Елена Ерофеева
Проект в подготовительной к школе группе «Арзамас городок — Москвы уголок»
▼ Скачать + Заказать документы
Арзамас городок — Москвы уголок
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»
Проект в подготовительной к школе группе «Арзамас городок – Москвы уголок».
Арзамас 2017 г.
Пояснительная записка.
«Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может любить Родину,
стать подлинным ее патриотом»
С. В. Михалков.
Публикация «Проект в подготовительной к школе группе „Арзамас городок — Москвы уголок“» размещена в разделах
- Москва. Проекты для детей
- Московская область, город Москва
- Оформление детских садов
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, свое представление о том, чем они знамениты и неповторимы. Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление
ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
Для определения сформированности представлений у дошкольников о названии города, в котором они живут, своего адреса, о городских объектах, о профессиях горожан, предложила детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе.
В ходе обследования было выявлено, что 36 % детей имеют достаточно
скудные представления о родном городе, о детском саде и его ближайшем окружении, о правилах поведения на улице. У 39% детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. И только 25% смогли рассказать, что им нравится в родном городе, но их отношения были ещё неосознанны. А ведь край, в котором мы живём неповторим. Город Арзамас имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и уютными улицы, микрорайоны и площадь, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появились новые здания. Мне захотелось, чтобы дети увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, и начали гордиться своей малой родиной.
Так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине,
воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему городу было проведено анкетирование родителей.
Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Таким образом, мною была обоснована необходимость организации и
проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса,
воспитанию любви к родному городу, желанию беречь его красоту, проявлять заботу о нём.
Актуальность опыта.
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным, что можно сорвать цветок или сломать ветку дерева ради минутного удовольствия взрослого или ребенка; бросить на дорогу или тротуар использованные баночки, обертки и т. д., хотя совсем недалеко стоит мусорный ящик; разрешать детям гулять по газонам и т. д. И мы принимаем это: кто-то с удовольствием, кто-то как норму, кто-то с безразличием. Как сохранить нашу духовность, как разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, как научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь и знаешь.
Актуальность проблемы обусловлена всё возрастающей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе и отсутствием достаточно эффективных средств, способствующих повышению результативности воспитательного процесса. Воспитание любви к своей Родине рассматривается мною как многотрудный, долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Анализ теоретических и диагностических материалов по проблеме нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка выявил следующие противоречия, которые должен решить данный опыт:
- между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;
- между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;
- между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному городу на основе обогащения социальных представлений детей.
ЦЕЛЬ:
Вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своей «малой Родине», сделать вывод о том, что наш город является частью Российской Федерации, и входит в состав Нижегородской области.
Задачи:
-Расширить представления детей об истории, традициях нашего города.
-Обеспечить развитие умения детей находить символы России, Нижегородской области, города Арзамаса.
-Вызвать желание узнать о людях, прославивших Арзамас, о производстве разного рода предметов, товаров, машин для нашей страны.
-Способствовать воспитанию гордости, любви к родному краю, его природному миру, достопримечательностям.
Тип проекта.
По возрасту детей: старший дошкольный.
По числу участников проекта: воспитанники группы, родители, социум.
По времени проведения: краткосрочный, 2 недели.
Этапы работы над проектом.
• Подготовительный
• Основной
• Завершающий
Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Отбор практических и теоретических материалов.
Основной этап:
Постановка проблемы: «В детский сад пришло письмо из Англии. В нем рассказывается о том, что у одного мальчика есть друг из России, который живет в городе Арзамасе. Он хотел бы узнать об этом о городе, чтобы лучше понимать своего друга…»
Обсуждение проблемы.
Работа над проектом.
Образовательные ситуации с детьми:
Занятие – проблема «В детский сад пришло письмо…»
Цель: Вызвать у детей интерес и желание узнать об истории, культуре, традициях нашего города, стимулировать к поиску дополнительной информации по теме.
Рассматривание карты Нижегородской области, нахождение места расположения города Арзамаса.
Рассматривание открыток, фотографий, буклетов города Арзамаса, беседы о них.
Описание символики города.
Прослушивание народных мелодий Нижегородчины; рассматривание народных костюмов.
Разучивание песни «Наш край», сл. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского.
Виртуальная экскурсия по городу.
Презентация: «Моя страна – Россия».
Интерактивная игра: «Наша Родина – Россия»
Интерактивная игра «Городок мой провинциальный…»
Интерактивная игра «С какого дерева листок?»
Дидактические игры: «Геральдика», «Прогулка по Арзамасу», «Кому что надо для работы», «Предметы русского быта», «Страна Россия», «Государственные праздники», «Собери картинку», «Знаешь ли ты свой край?»
Игры на развитие мелкой моторики: «Заплети Матрёне косу», «Собери бусы для Алёнушки».
НОД:
«Конкурс эрудитов (Россия) (интегрированное занятие).
«Салют над городом в честь праздника «Победы» (НОД по рисованию).
«Солдат» (НОД по лепке).
«Солдат на посту» (НОД по рисованию).
«Улицы города» (НОД по рисованию).
«Одень куклу в русский сарафан» (НОД по аппликации).
«С чего начинается Родина!» (НОД по рисованию).
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по Арзамасу», «Семья на прогулке в парке», «День города» и др.
Конструирование из строительного материала: старинные, современные постройки, архитектура будущего.
Чтение стихов об Арзамасе.
Чтение художественной литературы о городах, профессиях.
Развлечение по пожарной безопасности «Осторожно, огонь!»
Музей в чемодане (выездные занятия в детский сад) - Арзамасский историко-художественный музей «Куклы из бабушкиного сундука».
Мастер – классы по изготовлению кукол – скруток - Арзамасский историко-художественный музей
Постановка театрального спектакля «Теремок» для детей других групп.
Словесная игра «Природа Нижегородской области»
Командная игра «Что? Где? Когда?»
Создание макета «Улица города».
Участие в городском конкурсе «Красный, жёлтый, зелёный».
Фотоколлаж «По страничкам боевой славы»
Совместная деятельность с родителями «То березка, то рябина» (конкурс поделок из бросового материала – создание примерной картины природы Нижегородской области).
Посещение историко – художественного музея города Арзамаса.
Завершающий этап:
Детский исследовательский проект «Куклы из бабушкиного сундука»,
«Арзамасский гусь».