Наталья Липеева
Проект «Вода — источник жизни» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Вода – источник жизни».
Вид проекта : познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Тип проекта : долгосрочный в течение одного квартала.
Интеграция образовательных областей: в различных видах деятельности: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Участники проекта : дети 6-7 лет, воспитатель.
Публикация «Проект „Вода — источник жизни“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность темы проекта : в настоящее время необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
По результатам бесед с детьми выяснила, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у нее свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как помогает вода всему живому жить и расти, кто живет в воде.
Задача взрослых – научить детей самостоятельно добывать знания исходя из опытно – экспериментальной работы, делать элементарные выводы и умозаключения в ходе знакомства с водой, бережно относиться к водным ресурсам.
Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, расширять представления детей об обитателях морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни на земле.
Задачи:
• Закреплять и систематизировать знания детей о воде и ее свойствах, познакомить с круговоротом воды в природе;
• Развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
• Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений и животных;
• Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека;
• Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
• Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.
Ожидаемые результаты: в результате реализации проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно – следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем). У детей будут сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни, углубятся знания о морских обитателях.
План реализации проекта.
1 этап. Подготовительный.
Цель:
1. Создание предметно – развивающей среды в группе согласно теме проекта;
2. Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта;
3. Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами.
2 этап. Подготовительный.
Социально – коммуникативное развитие Беседы: «Мир воды», «Зачем нужна вода человеку?», «Волшебница вода», «Вода нужна всем», «Дождь», «Туман», «Град и снег», «Роса», «Водный транспорт», «Кому в природе нужна вода».
Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Секреты воды»; из цикла «Смешарики» - «Капля», «Круговорот воды в природе»; из серии «Лунтик и его друзья» - «Капельки дождя», «Растения пьют воду». Просмотр «Энциклопедии для дошкольников». Сюжетно – ролевые игры: «Морские обитатели», «Путешествие по воде».
Просмотр и обсуждение презентации: «Берегите воду», «Откуда в наш дом приходит вода?»
Речевое развитие Чтение художественной литературы: Н. А. Рыжова «Волшебница вода», «Жила – была река», Г. Люшина «Капелька», С. Сахаров «Кто в море живет?», «Живая вода», Е. Баратынский «Водопад», «Путешествие капельки», В. Бианки «Рыбий дом», Н. Гернет «Вода», М. Константиновский «Почему вода мокрая», Н. Сладков «Подводная газета», Э. Шим «Лесной ручей». Отгадывание загадок про воду, природные явления,связанные с водой.
Заучивание пословиц и поговорок о воде.
Физическое развитие Подвижные игры: «Караси и щука», «Рыбки плавают в водице», «Море и берег», «Ходят капельки по кругу», «Мы водные обитатели», «Море волнуется раз…», «Рыбаки и рыбки», «На болоте», «Попади в круг», «Водное сражение».
Физкультминутки: «Капелька», «Как приятно в речке плавать», «Тихо плещется вода», «»Что там чудится в тумане?», «Цапля ходит по воде», «Над водой летят стрижи».
Пальчиковая гимнастика: «Ручеек», «Дождик, капелька», «Гроза».
Дыхательная гимнастика: «Снежинки», «Дождик», «Идем по лужам».
Познавательное развитие Занятия по экспериментированию: «Лаборатория Фиксиков» (Приложение 1, «Почему важна вода?» (Приложение 2).
Опыты – эксперименты: «Мыльные пузыри», «Тонет – не тонет», «Водяная лилия», «Очищение воды», Разноцветные стаканчики», «Кораблики».
Дидактические игры: «Как мы используем воду», «Круговорот воды в природе» (с использованием макета).
Рассматривание и обсуждение детской энциклопедии «Первые вопросы и ответы о воде».
Лего – конструирование:«Земснаряд», «Корабль», «Водяная мельница».
Художественно – эстетическое развитие Конструирование из бумаги: «Кораблик», «Лягушка».
Оригами: «Рыбки в аквариуме»,
Изготовление альбома «Что мы знаем о воде».
Свободное рисование на тему: «Путешествие капельки», картинки – раскраски «Круговорот воды в природе», «Подводный мир», «Водный транспорт».
3этап. Заключительный.
1. Подведение итогов проектной деятельности.
2. Создание планшета по теме «Вода».
3. Участие в областном конкурсе по Лего – конструированию.
Литература.
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников// сост. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина - М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Никишина Е. Д. Использование детского экспериментирования при создании исследовательских ситуаций// Ребенок в детском саду, 2012 - № 3.
3. Рыжова Н. А. Волшебница – вода. – М. : Линка – Пресс, 1997.
4. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997 -№ 2.
5. Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998 - №2.
6. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом – «черным ящиком»//Вопросы психологии, 1990 - №34.
7. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы д/с № 15 «Подсолнушек» г. Владимир)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой – Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001 - №1.
9. Цыплякова А. С. Где же пятый океан?// Дошкольное воспитание, 2006 - №8.
10. Интернет – ресурсы.
11. Нищева Н. В. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры// СПб: ООО «Издательство Детство – Пресс»,2013.
12. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду// СПб: ООО «Издательство Детство – Пресс», 2013.
13. Нищева Н. В. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1.// ООО «Издательство Детство – Пресс», 2015.
14. Нищева Н. В. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах. // СПб: ООО «Издательство Детство – Пресс, 2015.