Папки-передвижки

Проект во второй младшей группе «Умелые пальчики» (1 фото)

Ирина Буханцова
Проект во второй младшей группе «Умелые пальчики»

Проект во второй младшей группе «Умелые пальчики»

Сроки реализации проекта Долгосрочный

I этап: сентябрь-октябрь 2022г.

II этап: октябрь - апрель 2022-2023уч. год

III этап: май 2023г.

Участники проекта:

Воспитанники младшей группы, воспитатели группы, родители

Вид проекта: Познавательно - игровой, творческий, развивающий.

Нормативные основания реализации проекта

- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

Публикация «Проект во второй младшей группе „Умелые пальчики“» размещена в разделах

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандар-та дошкольного образования»

- Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г.

- Конституция РФ

- Семейный кодекс РФ

- Гражданский кодекс РФ

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Проблема.

Низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, не очень хорошо развита активная речь.

Гипотеза:

Использованием пальчиковой игр можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая актив-ность, что создаст положительную предпосылку для развития связной речи у детей.

Актуальность:

В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палоч-ками, мозаикой. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, коорди-нированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

Основные направления проекта:

Расширение образованности.

Работа с воспитанниками.

Взаимодействие с семьёй.

Основные идеи проекта:

Речевое развитие младших дошкольников будет эффективней за счет использования пальчиковых игр и культурных практик художественно - эстетического развития.

Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В процессе проектной деятельности я также буду уделять внимание просвещению родителей в данном вопросе, а также создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.

Теоретические задачи.

- Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические условия проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста.

- Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей ран-него возраста.

- Выявить зависимость речи детей от развития мелкой моторики рук.

- Выявить индивидуальные способности детей в развитии пальчиковой гимнастики.

- Проанализировать влияние пальчиковой гимнастики на овладение правильной и образной речи детей раннего возраста.

Этапы: 1 этап – подготовительный

Изучить возможности пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

Подбор методической литературы по теме, дидактические, пальчиковые, подвижные игры, иллю-страции и т. д.

Составление перспективного плана «Умелые пальчики» по ознакомлению малышей с разнообразными пальчиковыми играми, где дети получают знания о названиях пальцев, приобретут навыки в играх, начнут разрабатывать мелкую моторику рук, вырабатывать ловкость, умение управлять своими движениями, умение концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Выявить уровень развития мелкой моторики у детей.

Взаимодействие с родителями – сбор бросового материала для игр; консультация «Значение мелкой моторики в развитии детей дошкольного возраста».

II этап – практический

Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала, обогащение развивающей среды. Активизация работы с детьми и их родителями, (в течение года).

Реализовать разработанную систему работы по развитию мелкой моторики. Включение пальчиковой гимнастики в НОД, комплексы утренней гимнастики, в утренние и вечерние отрезки времени.

Мониторинг развития мелкой моторики у детей группы.

Работа с родителями:

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей.

Оформление наглядного информационного материала в уголок для родителей.

Родительский клуб «Развитие речи детей раннего возраста с помощью мелкой моторики» О проекте «Весёлые пальчики» -Помочь родителям овладеть некоторыми пальчиковыми играми, способствовать осознанию значимости развития мелкой моторики рук на развитие речи и укрепле-ние здоровья малыша.

Родительский клуб «Игра-путешествие по стране «Сенсорики» - Повысить педагогическую гра-мотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников. Развитие сенсорных эталонов и мелкой моторики, координации движений рук у детей дошкольного возраста через раз-личные виды деятельности. Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста, обмен опытом семейного воспитания, участие в жизни группы. Установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями.

Собрание «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром и природой». - Дома уделять внимание развитию речи ребёнка и больше общаться с ним. Читать ребёнку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой и рисованием. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотой родной природы.

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста» - Знакомство родителей с нетрадиционной техникой рисования. Формирование и развитие художе-ственно-творческих способностей.

Консультации индивидуальные и групповые.

Изготовление с родителями пальчиковых кукол и атрибутов для спектаклей, пополнение уголка раз-вития мелкой моторики рук (где детям предоставлена возможность складывать картинки, собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать коробки, нанизывать кольца, бусы, заниматься шнуров-кой).

III этап – заключительный (обобщающе-результативный)

Диагностика (повторная) уровня навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.

Обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ педагогам на педсовете, ро-дительском собрании и консультаций в уголке для родителей.

Цель и задачи для детей

Цель: Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений

Задачи: Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Разви-вать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивиду-альные особенности ребёнка

Цель и задачи для родителей

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей ран-него возраста

Задачи: учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду; создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Материалы и оборудование

Настольные игры, пластилин, песок, крупы, бумага, бусы, пуговицы, природный материал, карандаши, нитки, верёвки и т. д.

Предварительная работа:

1. Оформление и пополнение сенсомоторного уголка в группе.

2. Подготовка новых дидактических игр по развитию мелкой моторики рук.

3. Знакомство с правила игр и беседы по технике безопасности (не брать мелкие детали в рот).

Формы работы с детьми:

- Совместная работа с детьми,

- индивидуальная работа с детьми,

- подгрупповая работа с детьми.

1. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок.

2. Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук.

3. Народные игры с ладошками.

4. Игры с природным материалом.

5. Игры с предметами домашнего обихода.

6. Игры с песком и водой.

7. Дидактические игры.

8. Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, конструирование).

Методы работы:

- Показ,

- объяснение,

- вопросы,

- дидактическая игра,

- наблюдение,

- конструирование,

- изобразительная деятельность.

Ожидаемый результат:

Для детей: Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличиться словарный за-пас, возрастёт речевая активность детей в различных видах деятельности; Кисти рук и пальцы при-обретут силу, хорошую подвижность и гибкость. Повысится творческая активность воспитанников. Улучшится логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, па-мять, воображение.

Для родителей: Взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни детского сада родителей приобретающих опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком. Активному участию ро-дителей в развитии речи и познавательных способностей детей дошкольного возраста. Понимание родителями важности и значимости развития мелкой моторики рук и непосредственное влияние её на развитие дошкольников. Применение методов совместной деятельности по развитию мелкой мо-торики рук в домашних условиях. Использование родителями пальчиковых игр в повседневной жизни. Родители получат необходимые знания по данной теме, станут более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.

Для педагогов:

Пополнение предметно-развивающей среды. Систематизация игр развивающих мелкую моторику ребёнка. Создание картотеки пальчиковых игр со стихами. Взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни детского сада родителей приобретающих опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком. Активному участию родителей в развитии речи и познавательных способностей детей дошкольного возраста. Личностным достижения каждого ребенка, как результату совместной работы и сотрудничеству ДОУ и семьи в целях реализации ФГОС. Обобщению опыта и распростра-нению его среди воспитателей ДОУ.

Продуктивная деятельность

Игры с прищепками. Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведер-ку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка, цветочка, елочки и т. п., к веревке, к ткани и т. д.

Шнуровки- продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправлен-ность действий и мелкую моторику.

Игры с крышками- составлять мозаику, подбирать подходящую по размеру баночку, вклады-вать в подходящее по размеру отверстие, составлять композицию.

Игры с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.

Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея пе-ред глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для детей подойдут деревянные и пласти-ковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

Игры с магнитами детям очень нравятся, из них можно создавать различные объёмные фигуры и постройки, проводить опыты и эксперименты

Игры со счётными палочками и плоскими геометрическими фигурами

Выкладывание геометрических фигур, составление узоров, выкладывание предметов.

Игры с различными ёмкостями, пузырьками, коробочками

Ёмкости и крышки разных размеров, нужно найти подходящие друг к другу, наполнение ёмкостей различным материалом.

Игры с резиночками – составление узоров и геометрических фигур на специальном планшете, игры с надеванием колечек на пальцы и на палочки, конструирование на плоскости.

Пальчиковый бассейн

Продуктивная деятельность Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

Игры с кинетическим песком Обучать создавать различные изделия из песка, развивать умение создавать композиции из готовых форм. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на песок, правильно собирать его, развивать воображение.

Игры с сухим и мокрым песком на участке

Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони)

учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.

Учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы

Развивать тактильно- кинестетическую чувствительность.

Игры с различными видами круп: горох, фасоль, семечки, рис, манка, макароны и т. д.

Выкладывание различных композиций из отдельных крупинок, сортировка смешанных видов круп, рисование на более мелкой крупе

Игры с пластилином

Мнём и отщипываем, надавливаем и размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем на кусочки, лепим картинки, готовим обед.

Нетрадиционные виды рисования – учить рисовать с помощью ладошки, пальцев, ватных па-лочек, печати.

Ресурсы.

Методические: методическая литература, наглядно-методические пособия.

Кадровые: участие воспитателей, музыкального руководителя.

Материально-технические: мультимедийная установка, музыкальный центр, компьютер, сканер.

Информационные: использование ИКТ, изучение методической литературы, презентация проекта на педсовете.

1. Уголок развития мелкой моторики рук. Здесь размещены: пособия по пальчиковым играм, массажные мячики, пазлы, разборные игрушки, бусы, шнуровки, коробки, которые надо закрывать и открывать.

2. Мини-библиотека: пальчиковые игры в стихах, детские книги разных форматов (книжки-малышки, книжки-раскладушки и т. д., флэшка с записями песен, потешек, стихотворений на паль-чиковую гимнастику.

Методическая копилка

* Составить перспективный план работы по развитию мелкой моторики.

* Разработать комплексы упражнений и игротренинга пальцев.

* Сценарии развлечений и досугов.

*Подобрать и оформить методический материал по пальчиковому массажу и игротренингу.

Перспективы дальнейшего развития

Педагогический потенциал использования пальчиковой гимнастики определяется высокой личност-но-мотивированной активностью участников игротренинга. Реализация воспитательного потен-циала форм пальчиковой гимнастики в процессе развития речи ребенка будет продолжена на сле-дующей ступени (средний дошкольный возраст).

Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использование пальчиковой гимнастики будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом.

Список используемых источников:

Янушенко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методи-ческое пособие для воспитателей и родителей. — М. : Мозаика-Синтез, 2009.

Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008.

Шанина С. Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». Москва: «Риполплас-сик», 2008.

Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006.

Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008.

Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009.

Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008.

Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006.

Новицкая О. Н. «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_mf2u7.pptx | 22982,44 Кб
 
Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Фотоотчет о реализации долгосрочного проекта в младшей группе «Умелые пальчики»Фотоотчет о реализации долгосрочного проекта в младшей группе «Умелые пальчики» В младшей группе нашего детского сада стартовал проект «Умелые пальчики», который направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук.

Конспект интегрированного занятия «Будут пальчики играть» во второй младшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Будут пальчики играть».Цель:Развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики, дыхания. Развитие фразовой речи, лексико-грамматических.

Конспект занятия по рисованию в разновозрастной группе «Умелые пальчики» ко Дню отпечатка пальца на МAAMКонспект занятия по рисованию в разновозрастной группе «Умелые пальчики» ко Дню отпечатка пальца на МAAM Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Кружковая работа «Умелые ладошки» во второй младшей группеКружковая работа «Умелые ладошки» во второй младшей группе Кружковая работа "Умелые ладошки" во второй младшей группе. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Чтобы ребёнок.

Кружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группеКружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группе В нашей второй младшей группе с детьми организована кружковая работа "Умелые ручки". Цели кружковой работы: развитие мелкой моторики рук;.

Планирование кружковой работы в детском саду «Умелые пальчики» Планирование кружковой работы в детском саду "Умелые пальчики" в группе Почемучка. Пояснительная записка. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая.

Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «Умелые ручки» во второй младшей группеПроект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «Умелые ручки» во второй младшей группе «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Проект «Умелые пальчики»Проект «Умелые пальчики» Педагогический проект "Умелые пальчики"Цель проекта :- Развивать мелкую моторику пальцев рук за счет пальчиковых гимнастик, игр с предметами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект во второй младшей группе «Умелые пальчики»
Опубликовано: 9 августа 2023 в 23:20
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД