ольга малахова
Проект «В гостях у сказки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В гостях у сказки» в средней группе
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Публикация «Проект „В гостях у сказки“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Вид проекта : групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: кратковременный, 3 месяца (октябрь- декабрь).
Участники проекта : воспитанники средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный работник.
Цель: развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
• Познакомить с основными сказочными героями русских народных сказок.
• Формировать нравственные представления о моделях поведения.
РАЗВИВАЮЩИЕ
• Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
• Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи.
• Совершенствовать интонационную выразительность речи.
• Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
• Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь прекрасное.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
• Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
• Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
• Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Методы и приёмы реализации проекта :
• Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок.
• Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Русские народные сказки», «Угадай сказку».
• Пальчиковые, дидактические игры, подвижные игры, игры – драматизации
• Выставки поделок, рисунков и аппликаций.
• Участие родителей в изготовлении героев русских народных сказок.
• Участие детей и родителей в муниципальном интернет конкурсе рисунке, в номинации: «Добрые герои сказок».
Ожидаемые результаты:
Данный проект позволит :
• Расширить и творчески применить знания детей о сказках в познавательной, речевой и художественно-творческой деятельности.
• Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
• Накопление педагогами «информационного» багажа по теме проекта.
• Обсуждение целей и задач с воспитателями и родителями.
• Подбор наглядных материалов.
• Подбор игр.
• Подбор литературы.
• Анкетирование родителей.
2. Основной этап
СОЦИАЛИЗАЦИЯ Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?». Кубики и пазлы по разным сказкам. Подвижные игры.
ПОЗНАНИЕ Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. НОД «Три медведя» (математика).
КОММУНИКАЦИЯ Непосредственно образовательная деятельность по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», «Заяц - хваста», «Как мы помогали героям любимых сказок».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Чтение, обсуждение и пересказ сказок.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – «Мой любимый сказочный герой», «Моя любимая сказка», «Снегурочка»; «Медвежонок»; Аппликация – «Зайчонок», «Теремок», «Сказочная птица»; Лепка – «Зайка»; «Лиса и колобок»…
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА На занятиях использовали образы из сказок : ходили как мышка-норушка, как петушок-золотой гребешок, как Михаил Потапович, прыгали как лягушка-квакушка и т. д.
МУЗЫКА Драматизация сказки «Репка».
3. Заключительный этап
• Показ драматизации русской народной сказки «Репка».
• Оформление альбома «Калейдоскоп сказок».
• Презентация проекта.
Результаты проекта :
• Обогатилось содержание воспитательно - образовательного процесса
• Расширился кругозор детей.
• Развитие у детей творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков
• Расширился и активизировался словарный запас детей
Заключение
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Проект показал, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.