Елена Воробьёва
Проект в первой младшей группе «В гостях у Мойдодыра»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на формирование КГН в группе раннего возраста.
Воспитатели: Долотова Вера Павловна, Воробьева Елена Игоревна.
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 13-20 февраля 2023г)
Вид проекта : познавательно-игровой, творческий.
Участники проекта : воспитатели, дети группы раннего возраста (2,5-3лет, помощник воспитателя, родители воспитанников.
Публикация «Проект в первой младшей группе „В гостях у Мойдодыра“» размещена в разделах
Оборудование: сюжетная иллюстрация, схемы-алгоритмы. Тазы с водой, куклы. Гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, трубочки пластиковые, (бумажные, макароны). Предметы личной гигиены : мыло, мочалка, расчёска, полотенце.
Актуальность:
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, воспитывать культуру поведения за столом. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Выбранная тема показалась нам интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Для формирования КГН, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни мы решили использовать познавательно-игровой, творческий проект «В гостях у Мойдодыра».
Продукт проекта :
картотека игр на формирование КГН в группе раннего возраста.
Папка- передвижка по данной теме для родителей.
рисунки детей.
Фотогазета «Да здравствует мыло душистое!»
Проблема развития культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест, в проблеме воспитания дошкольников. У детей нашей группы преобладает низкий уровень освоения культурно-гигиенических навыков. Дети не последовательны и не самостоятельны в своих действиях, только с помощью взрослого находят своё полотенце и горок. Игровой проект по воспитанию культурно-гигиенических навыков необходимо внедрить и реализовать.
Цель проекта : формировать у детей культурно-гигиенические навыки в игровой форме, используя различные виды деятельности.
Задачи проекта :
способствовать осмыслению детьми необходимости соблюдения правил личной гигиены.
познакомить с последовательностью выполнения культурно-гигиенических навыков.
формировать привычки следить за своим внешним видом.
закреплять умения правильно пользоваться мылом, мыть руки и лицо после прогулки и перед едой по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, насухо им вытираться после умывания, вешать его на место, пользоваться расческой, носовым платком.
формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом, благодарить взрослых.
формировать потребность в соблюдении навыков опрятности и гигиены в повседневной жизни.
активно привлекать родителей к соблюдению и развитию у детей навыков личной гигиены дома.
Формировать желание и умение пользоваться горшком.
Методы и формы с детьми:
Беседы с детьми на тему культурно-гигиенические навыки;
Рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;
Чтение художественной литературы;
Дидактические игры;
Сюжетно-ролевые игры.
Методы и формы работы с родителями:
Консультация «Наши чистюли»
Консультация «Чистота-залог здоровья»
Беседы с родителями по данной теме.
Лепбук «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
Оформление папки-передвижки для родителей
Ожидаемые результаты.
Дети: самостоятельно закатывают рукава, моют руки, умываются, насухо вытирают руки личным полотенцем, правильно держат ложку, пользуются салфеткой, самостоятельно пользуются горшком.
Родители: Обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребёнком в семье. Повышение компетентности родителей в развитии навыков личной гигиены. Повышение педагогической культуры родителей, установление сними партнёрских отношений.
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап.
1. Наблюдение за детьми.
2. Составление плана работы.
3. Организация предметно-развивающей среды.
4. Подбор литературы, иллюстраций, дидактических игр, пальчиковых игр по данной теме.
Методы и приё мы организации учебно-воспитательного процесса:
1. Наглядный метод: рассматривание иллюстраций.
2. Словесный метод: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
3. Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактические игры, совместные игры.
II. Основной этап реализации проекта.
Понедельник.
1. Беседа с детьми «Мойдодыр в гостях у ребят». Беседа ведётся от лица Мойдодыра (увеличенная иллюстрация героя).
«Мойдодыр в гостях у ребят»
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой…
Цель: Формировать КГН, учить детей правильно использовать предметы личной гигиены, проявлять бережное отношение к ним. Воспитывать аккуратность, опрятность. Ознакомить с алгоритмом мытья рук и предметами личной гигиены.
2. Физкультминутка для малышей «Душ».
