Фируза Лежнина
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №94" г. Перми.
Проект
Руководитель проекта :
Воспитатель:
Лежнина Фируза Равилевна
г. Пермь, 2017г.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребёнком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Вид проекта. Познавательно – исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта. Дети, воспитатели, родители.
Цель проекта. Обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников средствами экологической тропы.
Задачи проекта.
Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
Показать детям многообразие растительного и животного мира окружающей среды.
Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе.
Дать представления о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.
Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребёнка.
Ожидаемые результаты.
Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Дети узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав) и животных; исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике на участке детского сада (рыхление, полив, прополка); наблюдая за животными, дети научатся понимать взаимосвязь растительного и животного мира.
Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.
Сплочение детей, родителей и воспитателей.
Этапы проекта.
1 этап – подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.
2 этап – познавательно-исследовательский.
Формирование партнерской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, определить причинно-следственные связи.
3 этап – обобщающий.
Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Формы работы по реализации проекта.
Наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе.
Чтение художественной литературы о природе, рассматривание энциклопедий.
Продуктивная деятельность (рисование, поделки из природного материала т. д.)
Природоохранный труд на экологической тропе.
Эксперименты, опыты, решение проблемных ситуаций.
Конкурсы и викторины, КВН.
Дидактические, словесные, настольные, подвижные игры.
Перспективный план по маршруту экологической тропы.
1. Аборигены экологической тропы.
Цель: закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки; учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам; систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях; воспитывать бережное отношение.
2. Живые этажи.
Цель: рассмотреть ярусное расположение растений, их приспособлений к существованию на различных этажах в условиях с различной освещенностью; формировать целостное представление о природном сообществе, представления о жизненных формах растений (деревья, кустарники, травы); показать жизнь различных животных в различных ярусах; учить детей удивляться и восхищаться мудростью природы.
3. Самый сильный зверь на свете.
Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; сформировать представления о роли муравьев в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.
4. «Елочка-краса»
Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.
5. «Птичья столовая».
Цель: развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающими на кормушку и желание подкармливать их; воспитывать бережное отношение к птицам.
6. Мудрое дерево.
Цель: вызвать у детей уважение и почитание к дереву-долгожителю, формировать представление об уникальности, красоте и неповторимости «зеленого мудреца»; рассмотреть причудливость ствола, переплетений стеблей, кроны дерева.
7. Волшебная капля.
Цель: углубить знания о воде и ее значение для растительного и животного мира.
8. Первоцветы.
Цель: формировать представление о первоцветах (ландыш майский, тюльпан, одуванчик, нарцисс, их многообразии, особенности их строения в связи с ранними сроками вегетации: клубни, корневища, луковицы, ярко пахнущие цветки, раннее образование плодов и семян; учить детей восхищаться красотой раннецветущих растений; вызвать потребность бережного отношения к «подснежникам».
9. «Цветочная мозаика»
Цель: углубить знания детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названий, строения, способы ухода, условия роста; развивать чувство восхищения красками природы; обратить внимание на различные сроки цветения растений в клумбе и выявить их причины; учить создавать благоприятные условия для произрастания и цветения этих растений.
10. Загадки насекомых.
Цель: понаблюдать за жизненной активностью насекомых-опылителей, процесса сбора ими нектаров с цветков; развивать понимание взаимосвязей в жизни насекомых и растений, приспособлений друг к другу; воспитывать уважение и бережное отношение к насекомым-опылителям путем понимания огромной важности их работы.
11. Утиное болото.
Цель: наблюдать симбиоз растений и животных на болоте, за жизненной активностью уток; выявление проблемных ситуаций на болоте, в которых мы можем помочь.
12. Старый пень.
Цель: воспитывать уважительное отношение к старым деревьям и пням; выяснить причину гибели дерева; показать детям вторую жизнь погибшего дерева, как пристанище для различных насекомых и грибов.
13. Кострище.
Цель: формировать представление о долговременном восстановлении экологических условий для жизни растений и насекомых на месте кострища; способствовать осознанию детьми вреда от костров.
14. Зеленые «силачи».
Цель: наблюдать за произрастанием растений в крайне неблагоприятных условиях существования; вызвать у детей чувство восхищения и удивления жизненной силой растений, пробивающихся через асфальт, на крышах домов; формировать ценностное отношение к любому проявлению жизни.
15. Зеленые защитники.
Цель: выявить значения деревьев, в частности тополей, как защитников и биологических защитников воздуха в промышленном городе.
16. «Солнышки» на экологической тропе.
Цель: дать первичные знания о первых медоносах (одуванчик, мать-и-мачеха); о необходимости беречь цветки этих растений; выявлять какую роль они играют в природе.
17. Путешествие по экологической тропе (итоговое).
Цель: закрепить представление и знания детей о многообразии и значении растительного и животного мира в жизни человека.