Лучший педагог года

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Ирина Хасанова
Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности : творческо-поисковый.

По содержанию: социально - педагогический.

Участники проекта : дети, воспитатель групп, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова,

Публикация «Проект „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик.».

К. Д. Ушинский

АКТУАЛЬНОСТЬ

Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет.

А что может духовно обогатить среду? Я пришла к выводу, что главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста обусловлено спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Участники моего проекта являются дети 3-5 лет, воспитатели и родители. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней

Концептуальность.

Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных и коммуникативных и творческих способностей у детей.

Научность

В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П. Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д., Флериной Е. А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, и совершенствуются связная речь.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Проблема:

Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Гипотеза проекта :

В ходе работы над данным проектом, я пришла к выводу, что если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

Цель проекта :

Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Определить уровень развития речевого умения детей.

Приобщение детей к культуре своего народа.

Расширение знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

Развитие творческих познавательных коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

Задачи проекта :

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на учебную деятельность;

Помочь детям в основании разговорной речи, овладеть родным языком;

Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;

Методы и формы проекта :

Методы:

Для реализации проекта я использую разные виды методов.

Словесные: беседы, рассказ.

Игровые: дидактические и подвижные игры.

Наглядные: плакаты, макеты, альбомы, мультимедийные пособия.

ФОРМЫ:

Тематические занятия, досуги беседы, наблюдения, игры, моделирование ситуаций, разучивание стихов, загадок, консультативная работа с воспитателями и родителями, дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, свободно-самостоятельная деятельность,индивидуальная работа.

Наличие теоретической базы:

https://festival.1september.ru/

https://nsportal.ru/user/136090

https://www.maaam.ru/obrazovanie/konspekty-zanyatij

Методическое:

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

4. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

Оптимальность и эффективность средств.

Данный проект осуществляется в МБДОУ.

Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проводимые мною следующие мероприятия:

• проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;

• проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций;

• специальные игровые задания;

• психогимнастика;

• досуги;

• консультативная работа с воспитателями и родителями;

• свободно-самостоятельная деятельность; загадывание загадок, проведение наблюдений,

Совместная деятельность

Практика показывает, что ДОУ и семьи является важным фактором решения общей задачи – формирование коммуникативных умений посредством устного народного творчества. Целенаправленная работа с родителями, сотворчество детского сада и семьи влияет на формирование коммуникативных умений в целом. С родителями регулярно проводятся мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры. Совместные досуговые мероприятия с родителями и детьми, родительские собрания, конкурсы и выставки.

Содержание проектной деятельности

Данный проект реализовался в 3 этапа.

Этапы и сроки реализации:

I этап – подготовительный,

II этап – практический,

III этап – заключительный.

1) подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;

2) собственно – исследовательский (основной) : выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;

3) завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Результативность:

При этом использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я активно использую этот богатейший материал словесного творчества народа : сказки, потешки, считалки, заклички.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора - это и подвижные, дидактические, пальчиковые игры.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

• Составлена картотека по русским, мордовским, татарским народным играм : «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток», «Раю-раю» обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;

• Изготовлены книжки-малышки;

• В группе есть аудио и видеокассеты со сказками;

• Проводятся викторины;

• Конкурсы и выставки детских рисунков;

• Открытые мероприятия и праздники;

• Анкетирование;

• Беседы;

• индивидуальные и групповые консультации;

• родительские собрания;

• привлекались родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;

• неоднократно организовывала совместные выставки работ;

• регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.

Проделанная работа дала следующие результаты:

У детей улучшилось качество речи, мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие. Сформировались знания о культуре русского народа.

Разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей по приобщению детей к национальной культуре

Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских, мордовских, татарских народных сказок. Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Диагностика

результатов деятельности по данному проекту показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.

Наблюдается улучшение уровня развития речи детей, соответствия уровня развития возрастным нормам наблюдается у 86% детей группы.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Вывод

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Мой опыт работы показывает, что фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.

В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.

Возможность тиражирования.

Опыт моей работы был представлен на открытых занятиях для педагогов ДОУ. Мною была выполнена курсовая работа на тему «Воспитание толерантной личности в поликультурном пространстве дошкольного учреждения» в рамках курсов повышения квалификации в МРИО.

Публикации по теме:

Проект «Бумажная сказка» в подготовительной к школе группе Практико – ориентированный, творческий, долгосрочный (подготовительная к школе группа) Подготовили педагоги: Зубова С. А. Участники :.

Естественнонаучный творческий проект «Мир воды» Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий. По содержанию: естественнонаучный. По числу участников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 октября 2014 в 19:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД