Ольга земскова
Проект «Воздух» в подготовительной группе (Экспериментирование)
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Воздух»
Проводила Воспитатель Земскова Ольга Евгеньевна г. о. Электросталь
ЦРР МДОУ детский сад № 65
Вид проекта : краткосрочный, групповой.
Тип проекта : информационно-исследовательский, познавательный.
Сроки реализации проекта : 1 месяц
Участники проекта : воспитатели, дети.
Возраст детей: 6 - 7 лет.
Актуальность
Публикация «Проект „Воздух“ в подготовительной группе (Экспериментирование)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов.
Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Актуальность выбранной темы проекта еще и в том, что человек не бережет то, что имеет, ведь ежегодно в воздух выбрасывается более миллиона тонн вредных веществ, которые губительно сказываются на жизнь всего живого мира
Проблема
У детей недостаточно знаний о воздухе. Люди, животные и растения дышат воздухом. Воздух находится везде. А как его можно увидеть? Как доказать, что он существует? Что такое воздух? Зачем он нужен людям и другим живым организмам? Какое значение воздуха? Как воздух загрязняется? Как охранять воздух? Такие вопросы возникли у детей во время беседы о воздухе.
Поиск форм ответа на поставленные вопросы
1. Работа с методической и художественной литературой.
2. Разработка содержания деятельности и подготовка ресурсного обеспечения для проведения исследований, опытов, экспериментов с воздухом, дидактических игр, занятий.
Цель проекта : Создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта; сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле.
Задачи проекта для детей
1. Познакомить детей с понятием «воздух».
2. Формировать знания детей о свойствах воздуха : прозрачный, невидимый, может двигаться, необходим всем живым для жизни.
3. Развивать познавательный интерес к экспериментированию через вовлечение их в проведение опытов.
4. Пополнить словарь детей словами: двигается, надутый, спущенный, невидимый, передает запах.
5. Формировать желание находить способы решения проблемы.
6. Воспитывать наблюдательность, любознательность.
Задачи для педагога
1. Подобрать и изучить методическую литературу и интернет – ресурсы по теме проекта.
2. Подобрать дидактические игры, опыты, конспекты НОД видеоматериалы о свойствах и применении воздуха.
3. Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контакта между работниками дошкольного учреждения и родителями.
4. Мотивировать родителей для участия в реализации проекта «Познакомьтесь – это воздух!»
Задачи для родителей:
1. Улучшить взаимопонимание со своим малышом. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, уверенность в собственных педагогических возможностях.
2. Стимулировать желание детей узнать новое о неживой природе.
3. Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении ребёнок-родитель.
Ожидаемые результаты:
1. Повыситься уровень развития любознательности детей.
2. Дети должны получить элементарные представления о воздухе, его свойствах.
3. Дети должны получить простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.
4. Развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать в команде.
5. Повышение педагогической грамотности родителей. Привлечение родителей к сотрудничеству, приобретение знаний по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух».
Предполагаемый результат
• Представление опыта работы в виде презентации.
• Организация фотовыставки «Воздух и мы».
• Создание альбома «Воздух вокруг нас»
• Организация группового музея «Воздух-невидимка»
• Ролик «Воздух – нужен всем»
В результате реализации проекта дети будут знать
• Где находится воздух.
• Роль воздуха в жизни человека.
• Роль воздуха в жизни животных.
• Роль воздуха в жизни растений.
• Для чего нужен воздух.
• Свойства воздуха.
• Способы очищения воздуха.
• Правила юного исследователя.
В результате реализации проекта дети будут уметь
• Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
• Задавать вопросы, искать ответы.
• Видеть проблему по определенной теме.
• Формулировать цель, планировать задачи.
• Выдвигать гипотезы и проверять их.
• Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
• Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
• Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков.
Основные направления в работе
• Работа с детьми.
• Работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды.
Механизм реализации проекта
• Работа с детьми планируется и проводится в течение всего дня, через все виды деятельности.
• Занятия непосредственно образовательной деятельности (НОД)
• Экспериментальная деятельность дошкольников.
• Поисково-исследовательская деятельность.
• Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, творческих, сюжетно-ролевых.
• Организация трудовой деятельности.
• Организация художественно-речевой деятельности.
• Рассматривание картин, иллюстраций.
• Организация прогулок и наблюдений.
• Чтение художественных произведений.
• Беседы.
План реализации проекта
1. этап. Подготовительный
• Составление проекта.
• Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей,
умений и навыков исследовательской деятельности и творческого
проектирования.
• Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников,
• Создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей.
• Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
• Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
• Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта.
• Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин.
• Разучивание игр.
• Разучивание музыкального репертуара.
• Использование информационно-коммуникативных технологий
Основной этап
Планирование работы с детьми
№ п/п Содержание работы Ресурсное обеспечение
1 Беседы, дидактические игры Беседы: «Как услышать воздух», «Носы нужны не только для красы», «Летающие семена».
Д/ И: «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена», «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?».
Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений.
2 Чтение художественной литературы С. Маршак «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», С. Михалков «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер», Сказка «Южный ветерок» В. М. Гаршин; Сказка «Лягушка – путешественница» В. Катаев; русская народная сказка «Пузырь, лапоть и соломинка»
Стихи о воздухе и ветре (Приложение 1)
Загадки, пословицы и поговорки о воздухе. (Приложение 1)
Беседы «Что такое воздух», «Значение воздуха для жизни и роста живых организмов», «Носы нужны не только для красы», «Какую пользу приносит ветер?» (Приложение 4)
3 Познавательно-исследовательская деятельность
Наблюдение за ветром.
Исследования воздуха в разных местах : в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т. д.
НОД «Воздух и его роль в жизни человека»
Игровые упражнения «Почувствуй воздух»,
«Отгадай запах» Наблюдение «Загадочные пузырьки».
Опыты: «Воздух», «Ветер – это движение воздуха», «Волшебная воронка», «Дырявая баночка», «Надувание воздушного шарика»,
«Что в пакете?», «Загадочные пузырьки».
«Надувание мыльных пузырей», «Пузырьки-спасатели», «Морской бой».
4 Игровая деятельность Игры с различными игрушками, связанными с воздухом : музыкальные инструменты, вертушки, веера.
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на парусном корабле», «Полёт на самолёте», «Путешествие на воздушном шаре».
6 Взаимодействие с родителями:
Консультации «Учите детей любить природу», «Нам нужен чистый воздух»
«Оздоровление воздуха с помощью растений» -рекомендации родителям.
Работа с сотрудниками:
• Разработка методических материалов в рамках
Итоги проекта :
• Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.
• Осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно - научных наблюдений и экспериментов с детьми.
• Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом
• Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».