Елизавета Сердитых
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Экологическая тропа»
Проект долгосрочный познавательно-исследовательский
Срок реализации проекта : август 2012- май 2013 уч. года
Участники проекта : дети, родители, воспитатели подготовительной группы
Руководитель проекта : Алексеева Н. В.
Экспериментатор: Сердитых Е. В.
Актуализация темы.
«Охранять природу – значит охранять Родину».
М. Пришвин
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Любовь к Родине начинается с любви к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно лишь только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Природа хрупка и ранима. Важно дать детям представление о том, что человек часть природы: он не может жить вне её, не должен нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы можем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на Земле.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Данный проект обеспечивает каждому ребёнку условия ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения, на познании климатических особенностей нашего края. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Кроме того экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. При этом дети знакомятся с растениями и животными, местами их обитания, условиями жизни, тем самым расширяя свой кругозор, и практикуются в ориентировании.
Проблема:
• Отдалённость городских жителей от природы, потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды – всё это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы, осознания необходимости их оберегать.
• Недостаточная возможность использования территории детского сада для создания образовательных ситуаций по изучению природы родного края, формирования чувства близости к ней, необходимости бережного отношения.
• Необходимость повышения компетентности родителей в вопросах экологического просвещения детей.
Цель:
Знакомство детей с объектами живой природы ближайшего окружения и обучение дошкольников способам охраны окружающей среды.
Задачи:
• Дать детям представление о разнообразии растительного мира Кубани на растениях ближайшего окружения;
• Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
• Формировать знания о проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);
• Развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность;
• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основу экологической культуры.
Этапы проекта
I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
II этап – собственно познавательно-исследовательский.
III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Предполагаемый результат:
• Дети узнают особенности природы родного края;
• Дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе;
• У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
• Дети систематизируют и углубят свои знания о растениях, животных, природных явлениях, состоянии окружающей среды;
• Дети умеют вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
Формы реализации проекта :
• Разработка экологической тропы, оформление карты экологической тропы;
• НОД на экологической тропе;
• Использование сказочного персонажа;
• Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций;
• Практическая деятельность;
• Наблюдение за живой и неживой природой;
• Дидактические, настольные экологические игры;
• Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала);
• Труд в природе;
• Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий, обучающие презентации.
Этапы создания и оформления тропы :
1 этап – подготовительный: (август 2012)
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей.
3. выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4. Составление паспорта всех точек тропинки.
5. Изготовление выносных знаков обозначающих каждую точку.
6. Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
2 этап – познавательно-исследовательский: (сентябрь 2012-май 2013)
Содержание деятельности по реализации проекта.
№ Тема цикла, цель Объекты наблюдения Сроки
1. «Хозяин экологической тропы»
- познакомить детей с хозяином тропы;
- составление карты-схемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех её наиболее интересных объектов. все групповые площадки детского сада и фруктовый сад. сентябрь
2. «Деревья и кусты»
- учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
- закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
воспитывать бережное отношение к растениям. - берёза;
- тополь;
- сосна;
- клён;
- липа;
- грецкий орех;
- туя;
- шиповник;
- ива;
- калина;
-фруктовые деревья: вишня, слива, яблоня. сентябрь –
апрель
3. «Птичья столовая»
- закрепить у детей представление о зимующих и перелётных птицах;
- учить различать и называть птиц по внешнему виду;
- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, желание их подкармливать;
- воспитывать бережное отношение к ним. - синица;
- воробей;
- сойка;
- сорока;
- голуби. декабрь-
февраль
4. «Цветочная клумба»
- уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;
- дать представление о сезонных работах в цветнике;
учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия;
- воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту;
-развивать навык опытно-экспериментальной деятельности. - многолетние и однолетние цветущие растения. сентябрь-
апрель
5. «Огород»
- продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними;
- развивать интерес к выращиванию овощных культур;
- воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками. - огородные грядки;
- семена, рассада, плоды овощных культур. сентябрь –
май
6. «Фруктовый сад»
- продолжать учить детей различать деревья по внешним признакам;
- закреплять представления об уходе за фруктовыми деревьями;
- воспитывать желание ухаживать за деревьями. - фруктовые деревья октябрь,
май
7. «Муравейник»
- углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;
- сформировать представление о роли муравьёв в жизни леса;
воспитывать бережное отношение к муравьям. муравейник Март- май
8. «Золотой луг»
- учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
- закрепить названия первоцветов;
- воспитывать умение видеть прекрасное, радоваться первым весенним цветам. одуванчик,
калужница март –
апрель
9. «Зелёная аптека»
- расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях ближайшего окружения;
- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- учить собирать и сушить лекарственные растения. - цветущие растения и травы;
деревья и кусты апрель - май
10. «Жужжащий луг»
- закреплять представления о мире насекомых;
- учить отличать насекомых по внешнему виду, называть их;
- развивать желание сохранять этот мир природы. поляна в саду апрель - май
11. «Путешествие по экологической тропе» (итоговое)
- обобщить знания по проекту «экологическая тропа» все объекты экологической тропы май
Опыты и эксперименты
1. «Почему осенью цветы вянут» цветы на клумбе сентябрь
2. «Почему желтеют листья» деревья октябрь
3. «Вершки-корешки»
- проверить, что раньше появляется из семян семена гороха, огурцов декабрь
4. «Испарение влаги с листьев растений» растение, пакет апрель
5. «Зачем им крылышки» семена клёна, липы, ясеня октябрь
Риски проекта :
Непредсказуемость климатических условий, неприживаемость растений.
3 этап – обобщающий (май 2013)
Защита проекта «Путешествие по экологической тропе»
Приложение.
Описание объектов экологической тропы и рекомендации по организации работы с детьми:
1. «Деревья и кусты» - экскурсии и наблюдения в разные времена года; исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы, плоды; связь с животным миром; польза для человека.
*Берёза – любимое дерево русского народа. Однодомное дерево с белой корой, треугольно-ромбическими листьями. Цветёт берёза в конце апреля, цветки у неё серёжки. Семена похожи на маленькие золотистые чешуйки, которые ветер переносит на огромные расстояния. В давние времена кору берёзы – бересту – использовали вместо бумаги. Из древесины берёзы изготавливают мебель и посуду. Берёзовые почки и сок используют в лекарственных целях.
Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (берёза)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза)
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова
*Клён – дерево с раскидистой кроной, буровато-серой растрескивающейся корой. Листья пятилопастные. Пробуждается клён от зимнего сна раньше других деревьев, в начале марта. Многие деревья сначала распускают листья, а потом цветут. Клён сначала цветёт – у него мелкие желтовато-зелёные цветки, неказистые на вид семена клёна похожи на пропеллеры. Клён может летом предсказывать ненастье. Перед дождём у него появляются капельки воды, в том месте, где черешки листьев прикрепляются к веткам. Из древесины клёна изготавливают звонкие скрипки и лёгкие лыжи.
В густой синеве, апельсиново-ал,
Кленовый листок надо мною летал.
Я следом бегу: он, как будто дразня,
Куда-то манил за собою меня.
Листок, утомившись кружить в вышине,
Доверчиво сел на ладошку ко мне.
Г. Осинина
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(клен)
*Сосна – хвойное однодомное дерево с красновато-бурой корой, попарно расположенными длинными иглами и семенами, находящимися в шишке. Это вечнозелёное дерево. Иголки сменяют друг друга постепенно: упадёт иголочка, а на её месте вырастет другая. Растёт сосна на сухих местах, любит простор и свет. Может вырасти до 80 метров в высоту и прожить 300-500 лет. Запах смолы сосны убивает всех микробов. Из смолы и хвои люди делают лекарства.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке.
(Сосна)
*Тополь – двудомное дерево с продолговато-яйцевидными смолистолипкими почками и треугольно-ромбическими листьями. Ствол шершавый с углублениями. Цветёт в апреле до распускания листьев. Достигает в высоту до 25 метров. Почки тополя используются в медицине.
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
(тополь)
*Липа – дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистыми цветками и плодами-орешками. Высота до 30 метров. Цветёт в мае-июне. Растение медогон. В медицине используются листья, почки, кора, цветы. Липовый мёд полезно кушать при простуде.
Весной растёт, летом цветёт,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается,
А цветок – то медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа)
*Ива- дерево с развесистой кроной и тёмно-серой корой. Листья очередные, линейно-ланцетные, заострённые. Серёжки яркожёлтые. Ива чаще всего растёт по берегам водоёмов, но встречается в смешанных лесах. Имеется свыше сотни различных видов ивы. На юге листья ивы считают эффективным средством при солнечном ударе: ими обкладывают голову пострадавшему.
*Туя – крупный вечнозелёный кустарник с пирамидальной или раскидистой кроной. Листья мелкие, чешуевидные, плотно прижатые. Семенные шишечки продолговатые, отогнутые книзу. Высота 7-12 метров. Родина – Северная Америка.
*Калина – кустарник с буровато серой корой. Листья трёх-пятилопастные. Цветочки белые и собраны в плоские полузонтики. Плод – яйцевидно-шаровидная красная костянка горьковатого вкуса. Высоты 1,5 – 3 метра. Растёт в смешанных и лиственных лесах, преимущественно по опушкам, полянам. Плоды и кора используется в медицине.
Лес осенний засыпает,
Гол и пуст,
А калина не снимает
Красных бус.
Степь под снегом холодеет,
Вся бела.
А калина ярко рдеет
Вкруг села.
Ф. Петров
*Шиповник – кустарник с шипами по стволам. Листья сложные с пятью-семью остропильчатыми листочками. Цветки розовые. Плоды продолговатые красные. Время цветения май. В медицине используются плоды, цветки и корни. В плодах шиповника содержится аскорбиновая кислота.
Стоит зелёный кустик
В красный горошек.
А тронешь – укусит. (шиповник)
Сказка «Маринка и деревья».
Жила девочка Маринка и очень любила она ходить в зелёный лес. Но вот наступила осень, листья стали желтеть и падать. Стало Маринке грустно, и она решила помочь деревьям. Взяла девочка клей, нитки и побежала к своему старому любимому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и ей послышалось, что зашушукались листья над головой:
- Что ты нам спать мешаешь?
- Я не хотела вас будить, я листочки вам приклеиваю.
- Эх, добрая душа! Дни всё короче, света всё меньше, значит, пора деревьям спать. В листьях крохотные зелёные зёрнышки, живые заводики исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зелёных зёрнышек, но остались жёлтые, красные, Оранжевые. Вот листья и разукрасились. Потом они высохнут и опадут.
- Кто же вас кормить будет всю зиму?- заволновалась Маринка.
- А мы ни есть, ни пить не хотим. Зимой так спится хорошо! Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.
- А я-то думала, что лисья ветер сбрасывает.
- Можно и без ветра, - прошептал тополь. – Мы между черешком листа и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни воду, ни соки. Растёт перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвётся он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза накроют.
Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям, жить своей жизнью
2.«Птичья столовая» - постройка кормушки для птиц; наблюдение за птицами в разное время года; слушание пения птиц; выработка правил поведения.
*Синицы – красивые птички ростом с воробья. У них белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые. Ранней весной синица начинает вить гнездо. Синицы многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнёздышке лежит по 10-12 яиц. Своё название получили за звучание своей песенки: «сии-сии» или «ции-ции».
*Воробей – маленькая шустрая птичка. Различают два вида воробьёв – городские и деревенские. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперение скромное, серое. Деревенский воробей более робкий, но наряднее своего брата. Воробьи очень прожорливые птицы. Они истребляют не только вредителей насекомых, но и вредят урожаю. Воробей плохой строитель, не умеет комфортно строить гнездо, поэтому чаще захватывает чужие гнёзда, и выгнать его оттуда бывает непросто.
*Сорока – лучший строитель в лесу. Она не любит занимать своё старое гнездо, и каждый год строит новое. Гнездо у неё просторное и прочное, дно выложено сухой травой и мхом. Над гнездом – крыша из веток, чтобы не мочил дождь и чтобы птенцов никто не обидел. Сорочья семья большая – 8=10 малышей. Сорока разбойница и воровка, запросто может украсть яйцо или птенчика из чужого гнезда
Сорока-воровка!
А что это значит?
Чужое присвоит
И где-нибудь спрячет.
Зачем она громко
В лесу затрещала?
Затем, что соседку
Свою извещала, звала воровать,
А за каждую кражу
Того, кто ворует,
Надо под стражу!
В. Боков
3.«Цветочная клумба» - сравнение клумбы и огорода; выращивание и посадка рассады; наблюдение за ростом растений и созреванием семян; характер поведения растений в разное время суток и в разных погодных условиях.
4.«Огород» - наблюдение за работой взрослых; уход за посаженными растениями; опытно-исследовательская деятельность; наблюдение за ростом растений; знакомство с правилами посева семян; знакомство со свойствами почвы.
5.«Фруктовый сад» - экскурсии и наблюдения в разное время года; окапывание деревьев; исследование внешних особенностей; польза для человека и забота человека.
6.«Зелёная аптека» - посадка растений в фитоуголке; сравнение умения растения приспосабливаться к среде обитания; рассматривание и сбор семян растений; польза для человека.
7.«Жужжащий луг» - наблюдение за насекомыми в естественной среде обитания; сравнение внешнего строения и приспособленности к условиям проживания.
8 «Муравейник» - наблюдение за жизнью муравейника; знакомство с распределением обязанностей в муравейнике.
*Муравьи – дружные насекомые, не любят одиночества и живут большими семьями – колониями. В городе не увидеть больших муравейников возвышающихся над землёй. Жизнь муравейника скрыта глубоко под землёй. Муравей самое сильное животное на земле. За день он переносит вес в несколько раз, превышающий его собственный вес.
Конспект образовательной ситуации
Тема: «Экологическая тропа»
Задачи:
• Учить различать знакомые деревья по листьям, плодам, коре.
• Расширять и уточнять знания детей о приспособленности растений к неблагоприятным условиям внешней среды – осени: часто идут дожди, день становиться короче, листья желтеют и опадают.
• Формировать чувство ответственности в отношении ко всему живому.
• Обогащать и активизировать словарь.
Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе; знакомство с признаками осени; заучивание стихотворений о природе.
Интеграция: ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Художественная литература»
Материал: письма от сказочного хозяина тропы.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что мы живём в окружении природы – живой и неживой. А как вы понимаете слова «живая природа»?
Дети: - Всё, что двигается: птицы, животные.
Воспитатель: - А деревья живые? (ответы детей)
Конечно, деревья живые: они дышат, питаются, растут, но не передвигаются. А что такое «неживая природа»? (ответы детей)
Неживая природа это воздух, камни, вода, небо, солнце, почва.
Вспомните, совсем недавно всё было зелено, ярко светило солнце, цвели цветы, летали бабочки и вдруг всё изменилось. Почему, что произошло? (ответы детей)
Конечно, всё изменилось потому, что наступила осень. Дни стали короче, солнце даёт мало тепла, идут дожди, стало прохладно, листья на деревьях желтеют, птицы собираются на юг. Как вы думаете, в этих переменах чувствуется влияние неживой природы на живую? В чём оно заключается по вашему мнению?
(Дети с воспитателем вступают на экологическую тропу)
Воспитатель: - Посмотрите, хозяин тропы Боровичок пригласил нас в гости. Вот и письмо прислал нам: «Дорогие мои маленькие друзья, я приглашаю вас в гости к себе и моим верным друзьям-деревьям. Придерживайтесь карты. В конце тропы вас ждёт сюрприз, но сначала вы должны выполнить задания и ответить на мои вопросы. Письма спрятаны на деревьях. Отыщите их и постарайтесь не оплошать. Я встречусь с вами в конце тропы. Удачи вам!»
Посмотрите, какую интересную карту нам прислал Боровичок. Вместо деревьев здесь листочки. Что ребята, пойдём по тропе?
С какого же дерева первый листочек? Вы это узнаете, отгадав загадку.
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(клен)
Кто из вас покажет, где растёт у нас клён. Правильно, вот и клён. И письмо здесь есть.
«Я очень рад вам ребята. Мне приятно, когда ко мне приходят гости. Давайте с вами поздороваемся. Только не надо дёргать меня за ветки, мне будет больно, и вы их можете поломать. Я так люблю ласковое обращение и не люблю, когда злые люди бьют меня палкой, ломают ветки или царапают ножом. Теперь внимательно посмотрите на мой ствол. Какого цвета кора? Как расположены ветки? Почему ко мне любят прилетать пчёлы? (ответы детей)»
А мы для тебя клён приготовили подарки. (ребёнок читает стихотворение о клёне и вешают кормушку)
В густой синеве, апельсиново-ал,
Кленовый листок надо мною летал.
Я следом бегу: он, как будто дразня,
Куда-то манил за собою меня.
Листок, утомившись кружить в вышине,
Доверчиво сел на ладошку ко мне.
Г. Осинина
Посмотрите, какой следующий листочек на нашей карте? (берёзовый)
«Я очень рада вашему приходу. Слышите как дрожат мои веточки. Чем
я отличаюсь от других деревьев на вашей площадке? А как вы сможете
доказать, что мы с клёном деревья? (ответы детей) Молодцы, приходите
ко мне в гости весной».
Какой следующий листочек? На что он похож? (лист тополя похож на ромбик)
Дети с воспитателем отправляются на поиски тополя согласно карте.
Вот мы и нашли нужное нам дерево. Здесь тоже есть конверт.
«Милые ребята, наконец-то вы добрались ко мне. Я самое большое дерево в детском саду. Посмотрите на мой ствол, какой он, опишите его? (ответы детей) а теперь предлагаю вам, померятся со мной силой. Вас много, попробуйте вытащить меня из земли. Ну, кто из нас сильнее? А теперь подумайте и скажите: что держит меня в земле? (корни) Для чего они нужны? А для чего вскапывают землю вокруг деревьев? (чтобы корням легче дышалось). Чтобы вам помочь отыскать следующее дерево на вашей карте я вам загадаю загадку:
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
(Ива).
Счастливого вам пути! Приходите ко мне ещё»
Кто найдёт дорогу к иве? Тогда быстрее туда. Нас там ждёт Боровичок. Воспитатель, вместе с детьми подходит к иве, но вместо Боровичка видят красочный конверт.
«Спасибо, ребята, порадовали вы хозяина тропы. Слышите, деревья совсем иначе качают своими веточками. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Легко ли ими быть? И нужны ли вообще вам деревья? (ответы детей) Как вы думаете, есть деревья, на которых растут конфеты? Не знаю, как и где, а в моём лесу такое дерево есть. Ищите его! Пока»
Воспитатель вместе с детьми по карте находят это дерево и благодарят хозяина тропы Боровичка.
Тема: «Путешествие по экологической тропе» (итоговое)
Задачи:
• Учить ориентироваться по карте-схеме экологической тропы.
• Расширить представление о многообразии и значении растений на территории детского сада.
• Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и выводы.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе.
Материал: 5 конвертов, загадки о деревьях, насекомых, набор картинок с фруктами и овощами, игра «Четвёртый лишний», картинки с лекарственными растениями.
Предварительная работа: наблюдения и беседы о растениях, высадка лекарственных растений в фитоуголок, наблюдения за птицами.
Интеграция: ОО «Художественная литература», ОО «Коммуникация», ОО «Познание», ОО «Социализация».
Технологии: технология сотрудничества, коммуникативного общения, проблемно-поисковая.
Ход НОД:
Воспитатель с детьми выходит на прогулку в сад и обращает внимание детей на конверт и зачитывает письмо:
«Незаметно пролетело время и скоро ребята настанет пора прощаться с вами, ведь вы идёте в школу. За этот год вы многое узнали и многому научились. Я приготовил для вас подарки, но их ещё нужно найти. Ведь достаться они должны самым достойным. В дорогу друзья!»
Ребята, старичок Боровичок приглашает нас пройти по экологической тропинке. Идём?
Первая остановка «Деревья и кусты». Вот и конверт с заданиями.
1. Задание – «Отгадай загадки» - дети должны отгадать загадки и деревьях и кустах.
Стоит зелёный кустик
В красный горошек.
А тронешь – укусит. (шиповник)
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
(тополь)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке.
(Сосна)
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
(клен)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза)
2. Задание – «С чьего дерева листик?»
3. Задание – Кто сажает лес? (птицы, ветер, звери, человек)- дети должны сказать какими способами и при помощи чего деревья и кусты рассаживаются.
Вторая остановка «Птичья кормушка».
1. Задание – «Четвёртый лишний» - дети должны посмотреть на картинку, и назвать какая птица не обитает в нашем крае.
Третья остановка «Фруктовый сад».
1 Задание. – «Чудо-дерево» - детям, нужно определить какие фрукты не растут в наших садах.
2 Задание. – Какими полезными свойствами обладают фрукты? (витаминами, микроэлементами)
Четвёртая остановка «Жужжащий луг».
1 Задание. - «Отгадай загадки»
2 Задание. – Какое насекомое сильнее слона? (муравей) Почему?
Какое насекомое лучше всех приспосабливается к плохим условиям проживания? (таракан)
Пятая остановка «Зелёная аптека».
1 Задание. - Назвать правила сбора лекарственных трав.
2 Задание. – «Помоги больному» - дети должны посоветовать больному травы – при ранке, от простуды.
Посмотрите, ребята, здесь записка. Старичок Боровичок просит нас подойти к нему. Интересно зачем? Как вы думаете? (дети высказывают свои предположения)
Только где же он? Он решил с нами поиграть в прятки! Кто его найдёт нас всех к себе зовёт. (дети находят вместо Боровичка корзинку)
Что же это вы нашли? Здесь опять записка.
«Мне грустно с вами расставаться, но чтобы вы помнили обо мне даже в школе, я дарю вам ручки, необходимый атрибут в дороге к знаниям. До свиданья!».
Воспитатель раздаёт всем ребятам подарки от Боровичка.
Используемый материал:
Т. Д. Нуждина «Чудо всюду»
Ресурсы интернета