Нина Холдырчева
Проект в младшей группе Ай — да, чудо-огород на окне у нас растет!
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : краткосрочный.
Вид проекта : познавательно - исследовательский, творческий.
Продолжительность: март-май 2017г.
Участники проекта : дети младшей группы, родители и воспитатели.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Актуальность
Публикация «Проект в младшей группе Ай — да, чудо-огород на окне у нас растет!» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Предметно-развивающая среда: Муляжи, картинки, плакаты овощей, фруктов. Дидактические игры по теме. Художественная литература для чтения. Ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Задачи:
1. Расширять представления детей о культурных растениях.
2. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидоры, лук, укроп, морковь, свекла, фасоль, цветы.).
3. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, ухода за ними (полив, рыхление).
4. Воспитывать уважение к труду человека, бережное отношение к его результатам.
5. Развивать познавательные и творческие способности: любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
6. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Предполагаемые результаты:
Из семечек, луковиц, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуя опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Дети познакомятся с культурными растениями, получат практические знания о росте растений. Воспитанники будут осуществлять элементарную трудовую деятельность: посадка семян растений в почву, полив, выращивание растений, наблюдение, фиксирование результатов наблюдений за ростом растений. Формирование у детей бережного отношения к растительному миру. Формирование у детей уважительного отношения к труду. Все участники проекта получат положительные эмоции от полученных результатов. Реализация проекта : Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный. Основные мероприятия проекта :
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Презентация проекта «Огород на подоконнике».
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
1. В группе оформить огород на подоконнике.
2. Изготовить таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов).
3. Подобрать художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
Основной (исследовательский) этап (реализация проекта) :
1. Дети будут наблюдать за ростом растений, фиксировать первые всходы, проводить опыты, эксперименты.
2. В процессе исследований дети познакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки.
3. Рассмотрят иллюстрации, картины.
Заключительный этап:
Проведут анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Создадим мини-огорода.
Высадить рассаду на участок для дальнейшего их роста и наблюдения нами за ними.
Мероприятия по реализации проекта
№ Реализация проекта Мероприятия по реализации проекта Срок реализации
1 Беседы
«Что такое огород и что на нём растёт».
«Что такое «Огород на подоконнике».
«Какие растения можно вырастить на подоконнике».
«Семена».
Март-май
2 Опытно-экспериментальная деятельность
«Строение растений».
«Рост и развитие растений».
«Вода и росток».
«Солнце и росток».
«Проращивание семян».
Март-май
3 Практическая деятельность
Опыт – наблюдение за ростом лука, семян цветов, помидор.
«Растут ли наши растения?»
Отбор и посев семян. Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
Март-май
4 НОД по экологическому воспитанию детей
«Семена»
«Первые всходы»
«Мир овощей».
Март-апрель
5 Художественно - творческая деятельность детей
Рисование «Лук от всех недуг».
Аппликация «Помидоры в банке».
Лепка «Овощи большие и маленькие».
6. Речевое развитие.
Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых». Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла», «Репка».
Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде». Разучить с детьми стихи, загадки, пословицы и поговорки об овощах.
7 Игровая деятельность Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
- Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
- Рассмотреть иллюстрации с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
- Рассмотреть различные семена.
- Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин».
8. Ресурсное обеспечение
Подобрать методическую и художественную литературу по теме, иллюстрации, картины.
Создать экологический центр.
Подготовить методический инструментарий: конспекты НОД, картотеку дидактических игр и т. д.
Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т. д.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое «Огород на окне»,
• «У Луки и Лукерьи»,
• «Растения – это жизнь»,
• «Семена»,
• «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Земля, какая она?»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание семян»,
3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
4. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Рассматривание различных семян.
6. Художественно-творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок «В огороде я росту»
• Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
• Рисование «Лук от всех недуг»
• Лепка «Овощи большие и маленькие»,
• Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»
7. Речь и речевое общение.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
• Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома «Наш первый огород».
10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т. д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и. т. д.
План экспериментальной деятельности:
Земля.
Название мероприятия: «Узнаем, какая земля»
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода
Название мероприятия: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Название мероприятия: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).