festival.1september.ru/.

Проект был представлен на республиканском семинаре «Взаимодействие всех участников образовательного процесса при подготовке воспитанников с ОВЗ к школьному обучению» 20.04.2017 г.

Проект «Умелый карандаш и его друзья»
Публикации по теме:

«Винни Пух и его друзья». Фотоотчёт. Художественное творчество детей«Винни Пух и его друзья». Фотоотчёт. Художественное творчество детей На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали, что историю.

Конспект занятия «Винни-Пух и его друзья в ателье мод» Тема комплексно-тематического планирования «Профессии» Задачи: • Упражнение в умении дорисовывать вторую половину предмета, добавлять.

Анализ мультсериала «Лунтик и его друзья» «Лунтик и его друзья» Российский обучающий анимационный сериал для детей дошкольного возраста, Тип: 2D (до 130 серии, 3D (начиная со 131.

Дидактическая игра «Чиполлино и его друзья»Дидактическая игра «Чиполлино и его друзья» Игра была разработана в честь 80-летия студии "СоюзМультфильм". Изготовлена игра для того, чтобы советские мультики не теряли актуальности,.

Художественно-эстетическое развитие в средней группе «Снеговик и его друзья»Художественно-эстетическое развитие в средней группе «Снеговик и его друзья» Конспект организованной образовательной деятельности для детей средней группы «Снеговик и его друзья» Цель: Создание социальной ситуации.

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей-подготовительной группе «Буратино и его друзья» Непосредственно-образовательная деятельность в старшей- подготовительной группе. Тема: «Буратино и его друзья». Интеграция образовательной.

Сценарий Дня защиты детей музыкального руководителя «Незнайка и его друзья» Сценарий Дня защиты детей «Незнайка и его друзья» Цель мероприятия: доставить радость детям и гостям праздника. Задачи: - Образовательная:.

Сценарий нового года во второй младшей группе «Гном и его друзья» Цель: создание радостной, веселой и торжественной атмосферы праздника для детей и взрослых. Под музыку выходит гном. Гном: Праздник елки.

Сценарий спортивного праздника: «Кот Леопольд и его друзья» Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы приятного досуга и отдыха. Задачи: формировать у детей культуру движений,.

Весеннее развлечение для младшей группы «Петрушка и его друзья» Весеннее развлечение «Петрушка и его друзья» (младшая группа) Дети заходят в зал под русскую народную мелодию «Хороводная» и встают полукругом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Умелый карандаш и его друзья»
Опубликовано: 22 апреля 2017 в 10:03
+262Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 150.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД