Долгосрочный проект «Экологическая тропа» (подготовительная группа)

Елена Чаус
Долгосрочный проект «Экологическая тропа» (подготовительная группа)

Постановка проблемы и ее актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания детей вышла на первый план, ей уделяется все больше и больше внимания. Это связано с тем, что современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Они неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование должно начинаться с природных объектов ближайшего окружения. Также очень важно с раннего возраста воспитывать у детей неравнодушное отношение к природе, желание беречь и охранять ее.

В нашем детском саду экологическое воспитание интегрировано во все виды детской деятельности и направлено на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Мы стараемся сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить это можно создав развивающую среду экологической направленности, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять взаимосвязи, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями природы, активно взаимодействовать с ними. Именно таким составным компонентом РППС и является экологическая тропа.

Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу, где дети могут общаться с природой, наблюдать природные явления, восхищаться красотой окружающего. Чтобы решить задачи экологического образования детей дошкольного возраста при организации работы на экологической тропеможно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, труд в природе, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.

Экологическая тропа – это средство не только экологического, но и нравственного, и эстетического, и трудового воспитания. Именно этому и посвящен данный проект.

Цель проекта: формирование экологической культуры дошкольников.

Задачи проекта:

образовательные:

• формировать систему экологических знаний и представлений, познавательную активность, нормы правильного поведения в природе в процессе деятельности в зоне экологической тропы;

• продолжать знакомить с разнообразными объектами живой и неживой природы, их взаимосвязями;

• способствовать развитию эстетического восприятия природы;

• формировать познавательный интерес к исследовательской деятельности;

• активизировать речь и пополнить словарный запас детей;

развивающие:

• развивать познавательный интерес;

• развивать эмоциональную сферу ребенка;

• развивать стремление к здоровому образу жизни;

• развивать умения и навыки по уходу за растениями;

• развивать первоначальные географические представления, знакомить с простейшими способами ориентирования на местности;

воспитательные:

• воспитывать осознанное отношение и любовь к природе, интерес и заботу ко всему живому, нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе;

• воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Сроки реализации: май-август 2017г.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, родители воспитанников.

Автор и руководитель проекта: воспитатель Чаус Е. В.

Планируемые результаты:

• формирование экологической культуры воспитанников;

• расширение знаний и представлений детей о природе родного края, правилах поведения в природе;

• умение вести наблюдения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

• формирование у детей уважительного отношения к труду;

• активизация позиции родителей как участников педагогического процесса;

План работы по реализации деятельности. Мероприятия.Формы работы:

1. Подготовительный этап

• Изучение методической литературы.

• Разработка плана проектной деятельности.

• Подбор художественной литературы, интернет-ресурсов.

• Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, репродукции, интернет-ресурсов.

• Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

• Объяснение цели проекта детям.

• Выбор хозяйки тропы Каркуши – сказочного персонажа (вместе с детьми).

• Вовлечение родителей в реализацию проекта.

2. Основной этап

Работа с детьми:

• проведение запланированных мероприятий по реализации проекта (беседы, наблюдения, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и др.);

• закрепление знаний об овощных культурах, выращиваемых в регионе;

• посев и высадка рассады овощных и цветочных культур, уход за растениями;

• наблюдение за ростом и развитием растений;

установление связей: растения – земля, растения – вода, растения – человек;

• обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей;

совместная деятельность воспитателя с детьми по изобразительной деятельности: рисование, аппликация, лепка;

• заучивание песен, стихов, загадок, пословиц и поговорок;

экологическое воспитание и познавательное развитие в непосредственно образовательной деятельности, на прогулке;

• дидактические игры природоведческой тематики;

• сбор фотоматериалов.

Май:

Обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Разработка маршрута.

Работа на тропе:

Беседы: «Как прекрасен этот мир», «Вода и растения», «Солнце и растения», «Человек и растения», «Цветы на нашем участке», «Какую пользу приносят птицы».

Наблюдения: «Какой бывает почва», «Такие разные семена», «Первые листочки и росточки».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Строение семян», «Свойства почвы», «Где лучше расти?», «Если долго не поливать растения».

НОД: «Зачем нужна почва», «Мы сажали огород», «Семена-росточки» (рисование, «Деревья и кустарники на нашем участке» (аппликация).

Дидактические игры: «Что где растет?», «Узнай и назови (птицы)», «Что за растение?», «С какого дерева листок», «Что сажают в огороде», «Кто как поет?».

• Акция «Скворечник».

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде», В. Катаев «Цветик-семицветик»; заучивание стихотворений, загадок, потешек, пословиц и поговорок о природе.

• Ознакомление с особенностями ухода и выращивания растений для огорода и цветников.

• Выбор семян (тагетес, календула, астра, цинния, георгин однолетний, томаты, огурцы).

• Разравнивание почвы граблями, разбивка грядок.

• Оценка температурного и светового режима.

• Высаживание рассады цветов (тагетес, календула, георгин однолетний, астра, цинния) и томатов.

• Посадка картофеля.

• Регулярный полив и рыхление почвы.

• Выборочная прополка.

Июнь:

Составление карты-схемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов.

Работа на тропе:

Беседы: «Береза – символ России», «Цветы-синоптики», «Кто наши помощники в огороде? (орудия труда)», «Сорняки – наши враги», «Домашние животные».

Наблюдения: «Птицы на нашем участке», «Сухая и влажная почва», «Береза летом», «Как прорастают семена?», «Божья коровка».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Свойства воды», «Как передвигается вода в почве?», «Рассматривание бересты под лупой».

НОД: «Фрукты на тарелке» (лепка, «Цветочная поляна» (аппликация, «Божья коровка».

Дидактические игры: «Что сажают в огороде?», «Отгадай и назови (насекомые)», «Кто чем питается? (птицы)», «Подбери похожие слова», «С чьей ветки детки? (фрукты)», «Подбери помощника» (орудия труда)».

Составление сказок: «О дереве», «О цветах», «О насекомых», «О птицах».

Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Бабушкин огород», В. Кудлачев «Баба сеяла горох», В. Бианки «Лесные домишки», А. Аксаков «Аленький цветочек», С. Есенин «Береза».

• Регулярный полив и рыхление почвы.

• Периодическая прополка огорода и цветников.

• Окучивание картофеля.

Июль:

Составление паспорта экологической тропы.

Работа на тропе:

Беседы: «Вредные и полезные насекомые», «Муравьишки», «Цветы и насекомые», «Что нужно для хорошего урожая?», «Растения луга», «Садовые и луговые растения».

Наблюдения: «Дождевой червяк», «Вредители картофеля», «Ветер-опылитель», «Насекомые», «Сравнение рябины и березы».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Нужен ли корням растений воздух?», «Запасливые стебли», «Нужно ли тепло растениям?», «Изучение свойств древесины».

НОД: «В гости к Чиполлино» (рисование, «Фрукты в банке» (аппликация, «Гусеница на листке» (лепка).

Дидактические игры: «Овощи» (лото, «Назови ласково (насекомые)», «Третий лишний (птицы)», «К названному дереву беги», «Опиши, я отгадаю (цветы)», «Летает – не летает» (насекомые)».

Чтение художественной литературы: Г. Рукосуева «Что же баба засолила?», Е. Раннева «Помидор-светофор», Н. Анишина «Овощной спор», Ю. Тувим «Овощи», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

• Полив и рыхление почвы.

• Прополка огорода и цветников.

Август:

Составление рекомендаций по работе с детьми.

Работа на тропе:

Беседы: «Бабушкин огород», «Лекарственные растения», «Вкусно и полезно», «Запасы на зиму», «Люблю березу русскую».

Наблюдения: «Солнце по небу гуляет», «Летний дождик», «Сеньор Помидор», «Наблюдение за березой в ветреную погоду», «Труд взрослых на огороде», «Урожай собирай».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Как растение дышит?», «Свойства воздуха», «Хитрые семена», «Чудесные плоды», «Изучение строения и распространения семян березы».

НОД: «Труд овощеводов и садоводов», «Витамины с грядки» (рисование, «Мое любимое дерево в разные времена года» (рисование, «Урожай собирай и в корзинку запасай» (аппликация, «Стрекоза и муравей» (лепка).

Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Добрые слова», «Что за растение? (лекарственные растения)», «Кто где живет (животные)», «Съедобное – несъедобное», «Вершки – корешки».

Чтение художественной литературы: Д. Родари «Приключения Чиполлино», И. Крылов «Стрекоза и муравей», русская народная сказка «Мужик и медведь».

Составление рассказов: «Наш огород», «Как ухаживать за растениями», «Урожай собирай».

• Полив и рыхление почвы.

• Прополка огорода и цветников.

• Сбор урожая томатов и картофеля.

Работа с родителями:

• Оказание помощи педагогам в реализации проекта.

Рекомендовать родителям:

- провести беседы с детьми о сельском хозяйстве, труде взрослых;

- почитать художественную литературу о природе;

- рассмотреть картинки и иллюстрации с животными, овощами и фруктами, уборкой урожая, сельхозработами;

- провести прогулки и походы с детьми на природу с целью наблюдения за сезонными изменениями, жизнью растений и животных, воспитания бережного отношения к ним;

- привлекать детей к посильной помощи на огороде, даче.

3. Заключительный этап.

• Акция «Скворечник».

• Итоговая НОД «Путешествие по экологической тропе».

• Паспорт экологической тропы.

• Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками.

• Подведение итогов работы на экологической тропе (обобщение опыта работы, выступление на семинаре).

Результаты работы. Выводы

В ходе подготовки и реализации проекта:

• у детей развивается познавательный интерес к объектам природы и опытно-экспериментальной деятельности;

• расширились знания и представления детей о природе родного края, правилах поведения в природе;

• сформированы элементарные представления об агротехнике выращивания и биологических особенностях культурных и цветочных растений;

• развивается творческое и интеллектуальное мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения;

• реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности;

• у детей сформировано уважительное отношение к труду;

• снизился уровень заболеваемости детей;

• эмоциональная сфера обогатилась положительными эмоциями;

• повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей и родителей.

Долгосрочный проект «Экологическая тропа» (подготовительная группа)
Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Экологическая тропа во второй младшей группе»Фотоотчет о проекте «Экологическая тропа во второй младшей группе» «Ягодки» на экологической тропе. Одна из моих любимых форм работы по экологическому воспитанию- "экологическая тропа".На экологической.

Фотоотчет «Наша экологическая тропа»Фотоотчет «Наша экологическая тропа» В нашем детском саду тоже появилась экологическая тропа, а чтобы нашим воспитанникам и их родителям было удобно на ней ориентироваться,.

Спортивно-экологический квест с участием родителей «Поход в рощу. Экологическая тропа» (разновозрастная группа детей с ЗПР)Спортивно-экологический квест с участием родителей «Поход в рощу. Экологическая тропа» (разновозрастная группа детей с ЗПР) Методическая разработкаПоход в рощу «Экологическая тропа» (спортивно-экологический квест с участием родителей, разновозрастная группа ЗПР)Цель:.

Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе»Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе» В нашем детском саду много лет функционируют, живут и развиваются экологические станции: "Птичий двор", "Огород", "Цветочные истории",.

Я и природа. Экологическая тропа.Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Экологическая тропа» (подготовительная группа)
Опубликовано: 20 января 2020 в 21:07
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. День закладки на МААМ

Вместе с книголюбами Международный день книги отмечают и ляссефилисты — коллекционеры книжных закладок. Ведь недаром закладку называют спутницей книги — она не может жить сама по себе, ее предназначение...

1 апреля. День смеха

Воспитатели и учителя ещё до нынешних странных и небывалых событий со всеобщим карантином приготовили новые сценарии к 1 апреля. Разумеется, никто и представить себе не мог, что все будут отправлены по...

Мастер-класс «Вышивка на картоне «Тюльпан»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мы продолжили работу по вышивке на картоне. В этот раз попробовали работать в технике изонить. Использовали мы...
Показатели и уровни проявления инициативы в общении, игровой, двигательной активности...
Показатели и уровни проявления инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности у...
Конспект ООД «Традиции моей семьи»
Конспект ООД в старшей группе «Традиции моей семьи» Цель: Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Задачи: - закрепить...