Лучший педагог года

Долгосрочный проект «Экологическая тропа» (подготовительная группа) (4 фото)

Елена Чаус
Долгосрочный проект «Экологическая тропа» (подготовительная группа)

Постановка проблемы и ее актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания детей вышла на первый план, ей уделяется все больше и больше внимания. Это связано с тем, что современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Они неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование должно начинаться с природных объектов ближайшего окружения. Также очень важно с раннего возраста воспитывать у детей неравнодушное отношение к природе, желание беречь и охранять ее.

Публикация «Долгосрочный проект „Экологическая тропа“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

В нашем детском саду экологическое воспитание интегрировано во все виды детской деятельности и направлено на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Мы стараемся сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить это можно создав развивающую среду экологической направленности, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир, самостоятельно выделять взаимосвязи, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями природы, активно взаимодействовать с ними. Именно таким составным компонентом РППС и является экологическая тропа.

Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу, где дети могут общаться с природой, наблюдать природные явления, восхищаться красотой окружающего. Чтобы решить задачи экологического образования детей дошкольного возраста при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, труд в природе, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники.

Экологическая тропа – это средство не только экологического, но и нравственного, и эстетического, и трудового воспитания. Именно этому и посвящен данный проект.

Цель проекта : формирование экологической культуры дошкольников.

Задачи проекта :

образовательные:

• формировать систему экологических знаний и представлений, познавательную активность, нормы правильного поведения в природе в процессе деятельности в зоне экологической тропы;

• продолжать знакомить с разнообразными объектами живой и неживой природы, их взаимосвязями;

• способствовать развитию эстетического восприятия природы;

• формировать познавательный интерес к исследовательской деятельности;

• активизировать речь и пополнить словарный запас детей;

развивающие:

• развивать познавательный интерес;

• развивать эмоциональную сферу ребенка;

• развивать стремление к здоровому образу жизни;

• развивать умения и навыки по уходу за растениями;

• развивать первоначальные географические представления, знакомить с простейшими способами ориентирования на местности;

воспитательные:

• воспитывать осознанное отношение и любовь к природе, интерес и заботу ко всему живому, нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющим вред природе;

• воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Сроки реализации: май-август 2017г.

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.

Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной к школе группы (6-7 лет, родители воспитанников.

Автор и руководитель проекта : воспитатель Чаус Е. В.

Планируемые результаты:

• формирование экологической культуры воспитанников;

• расширение знаний и представлений детей о природе родного края, правилах поведения в природе;

• умение вести наблюдения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

• формирование у детей уважительного отношения к труду;

• активизация позиции родителей как участников педагогического процесса;

План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:

1. Подготовительный этап

• Изучение методической литературы.

• Разработка плана проектной деятельности.

• Подбор художественной литературы, интернет-ресурсов.

• Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, репродукции, интернет-ресурсов.

• Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

• Объяснение цели проекта детям.

• Выбор хозяйки тропы Каркуши – сказочного персонажа (вместе с детьми).

• Вовлечение родителей в реализацию проекта.

2. Основной этап

Работа с детьми:

• проведение запланированных мероприятий по реализации проекта (беседы, наблюдения, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и др.);

• закрепление знаний об овощных культурах, выращиваемых в регионе;

• посев и высадка рассады овощных и цветочных культур, уход за растениями;

• наблюдение за ростом и развитием растений;

установление связей: растения – земля, растения – вода, растения – человек;

• обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей;

совместная деятельность воспитателя с детьми по изобразительной деятельности: рисование, аппликация, лепка;

• заучивание песен, стихов, загадок, пословиц и поговорок;

экологическое воспитание и познавательное развитие в непосредственно образовательной деятельности, на прогулке;

• дидактические игры природоведческой тематики;

• сбор фотоматериалов.

Май:

Обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Разработка маршрута.

Работа на тропе :

Беседы: «Как прекрасен этот мир», «Вода и растения», «Солнце и растения», «Человек и растения», «Цветы на нашем участке», «Какую пользу приносят птицы».

Наблюдения: «Какой бывает почва», «Такие разные семена», «Первые листочки и росточки».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Строение семян», «Свойства почвы», «Где лучше расти?», «Если долго не поливать растения».

НОД: «Зачем нужна почва», «Мы сажали огород», «Семена-росточки» (рисование, «Деревья и кустарники на нашем участке» (аппликация).

Дидактические игры: «Что где растет?», «Узнай и назови (птицы)», «Что за растение?», «С какого дерева листок», «Что сажают в огороде», «Кто как поет?».

• Акция «Скворечник».

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде», В. Катаев «Цветик-семицветик»; заучивание стихотворений, загадок, потешек, пословиц и поговорок о природе.

• Ознакомление с особенностями ухода и выращивания растений для огорода и цветников.

• Выбор семян (тагетес, календула, астра, цинния, георгин однолетний, томаты, огурцы).

• Разравнивание почвы граблями, разбивка грядок.

• Оценка температурного и светового режима.

• Высаживание рассады цветов (тагетес, календула, георгин однолетний, астра, цинния) и томатов.

• Посадка картофеля.

• Регулярный полив и рыхление почвы.

• Выборочная прополка.

Июнь:

Составление карты-схемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов.

Работа на тропе :

Беседы: «Береза – символ России», «Цветы-синоптики», «Кто наши помощники в огороде? (орудия труда)», «Сорняки – наши враги», «Домашние животные».

Наблюдения: «Птицы на нашем участке», «Сухая и влажная почва», «Береза летом», «Как прорастают семена?», «Божья коровка».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Свойства воды», «Как передвигается вода в почве?», «Рассматривание бересты под лупой».

НОД: «Фрукты на тарелке» (лепка, «Цветочная поляна» (аппликация, «Божья коровка».

Дидактические игры: «Что сажают в огороде?», «Отгадай и назови (насекомые)», «Кто чем питается? (птицы)», «Подбери похожие слова», «С чьей ветки детки? (фрукты)», «Подбери помощника» (орудия труда)».

Составление сказок: «О дереве», «О цветах», «О насекомых», «О птицах».

Чтение художественной литературы: В. Сутеев «Бабушкин огород», В. Кудлачев «Баба сеяла горох», В. Бианки «Лесные домишки», А. Аксаков «Аленький цветочек», С. Есенин «Береза».

• Регулярный полив и рыхление почвы.

• Периодическая прополка огорода и цветников.

• Окучивание картофеля.

Июль:

Составление паспорта экологической тропы.

Работа на тропе :

Беседы: «Вредные и полезные насекомые», «Муравьишки», «Цветы и насекомые», «Что нужно для хорошего урожая?», «Растения луга», «Садовые и луговые растения».

Наблюдения: «Дождевой червяк», «Вредители картофеля», «Ветер-опылитель», «Насекомые», «Сравнение рябины и березы».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Нужен ли корням растений воздух?», «Запасливые стебли», «Нужно ли тепло растениям?», «Изучение свойств древесины».

НОД: «В гости к Чиполлино» (рисование, «Фрукты в банке» (аппликация, «Гусеница на листке» (лепка).

Дидактические игры: «Овощи» (лото, «Назови ласково (насекомые)», «Третий лишний (птицы)», «К названному дереву беги», «Опиши, я отгадаю (цветы)», «Летает – не летает» (насекомые)».

Чтение художественной литературы: Г. Рукосуева «Что же баба засолила?», Е. Раннева «Помидор-светофор», Н. Анишина «Овощной спор», Ю. Тувим «Овощи», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

• Полив и рыхление почвы.

• Прополка огорода и цветников.

Август:

Составление рекомендаций по работе с детьми.

Работа на тропе :

Беседы: «Бабушкин огород», «Лекарственные растения», «Вкусно и полезно», «Запасы на зиму», «Люблю березу русскую».

Наблюдения: «Солнце по небу гуляет», «Летний дождик», «Сеньор Помидор», «Наблюдение за березой в ветреную погоду», «Труд взрослых на огороде», «Урожай собирай».

Опытно-экспериментальная деятельность: «Как растение дышит?», «Свойства воздуха», «Хитрые семена», «Чудесные плоды», «Изучение строения и распространения семян березы».

НОД: «Труд овощеводов и садоводов», «Витамины с грядки» (рисование, «Мое любимое дерево в разные времена года» (рисование, «Урожай собирай и в корзинку запасай» (аппликация, «Стрекоза и муравей» (лепка).

Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Добрые слова», «Что за растение? (лекарственные растения)», «Кто где живет (животные)», «Съедобное – несъедобное», «Вершки – корешки».

Чтение художественной литературы: Д. Родари «Приключения Чиполлино», И. Крылов «Стрекоза и муравей», русская народная сказка «Мужик и медведь».

Составление рассказов: «Наш огород», «Как ухаживать за растениями», «Урожай собирай».

• Полив и рыхление почвы.

• Прополка огорода и цветников.

• Сбор урожая томатов и картофеля.

Работа с родителями:

• Оказание помощи педагогам в реализации проекта.

Рекомендовать родителям:

- провести беседы с детьми о сельском хозяйстве, труде взрослых;

- почитать художественную литературу о природе;

- рассмотреть картинки и иллюстрации с животными, овощами и фруктами, уборкой урожая, сельхозработами;

- провести прогулки и походы с детьми на природу с целью наблюдения за сезонными изменениями, жизнью растений и животных, воспитания бережного отношения к ним;

- привлекать детей к посильной помощи на огороде, даче.

3. Заключительный этап.

• Акция «Скворечник».

• Итоговая НОД «Путешествие по экологической тропе».

• Паспорт экологической тропы.

• Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками.

• Подведение итогов работы на экологической тропе (обобщение опыта работы, выступление на семинаре).

Результаты работы. Выводы

В ходе подготовки и реализации проекта :

• у детей развивается познавательный интерес к объектам природы и опытно-экспериментальной деятельности;

• расширились знания и представления детей о природе родного края, правилах поведения в природе;

• сформированы элементарные представления об агротехнике выращивания и биологических особенностях культурных и цветочных растений;

• развивается творческое и интеллектуальное мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения;

• реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности;

• у детей сформировано уважительное отношение к труду;

• снизился уровень заболеваемости детей;

• эмоциональная сфера обогатилась положительными эмоциями;

• повысился уровень экологической культуры и социальной компетентности детей и родителей.

Долгосрочный проект «Экологическая тропа» (подготовительная группа)
Фото «Экологическая тропа»
Долгосрочный проект  (подготовительная группа) - фото
Фото №1 Постановка проблемы и ее актуальность В современных условиях проблема экологического воспитания детей вышла на первый план ей уделяется все больше и больше внимания
Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Экологическая тропа во второй младшей группе»Фотоотчет о проекте «Экологическая тропа во второй младшей группе» «Ягодки» на экологической тропе. Одна из моих любимых форм работы по экологическому воспитанию- "экологическая тропа".На экологической.

Фотоотчет «Наша экологическая тропа»Фотоотчет «Наша экологическая тропа» В нашем детском саду тоже появилась экологическая тропа, а чтобы нашим воспитанникам и их родителям было удобно на ней ориентироваться,.

Спортивно-экологический квест с участием родителей «Поход в рощу. Экологическая тропа» (разновозрастная группа детей с ЗПР)Спортивно-экологический квест с участием родителей «Поход в рощу. Экологическая тропа» (разновозрастная группа детей с ЗПР) Методическая разработкаПоход в рощу «Экологическая тропа» (спортивно-экологический квест с участием родителей, разновозрастная группа ЗПР)Цель:.

Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе»Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе» В нашем детском саду много лет функционируют, живут и развиваются экологические станции: "Птичий двор", "Огород", "Цветочные истории",.

Я и природа. Экологическая тропа.Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.

Наша Экологическая тропаНаша Экологическая тропа Формирование экологической культуры у детей происходит только при благоприятном природном и социокультурном окружении. Нашему детскому.

Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ»Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ» Цель:формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям,.

Экологическая тропа. «Отель для насекомых»Экологическая тропа. «Отель для насекомых» На территории нашего детского сада разработана экологическая тропа, которая позволяет наглядно познакомить дошкольников с разнообразными.

Экологическая, или природная, тропаЭкологическая, или природная, тропа Экологическая, или природная тропа Цель создания и прокладки экологической тропы заключается в создании условий для формирования у ребенка.

Конспект «Экологическая тропа весной» для средней группы Цель: Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, рассмотреть объекты экологической тропы веной, формировать заботливое отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Экологическая тропа» (подготовительная группа)
Опубликовано: 20 января 2020 в 21:07
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД