Папки-передвижки

Проект «Эх валенки, валенки» для детей подготовительной группы

Oльга Краева
Проект «Эх валенки, валенки» для детей подготовительной группы

Проект «Эх валенки, валенки»

Для детей подготовительной группы.

Введение:

Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера. Пожалуй, это самая удобная обувь. В ней не страшны лютые русские морозы. Валенки уникальны: без начала и конца, без шва и рубца. Каждый из нас в детстве носили обувь под названием валенки, которые считалась самой удобной и теплой обувью. Дети с большим удобством катались на горках, валялись в снегу, строили снежные лабиринты. и. т. д., а морозы были не почем. В старину на Руси валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. Это считалось признаком достатка.

Публикация «Проект „Эх валенки, валенки“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Традиции и обычаи свойственны не только отдельным семьям, но и целым народам. Некоторые из них могут показаться глупыми и смешными, другие – понятными и мудрыми. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой теплой обуви. В валенках не страшны самые лютые морозы и холода, поэтому лучшей обуви на Руси не найти. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой. В них не страшны морозы, метели и поэтому лучшей обуви для гулянья на Руси не было.

Проблемма:

Многие дети и взрослые носят валенки, но мало кто знает историю происхождения, и материал из чего изготавливается этот предмет обуви. У детей недостаточно сформированы представления о народном промысле (валяние валенок) которое знакомит детей с одной из самых распространенных промыслов России.

Цель проекта:

Знакомство с историей и традициями валяния валенок их изготовлением.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с историей русской обуви-валенки.

2. Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам, частушкам; желание получать новые знания.

3. Исследовать этапы производства валенок.

4. Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать,

делать выводы.

Предполагаемый результат:

1. У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для изготовления.

2. У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.

3. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс в ДОУ.

Сроки проведения проекта:

Краткосрочный 1 неделя.

Ожидаемый результат:

1. У дошкольников развивается познавательный интерес к истории народного промысла и национальным традициям.

2. У детей будут сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления.

3. Родители активно включены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

Виды деятельности:

игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная

Основные формы работы над проектом:

- создание альбома детских работ «Валенки, да, валенки»,

- Проведение НОД художественно-эстетического цикла (развлечение, рисование, аппликация).

- организация выставки» Арт-Валенок»

- Украшение валенок детьми совместно с родителями.

- вставка поделок из валенок.

- Тематические занятия, беседы по ознакомлению с процессом производства валенок.

- Практические занятия – «Знакомство с шерстью» «Валянием валенок - шептунов».

- Разучивание песен, частушек про валенки, чтение сказок М. М Пришвин «Дедушкин валенок».

-Спортивные игры-соревнования с использованием валенок.

Работа с родителями:

1. Помощь в создании развивающей среды (альбом с творческими детскими работами «Валенки, да валенки», оформление выставки «Арт- Валенок»)

2. Помощь в сборе информации:

- история возникновения валенок;

-процесс изготовлении валенок.

Формы реализации проекта:

1. Подготовительный:.

• Изучение литературы.

• 2. Разработка познавательно-исследовательского, творческого, детско-родительского педагогического проекта гражданско-патриотического воспитания детей «Русские валенки» (воспитатель)

• 3. Подбор и заготовка дидактического материала, пособий, литературы, фото и видеоматериала, изобразительного материла

2. Основной:

1. Разработка сценария «Праздника русского валенка» (воспитатели)

2. Разработка проекта

«Как изготавливают валенки» (воспитатели)

3. Разработка конспектов ООД, бесед на тему «Русские валенки»,

1. Выставка художественной литературы с иллюстрациями, картинок, стихов, загадок, игр.

2. Оформление выставки «Арт - Валенки»

3. Заключительный:

1. Мастер-класс для детей «Валяние мини-валенок-сувениров».

2. Праздник «Русского валенка».

-Стих, песни, танцы,

Частушки

Литература:

1. Анчикова Т. П., Виноградова М. Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с. 70-75.

2. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.

4. Источник: https://razvivashka.online/poznavatelnoe/obychai-i-narodnye-traditsii

5. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6. Развивающий мультфильм «Шерстяной мир» АБВГДейка

Сценарий развлечения в детском саду

«Праздник русского валенка»

Под русскую народную песню «Валенки» в зал входят дети и садятся на места.

Ведущая:

Здравствуйте, дорогие гости!

Добро пожаловать!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям российским

От души поклон вам низкий!

Ведущая:

Если в доме, на работе

У вас валенки в почете,

То мы вас, своих друзей,

Приглашаем поскорей,

На праздник русского валенка!

1-й ребёнок

Для больших и маленьких,

Есть обувка - валенки.

Чтоб по снегу мы гуляли,

Их из шерсти нам сваляли.

2-й ребёнок

Не страшны теперь угрозы

И сибирского мороза.

Он пускай себе трещит,

Войлок ноги защитит

3-й ребёнок

По морозу, по зиме

Взрослым или маленьким,

Чтобы быть всегда в тепле,

Обуваем валенки!

4-й ребёнок

Русский валяный сапог,

Победить века все смог.

У него есть свой музей -

Сам сходи, своди друзей.

Ведущая:

Ребята, вы, наверное, знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ этой великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляния на Руси не было! В валенках праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь!

Ведущая:

У кого там хмурый вид, вот и музыка звучит!

Я грустить не разрешаю, мы играть здесь, начинаем!

Музыкальная игра «А на улице мороз»

После игры дети садятся на стульчики.

Под народную песню выходит Емеля.

Ведущая:

-Здравствуй, Емеля, что случилось, как ты оказался у нас в детском саду?

Емеля:

- Надоело мне дома сидеть на горячей печке, жарко! Захотел я оказаться на улице, вот я и сказал волшебные слова: «По – щучьему велению, по моему хотению окажись я на улице», а оказался у вас. Но мне надо на улицу, на мороз, мне жарко! Да как я пойду на улицу, там же холодно. В одной рубашке я замёрзну. Может, кто-нибудь подскажет, что нужно сделать, чтобы не замёрзнуть?

Дети: Одеться!

Емеля:

-Но мой полушубок остался дома. Эй, по щучьему велению, по моему хотению появись мой полушубок!

Из ширмы выбрасывают полушубок.

Емеля (одевает полушубок)

-Так то, потеплее, будет. А голова, то замёрзнет. Что же попросить у щуки?

Дети: Шапку.

Емеля:

- По щучьему велению, по моему хотению появись моя шапка!

Из ширмы выбрасывают шапку.

Емеля:

-Как здорово и голове и ушам тепло будет!

Емеля:

-Где же вы мои тёпленькие? Где же вы мои красивенькие? Где же вы мои хорошенькие? Как я теперь без вас жить буду? В чём же я гулять буду? В чём я теперь за водой ходить буду? Ой, мои же ножки окоченеют!

Ведущий:

-Что ты потерял, что ты ищешь?

Емеля:

-Я потерял валенки, поставил их на печку сушиться. А печка – баловница решила побегать наперегонки с курами! Вот валенки и свалились с печки! Теперь не знаю где их искать.

Ведущий:

- Емеля, тебе помогут волшебные слова, которые помогают тебе по жизни.

Емеля:

- Попробую, авось и помогут! По щучьему велению, по моему хотению появитесь мои валеночки!

Из ширмы выбрасывают валенки поочерёдно.

Емеля:

-Вот я и готов идти гулять теперь я точно не замёрзну в таких тёплых валеночках!

Ведущая:

-Знаешь Емеля, а чтобы тебе на улице не замёрзнуть, надо двигаться и играть. Наши дети знают очень много игр с валенками.

Емеля:

- А научите меня играм!

Ведущая:

- Научим, ребята?

Дети: ДАААА

Ведущая: Оставайся Емеля с нами. У нас здесь проходит праздник русского валенка, будет очень весело.

Ведущая:

А на празднике, друзья,

Нам без игр никак нельзя

Больше страсти, больше смеха,

Пусть вовсю идет потеха!

В круг широкий вы вставайте, друг другу валенки передавайте.

Проводится игра “Передай валенок”

Дети передают под музыку валенок, как только музыка остановилась, танцует тот у кого валенок в руках. (прим. : можно предавать несколько валенок в разных направлениях)

Дети садятся на стульчики

Емеля:

-Ой, как хорошо с вами играть! Давайте еще поиграем

Ведущая:

Мы грустить не разрешаем,

Мы играть здесь начинаем!

эстафета – «Пробеги в валенках»

Один участник команды бежит в валенках до ориентира (стульчика, садится снимает валенки, бежит обратно и передаёт эстафету следующему участнику. Следующий участник бежит до стульчика, садится, обувает валенки, обратно бежит в валенках. Снимает валенки и передаёт следующему участнику. Выигрывает команда, первой закончившая испытание.

Ведущая:

-В старину на валенках гадали. Выйдут за околицу и подбросят валенок вверх. Куда валенок упадет носком из той деревни и сватов ждать нужно. Интересно, кто из вас дальше забросит валенок.

Игра «Метание валенка с ноги»

Три участника встают в шеренгу у стартовой линии. На правой ноге каждого надет один валенок. По сигналу дети сбрасывают с ноги валенок так, чтобы он «улетел» как можно дальше. У кого дальше, тот и победил.

Емеля:

Вот это, ребята была потеха,

Мне даже жарко стало от смеха.

Вот молодцы, не растерялись.

Видел, как вы старались.

Ведущая:

А для следующей игры,

Будьте ловки и смелы,

И себя вы покажите

С самой лучшей стороны

Эстафета «Береги свой валенок»

Валенок, зажатый между коленями, прыжками донести до финишной отметки, обогнуть ее и бегом вернуться обратно, передать валенок следующему игроку.

Ведущая:

Эй, ребята да девчушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Дети исполняют частушки (в валенках).

Все.

Начинаем петь частушку,

Первую, начальную,

Мы хотим развеселить

Публику печальную.

Вот и зимушка пришла,

Наступили холода.

А я валенки обула –

И пойду я хоть куда.

Подарила маменька

Беленькие валенки.

С ними я не расстаюсь,

Даже спать я в них ложусь!

Если кто меня обидит –

Я не плачу, не реву,

Сразу валенок снимаю,

Подзатыльник им даю!

Моя Милка маленькая,

Чуть побольше валенка,

В валенки обуется,

Как пузырь надуется.

Мальчики

Наши девки меленьки –

Чуть побольше валенка,

Ну а как заголосят –

Всех в округе удивят.

Девочка

Охоньки да аханьки –

Какие парни махоньки!

Из-за кочек, из-за пней

Не видать наших парней!

Мальчики

А мы валенки наденем

Выпьем простокваши,

Вся душа истосковалась

По подружкам нашим!

Тетеньки и дяденьки,

Все носите валенки.

Реже станете болеть

И начнете молодеть!

Ведущая:

Спорит с ветром быстрый бег

Мы бежим быстрее всех

эстафета «Вешки» (обуй, разуй)

Каждый участник команды на пути к линии финиша надевает валенки на лежащего посреди дистанции с поднятыми ногами вверх ассистента. Одна пара обувают, другая разувают.

Ведущая: А сейчас пришла пора на лошадке поскакать

эстафета «Быстрые лошадки».

Надев валенок на гимнастическую палку, проскакать верхом на палке вокруг ориентира и передать «лошадку» следующему.

Емеля:

- Как вы хорошо играли, пели, танцевали. Какие вы быстрые и ловкие и очень весёлые. Попрошу-ка я у Щуки для вас угощения. «По - щучьему велению по моему хотению появитесь угощения для ребят.

Закидывает в прорубь ведро и вынимает валенок.

-Ой, видно щука что-то напутала. Попробую ещё раз.

Снова закидывает ведро и вытаскивает угощения - «Русский леденец»

Ведущая:

- Ну. Вот и подошёл к концу наш замечательный праздник русского валенка. Но зимы не кончаются, они приходят к нам каждый год, дарят нам новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной русской обувью!

Дети под весёлую народную мелодию выходят из зала.

Мастер класс

«Валенки-шептуны»

Мастер класс для детей подготовительной группы.

Цель: познакомить детей со способом валянием «валенок- шептунов»

Издревле на Руси люди верили в магическую силу валенок. Человек считал, что они принесут в дом достаток и богатство, главное, все правильно сделать: положить в них, что надо, повесить в нужное место.

Что такое валенки-шептуны? Почему они так называются, какое имеют значение, читайте в статье. Что такое валенки-шептуны? Это зимняя обувь в миниатюре. Валенки могут послужить оберегом, подарком для души или просто сувениром. Их часто дарят гостям, которые живут в теплом климате, как символ, напоминание о русском народе с холодной зимой.

Валенки назывались «шептунами», так как в них люди нашептывали свои самые заветные желания и свято верили, что они обязательно сбудутся. Неверующий человек может купить их в качестве сувенира или оберега, повесить на елку, как игрушку, или на связку ключей, как брелок. В любом случае это интересная вещица. В шептуны клали монетки, зернышко хлебного злака. Для них отводили место у двери при входе в дом или в уголке между печкой и стеной.

Что нужно для изготовления валенок?

Чтобы шептуны получились на «славу», нужно продумать все до мелочей. Для работы понадобятся следующие материалы и инструменты:

1. Достаточное количество шерсти натурального происхождения. Традиционный цвет валенок – серый. Но не стоит этим ограничивать фантазию. Сырье всегда можно покрасить в желаемый оттенок.

2. Важно запастись пузырчатой пленкой. Данный материал с гладкой поверхностью не годится для работы.

3. Для изготовления шаблонов нужен кусок вспененной резины.

4. Приготовить емкость с водой, мыло или любую жидкость, используемую при мытье посуды.

5. Обязательно нужен пульверизатор и мелкая сетка. Несколько хлопчатобумажных полотенец, чтобы не заниматься их сушкой в процессе работы.

6. Для декорирования своего изделия следует приготовить фетр, много различных шнуров и ленточек.

Технология изготовления

Валенки-шептуны своими руками сделать несложно, главное – огромное желание и старание. Пошаговая инструкция:

1. Сначала делается шаблон. Затем на его основе – заготовка. Для этого шаблон прикладывается к резине, по краю обводится и вырезается острыми ножницами, в противном случае на полотне будут заусенцы.

2. Кладем шаблон ступней к себе и укладываем шерсть небольшими пучками в горизонтальном направлении так, чтобы ее края выходили за форму валенка. 3. После укладки первого слоя приступаем ко второму. Шерсть нужно равномерно распределить в вертикальном направлении.

4. Затем берем пульверизатор, заполненный мыльным раствором, и брызгаем на шерсть. Поверх мокрого слоя кладется сетка и хорошо прижимается пальцами для равномерного распределения влаги.

5. Далее шерсть с шаблоном вместе переворачивается на другую сторону, а выступающая за края шерсть заворачивается внутрь. Сверху снова укладывается шерсть в два слоя, как в первом случае.

6. Все это опять смачивается раствором из пульверизатора и прижимается руками. Сетка снимается, а шаблон вместе с шерстью переворачивается.

7. Края снова заворачиваются, кусочки шерсти прижимаются к шаблону очень плотно. Заготовка заворачивается в сетку, настало время уваливать шерсть. Для этого нужно долго тереть поверх сетки, примерно 15 минут.

Следует уделить внимание углам и ребрам.

8. Затем заготовка разрезается пополам, шаблон вынимается.

9. Процесс валяния продолжается. Для этого валеночек надевается на руку и вся его поверхность изнутри и снаружи трется пальцами, но не сильно, чтобы края изделия не деформировались.

10. Валяние миниатюрной обуви закончено.

Остается проверить длину обоих шептунов. Если она разная, сравнять ножницами. Предпоследний этап – промывание валеночек под проточной водой для смывания мыльного раствора. После этого изделия промокаются полотенцами, хорошо впитывающими влагу, расправляются и сушатся вдали от батареи.

Украшение сувенира:

Последний этап – самый ответственный. Украсить творение рук своих нужно очень аккуратно и красиво. Здесь можно применить всю свою фантазию. Поставить заплатки, подшить подошву тонким фетром, сделать аппликации, нашить кружева в виде рисунка или в хаотичном порядке, использовать разного цвета и фактуры тесьму. В конце работы оба валеночка нужно связать декоративной нитью. Валенки-шептуны готовы. Такой подарок удовлетворит самого привередливого гостя на празднике.

Валенки-шептуны: значение:

Любые поделки, которые создаются самостоятельно с использованием ручного труда, люди любят и бережно их хранят, особенно дети. И это не случайно. Речь идет о шептунах. С ними в доме создается атмосфера комфорта и индивидуальности хозяев. А самое главное - миниатюрная поделка, сувенирные валенки-шептуны, имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения. При создании сувенира используется определенная техника изготовления, вышивки, аппликации, узора. Это все – народное творчество, с которым познакомится ребенок в процессе работы. А если учесть, что такой подарок готовится к Новому году, который приходится на зимнее время, когда хочется много тепла и уюта, он вдвойне дорог. Создать праздничную атмосферу в доме помогают валенки-шептуны, которые будут в радость детям и взрослым в качестве подарка. Даже летом такой сувенир создает контраст в интерьере, что выглядит очень привлекательно.

Публикации по теме:

«Дед Мороз и валенки». Конспект НОД с детьми младшей разновозрастной группы из цикла «Обувь»«Дед Мороз и валенки». Конспект НОД с детьми младшей разновозрастной группы из цикла «Обувь» Тема. «Валенки» - предмет зимней обуви Цель. Расширение и обогащение знаний детей по теме «Обувь». Задачи. -Продолжать знакомить детей.

Про валенкиПро валенки Хочу поделиться с вами самыми интересными фактами о наших родимых. Хоть валенки и считаются исконно русскими,но войлочную обувь изначально.

Фотоотчет с выставки «Валенки, да валенки! Ах, да подшиты стареньки!»Фотоотчет с выставки «Валенки, да валенки! Ах, да подшиты стареньки!» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья, и гости, заглянувшие ко мне на страничку! Знает взрослый человек, Знает даже маленький.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Ах, какие валенки!»Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Ах, какие валенки!» Действующие лица: Взрослые: Ведущая, Зимушка – Зима, Хозяйка Галина, Дед Всевед, вокальный ансамбль мам. Дети: артисты в народных костюмах.

Конспект интегрированного занятия по познанию «Русские валенки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект интегрированного занятия по познанию «Русские валенки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний.

Конспект ОД по аппликации «Новогодние валенки» в старше-подготовительной группеКонспект ОД по аппликации «Новогодние валенки» в старше-подготовительной группе Конспект ОД по аппликации "Новогодние валенки" в старше-подготовительной группе Задачи: Развивать у детей навыки правильного безопасного.

Конспект занятия по плоскостной аппликации «Валенки, да валенки» с детьми подготовительной группыКонспект занятия по плоскостной аппликации «Валенки, да валенки» с детьми подготовительной группы Ко дню валенка на МААМЦель: научить детей украшать плоскостные изображения валенок, способом аппликация Программные задачи: -Обогащение.

Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы «Как Баба Яга у Деда Мороза валенки украла»Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы «Как Баба Яга у Деда Мороза валенки украла» Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы «Как Баба Яга у Деда Мороза валенки украла». Действующие лица: Дед Мороз, Снегурочка,.

Стихотворения для детей в возрасте от 3 до 9 лет на темы «Про матрёшку, снег, валенки и доброе дело» Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. Видел в Ваших публикациях темы про валенки и матрёшек. Сочинил Вам в помощь.

Валяние «Эх, валенки, да валенки…»Валяние «Эх, валенки, да валенки…» Зима на исходе, вот я и спешу про валенки написать. В начале февраля наконец-то удалось мне попасть на мастер-класс по мокрому валянию мини-валенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Эх валенки, валенки» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 3 февраля 2022 в 14:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД