Валентина Коморная
Проект «В мире животных»
▼ Скачать + Заказать документы
«В мире животных»
Вид проекта : познавательно-речевой, творческий.
Продолжительность: 2 недели
Участники: воспитатель, родители, дети старшей группы.
Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.
Актуальность: Недостаточный уровень знаний детей о животном мире родного края. Участие детей в проекте «В мире животных» позволит максимально обогатить знания и представления о животных, о их повадках, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Публикация «Проект „В мире животных“» размещена в разделах
Цель проекта : формирование представлений у дошкольников о животном мире родного края, взаимосвязях в природе, которые помогают детям обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Задачи:
Образовательные: Дать представления о животных края (внешних особенностях, потребностях для их роста и развития. Развивать познавательный интерес к животному миру.
Развивающие: Развивать умение делать элементарные выводы и умозаключения. Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
Воспитательные: Воспитать у детей чувство сопереживания ко всему живому, гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Обеспечение:
Настольно – печатные игры, лепбуки по теме;
Специально – методическая литература и художественная, альбомы, иллюстрации и журналы;
Аудио – и видеозаписи по теме.
Предполагаемый результат для детей:
В процессе реализации проекта дети научатся :
•Знать и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
•Владеть обобщающим понятием «дикие животные».
•Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.
•Связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки.
•Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном.
Будут иметь представление о Красной книге Нижегородской области, о диких животных которые занесены в Красную книгу области
Предполагаемый результат для воспитателя:
Презентация проекта «Дикие животные нашего края», оформление Красной книги «Животный мир нашего края»
Предполагаемый результат для родителей:
Повышение уровня взаимодействия между родителями, детьми, воспитателем.
Повышение уровня экологического воспитания в семье.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Цель: подобрать и обработать материал для ознакомления воспитанников с дикими животными Нижегородской области.
Методы:
• подбор материала о лесных животных;
• работа с родителями: беседы, консультации, домашние задания, советы и рекомендации по данной теме;
• создание презентации «Дикие животные родного края»
• совместная деятельность с родителями и детьми: разработка материала для создание поделок из любого материала «Лесные животные» (на выбор по желанию детей);
Основной этап
Совместная работа по проекту воспитателя и детей в образовательных областях
Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультурные минутки по теме «Дикие животные». Разучивание и проведение подвижных игр в физкультурном зале и на прогулках.
Социально – коммуникативное развитие: Ознакомление с окружающим миром: формирование основ безопасного поведения в природе, разрешение проблемных ситуаций: каких ты знаешь лесных зверей, встреча с животными, если ты потерялся в лесу и др.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира.
Художественно – эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру.
Речевое развитие: обогащение активного словаря детей по теме проекта; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в описательных рассказах с опорой на мнемотаблицы; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Перспективный план проекта «В мире животных»
Направления работы Совместная деятельность педагога с детьми
Игровая деятельность 1. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «На лесной полянке»
2. Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто чем питается»
«У кого какая мама»
3. Этическая игра (с мячом) «Можно - нельзя»
4. Игра – драматизация по русской народной сказке
«Теремок»
Коммуникативная деятельность 1. Составление описательных рассказов о животных с опорой
на мнемотаблицы
2. Обогащение словаря детей
• Беседа с детьми по темам: «Какие животные живут в
• наших лесах» «Как животные готовятся к зиме?»
• Рассматривание сюжетных картин по теме:
«Дикие животные наших лесов»
• Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме
3. Экскурсии в краеведческий музей и районную библиотеку
Чтение художественной литературы Русские народные сказки, М Пришвин, В. Бианки,
Соколов-Микитин, Акимушкин, Скребицкий, В. Степанов
Познавательно-исследовательская
деятельность • Загадывание загадок о животных
• Рассказы воспитателя на темы: «Зачем ежу иголки?»,
• «Почему зайца называют косым?», «Что делают белки,
• если корма в лесу не хватает?»
• Просмотр презентации по теме «Дикие животные нашего края»
• Обучение правилам поведения в природе
• Работа со схемами-моделями для составления описательных
рассказов о животных
• Проблемные ситуации по теме: «Как люди могут помочь
животным»
Продуктивная деятельность • Выставка поделок диких животных
• коллаж «Царство диких животных»
• раскрашивание картинок с лесными животными.
• Конструктивная деятельность: домик для зверей.
Театрализованная деятельность Театрализация сказки «Теремок»
Двигательная деятельность • П/ игры: «Пустое место», «Узнай по голосу»,
• «Охотник и зайцы», «У медведя во бору»,
«Волк во рву», «На водопой», «Узнай по голосу»,
«На лесной опушке»
• Загадки-движения «Угадай животное»
• Физкультминутки по теме: «Заблудились мы в лесу»,
«Между ёлок, между сосен…»; «Скучно белочке в дупле»
Творческая деятельность
НОД • Слушание музыкального произведения: Л. Ребиков «Медведь»
• Слушание DVD и аудиозаписи: «Звуки леса»
• Показ настольного театра: «Теремок» с опорой на
Мнемотаблицы
• Музыкальная деятельность: игровые упражнения
на подражание движений животных под музыкальное
сопровождение.
1. Занятие по развитию речи (по мнемотаблице) на тему
«Белка»
2. «Дикие животные и их детёныши»-просмотр презентации
«Дикие животные нашего края» и беседа по ней
3. Комплексное занятие «Дикие животные нашего края»;
4. Лепка «Ёжик»
5. Рисование «Нарисуй любое дикое животное»
Взаимодействие с семьей
Консультативная работа с родителями по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными»
Просмотр дома телепередач о животных
Домашнее задание для детей и родителей – совместное изготовление фигурок животного их любого материала с составлением описательного рассказа о своём экспонате;
Обобщающий этап:
Цель: анализ и систематизация материалов, формулировка общих выводов.
Содержание работы:
• поставленные цели и задачи по ознакомлению детей с лесными животными были успешно реализованы. Посредством данных мероприятий удалось не только дать понятие о лесных животных, но и расширить знания детей о родном крае;
• наглядный материал послужил стимулом к воспитанию бережного, положительного и заботливого отношения к природе и животным;
• у детей сформировались начальные навыки поведения при встрече с животными в лесу;
• при работе с родителями достигнуты цели взаимопонимания и сотрудничества;
• совместно с родителями разработали и изготовили поделки «Дикие животные»
Заключение (вывод по результату проекта)
В рамках проекта удалось :
• расширить представление детей о лесных животных : заяц, лиса, белка, еж, медведь, волк, лось, кабан, рысь; их внешнем виде, повадках, образе жизни;
• вызвать проявление добрых чувств к лесным животным, положительное эмоциональное отношение к природе родного края;
• сформировать интерес и эмоционально – положительное отношение к лесным животным;
• закрепить начальные навыки у детей правильного поведения в лесу;
• добиться активного сотворчества детей и их родителей;
Конспекты НОД
Занятие по развитию речи (по мнемотаблице) на тему «Белка».
Цель: Продолжать развивать умение составлять и рассказывать коротенькие рассказы с опорой на схему-рисунок.
Конспект занятия по изобразительной деятельности
Тема: «Нарисуй любое дикое животное».
Задачи: Продолжать развивать детское изобразительное творчество. Учить выразительно передавать в рисунке образы животных; Закреплять технические навыки и умения в рисовании. Учить рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.
Материалы: лист формата А-4, карандаши.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем рисовать карандашами. А что, попробуйте отгадать:
Кто это, скажи! Вопрос мой не прост!
Четыре ноги, два уха и хвост!
Воспитатель: Сложно ответить! Я вам подскажу, это животное! Вы знаете, что животные бывают дикими и домашними. У животных есть 4 ноги, как правило, два уха и хвостик. Что ещё есть у животных?
Дети- туловище! - голова!
Воспитатель: Правильно! Вот это животное! Как же оно называется? Мы снова не можем прийти к одному мнению. Почему?
Дети - уши у животных разные, ноги бывают длинные, бывают короткие! Это животное надо дорисовать!
Воспитатель: Верно! Подумайте, какое животное вы будете рисовать. Чем оно отличается от остальных зверей? Какие у него ноги: длинные или короткие, уши - большие или маленькие, круглые или острые? В зависимости от этого, вы рисуете голову ближе к туловищу или дальше, лапы или ноги тонкие или толстые, длинные или короткие. Рассмотрите иллюстрации, обратите внимание на то, где находится животное. С чего начнём рисовать любое животное?
Дети:С головы и туловища
Воспитатель: Согласна. А затем дорисовываем остальные части тела так, чтобы можно было сразу догадаться, кого вы изобразили.
Физкультурная минутка:
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
Воспитатель: Вот теперь приступайте, нарисуйте ребята любое дикое животное. А мы посмотрим и попробуем понять, какое животное вы нарисовали.
Дети рисуют животных по своему выбору
Воспитатель: Замечательные работы у нас получились! И совсем несложно догадаться каких животных вы нарисовали! Молодцы!
Конспект комплексного занятия
Тема: «Дикие животные нашего края».
Цель: Формировать представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; учить понимать причины изменений в жизни животных, воспитывать любовь к животным, стремление помочь им.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидала на столе письмо. Давайте прочитаем, что в нем написано? Письмо нам прислал Незнайка. Дети вам интересно узнать, что написал Незнайка?
Воспитатель достаё т из конверта письмо и читает: “Здравствуйте дорогие ребята. Я обращаюсь к вам с огромной просьбой, помогите мне, пожалуйста, отгадать, какое животное изображено на этом рисунке? Надеюсь на вашу сообразительность. Незнайка”.
Воспитатель: Дети мы поможем Незнайке.
Дети отвечают
Воспитатель: Тогда мы сейчас с вами отправимся в лес. Посмотрите, ребята, что изображено на картинке?
(На рисунке изображено животное : хвост – лисы, туловище - медведя, морда – волка, лапы – зайца).
Давайте с помощью загадок постараемся отгадать, кто изображен на рисунке.
Загадка про зайца.
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам.
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(показывается картинка с изображением зайца).
Загадка про лису.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)
(показывается картинка с изображением лисы).
Загадка про волка.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
(показывается картинка с изображением волка)
Загадка про медведя
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
(показывается картинка с изображением медведя)
Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно все отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Правильно про диких. А почему они так называются?
Дети: Потому что, они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом, как и у людей.
Воспитатель: Вы сейчас посмотрите внимательно, на мои картинки и пожалуйста, распределите животных по их домам. (Дети выполняют задание). А почему вы поселили медведя в это дом? Как он называется? (Берлога). Значит, где живёт медведь? (В берлоге)
Где живёт волк? (В логове)
Где живет лиса? (В норе.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, дружат ли все эти животные между собой?
(Ответы детей) Заяц – травоядное животное, а лиса, медведь, волк – хищные., они питаются мясом.) Заяц прячется от хищников.
Воспитатель: Давайте сейчас поиграем.
Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»
Физкультминутка «Дикие животные».
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились. Но у нас еще есть задания от Незнайки:
Игра «Чем бы мы угостили животных?».
(Дети раздают диким животным те продукты, которыми они питаются)
Воспитатель: Ребята вам понравилась наша прогулка в лес? Что особенно вам запомнилось? Сегодня мы с вами поговорили о животных. Каких? (диких) Почему они так называются? (потому что живут в лесу)
Воспитатель: - Дети, а вы дружите со сказками? А какие сказки вы знаете про диких животных? (ответы детей) Давайте с вами вспомним сказки, где есть дикие животные? Есть сказка, в которой все эти зверушки дружат. («Теремок»)
Инсценировка сказки «Теремок».
С появлением медведя детям предлагается решить проблемную ситуацию:
Воспитатель: «Как сделать так, чтобы медведь не сломал теремок и остался жить с другими зверями» ( предлагаемые ответы детей: оставить его - пусть спит под забором, около ёлки, построить ему новый домик, построить ему новую комнату.
Воспитатель: Ребята вам понравилась наша прогулка в лес? Что особенно вам запомнилось? Вы все ребята, молодцы, помогли Незнайке с его заданиями. Хорошо отвечали на мои вопросы, показали сказку, и выполняли все задания.