Жарче дырчатая тучка, (сжать-разжать кулачки)
Поливай водичкой ручки, (потирать кисти рук)
Плечики и локоточки, (потирать плечики и локоточки)
Пальчики и ноготочки, (потирать пальчики и ноготочки)
Мой затылочек, височки, (потирать затылок, височки)
Подбородочек и щёчки, (потирать подбородок и щёчки)
Трём мочалкой коленочки, (потирать коленочки)
Щёточкой трём хорошенечко, (потирать коленочки)
Пяточки, ступни и пальчики, (потирать пяточки и пальчики)
Трём хорошенечко мальчики и девочки. (потирать всё тело)
3. Игра «Чистюля»
Цель: Познакомить детей с предметами личной гигиены. Формировать у детей навыки КГН, полезные привычки. Подвести детей к пониманию необходимости неукоснительно соблюдать правила гигиены. Упражнять детей в правильном выполнении гигиенических процедур.
4. Проблемная ситуация «Зачем нужны салфетки?»
В гости к ребятам приходит Мишутка. Он просит детей объяснить ему, зачем нужны салфетки. Мама ставит на стол салфетницу, а он не знает, для чего нужны салфетки и как ими пользоваться. Дети рассказывают и показывают Мишутке, как надо пользоваться салфеткой.
Цель: побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность.
5 Чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных картинок.
К. И. Чуковский «Мойдодыр».
Цель: Познакомить с художественным произведением. Обогатить и активизировать словарный запас детей.
Вторник.
1. Пальчиковая игра «Моем руки».
Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!
(ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук)
Брызги - вправо, брызги - влево! Мокрым стало наше тело!
(пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить)
Полотенчиком пушистым. Вытрем руки очень быстро!
(энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем)
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Обогащение словарного запаса. Создание положительных эмоций.
2. Игровая ситуация «Чистые ручки»
«И сами умываемся, нисколько не стесняемся,
И махровое, и гладкое бывает.
Кто помылся, тот о нём не забывает.
Взрослого, младенца,
Вытрет полотенце!»
Цель: Формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, приучать правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик вешать полотенце на своё место.
3. Чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных картинок.
А. Л. Барто «Девочка чумазая».
Цель: Познакомить с художественным произведением. Обогатить и активизировать словарный запас. Акцентировать внимание детей на внешний вид героя.
4. Рисование «Дорисуем зубчики расчёске».
Цель: Продолжать учить детей рисовать карандашами вертикальные, короткие линии.
Среда.
1. Эксперимент «Окрашивание воды».
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1) Уточнить и закрепить представления детей о свойствах воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся. Обратить внимание на значение воды в нашей жизни. («Познавательное развитие»)
2) Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы. («Речевое развитие»)
3) Воспитывать умение детей слушать воспитателя. («Социально-коммуникативное развитие»)
Оборудование: Стаканчики с водой, гуашь, ложки.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла к вам в детский сад, я встретила волшебника и он показал мне необычные фокусы. Я попросила его научить меня, а я вас научу. Но сначала мы сделаем зарядку для глаз, чтобы всё хорошо увидеть.
Гимнастика для глаз:
Глазки вправо глазки влево,
И по кругу проведём.
Быстро- быстро поморгаем,
И немножечко потрём.
Посмотри на кончик носа,
И на ручки посмотри,
Глазки закрываем,
Медленно вздыхаем.
А на выдохе опять,
Глазки заставляй моргать,
А сейчас расслабились,
На места отправились.
(Дети вместе с воспитателем отправляются на места)
Воспитатель: Я принесла вам волшебную баночку. Ребята скажите, что это у меня в баночке (показывает стаканчик с водой, дети отвечают). Правильно это обычная водичка, но чтобы она стала волшебной, мне нужно добавить в неё одну ложку с краской и сказать волшебные слова «кручу верчу, фокус показать хочу!» Будьте внимательны, следите за моими руками. Ой, что это, что произошло? (вода окрасилась, приобрела цвет)
Практическая часть: Дети вместе с воспитателем пробуют окрашивать воду в разные цвета.
2. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Цель: Приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.
3. Чтение потешек, рассматривание иллюстраций.
Цель: Учить слушать потешки. Учить повторять отдельные слова, производить действия по тексту. Формировать интерес к самостоятельному выполнению навыков гигиены.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Котик.
Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки ротик.
А вот мне нельзя так мыться
Мама может рассердиться.
В. Науменко
В ванне.
Любо плавать Ване,
В белом море - в ванне.
Только вот обидно-
Берега не видно.
Видимость пропала,
Мыло в глаз попало…
А. Шлыгин
Вода и мыло.
Грязнуля ты! На лбу твоём чернила!
Воскликнула Вода, увидев мыло.
- Да,- Мыло говорит,- Я это знаю,
Зато других от грязи я спасаю!
В речке кончилась вода!
Ой, беда, беда, беда-
В речке кончилась вода!
Это из-за Вали:
Валю умывали!
В. Шуржик
3. Лепка «Мыло для куклы Маши».
Цель: Формирование интереса к лепке из пластилина.
Задачи: Познакомить детей с приё мами лепки: раскатывание, сплющивание. Развивать ручную умелость и мелкую моторику. Воспитывать у детей КГН.
Четверг.
1. Дидактическая игра «Купаем куклу»
Цель: Закрепить полученные навыки умывания в самостоятельных игровых действиях. Учить переносить полученные навыки в другие игровые действия.
Кто тут будет - куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп,
В ванну быстро - прыг-прыг,
В ванне ножкой – дрыг – дрыг,
Будет мыло пениться,
Грязь куда-то денется.
2. Игровая ситуация «Мыльные перчатки».
Цель: учить детей процессу умывания, соблюдению последовательности действий.
Пятница.
1. Игровая ситуация «Мои ушки чистые».
Цель: В игровой форме закреплять стремление быть чистым.
В гости к детям приходит зайчик и рассказывает детям историю: его мама всё время напоминает ему о том, что необходимо мыть уши. Но он не знает, как и когда это надо делать. Дети, вместе с воспитателем рассказывают зайке, как нужно мыть уши, и зачем это надо делать.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: В игровой форме закрепить названия предметов личной гигиены и для чего они нужны.
Дети достают по очереди предметы личной гигиены: мыло, мочалку, полотенце, обследуют их на ощупь, на запах и вместе с воспитателем называют.
Воспитатель по ходу игры задаёт вопросы о том, для чего нужны предметы:
- Зачем нам нужно мыло?
- Зачем нужна мочалка?
-Для чего нужно полотенце?
3. Игра «Мыльные пузыри»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды и мыла.
Приготовленный в мисочке мыльный раствор и трубочка (пластиковая, бумажная, макаронина). Ребята дуют в трубочку, погружённую одним концом в мыльный раствор, чтобы получилась пена. Самым маленьким детям не предлагалось самостоятельно делать пену, а детям постарше сначала было продемонстрировано, как нужно дуть в трубочку.
Цель: Вызвать положительные эмоции у детей. Развивать познавательную активность у детей. Дыхательная гимнастика для овладения произвольным дыханием у детей.
4. Рисование «Мыльные пузыри»
Цель: Учить рисовать карандашом круги и располагать их равномерно на листе бумаги.
Задачи: Продолжать знакомить детей с круглой формой предметов; с величиной. Развивать общую и мелкую моторику кисти рук, развивать речь, внимание, воображение. Воспитывать аккуратность.
III. Заключительный этап
Анализ результативности:
Выросла активность родителей, чувство благодарности по отношению к работающему персоналу, желание поддерживать воспитателей и самим участвовать в мероприятиях, проводимых в группе. У детей начали формироваться навыки правильного ухода за своим телом и одеждой. Дети стали соблюдать правила поведения за столом. У детей появилось желание помогать друг другу и направлять и подсказывать товарищам алгоритм действий. Дети начали понимать, для чего необходимо соблюдать правила личной гигиены. Повысился интерес к совместному творчеству с воспитателями и детьми. Обогатился уровень, и систематизировались знания о КГН. Вызван интерес к чтению художественной литературы. Активизировался словарный запас.