Ольга Лебедева
Проект «Эксперименты на кухне»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Эксперименты на кухне»
Возрастная категория: дети 3-4 года.
Номинация: «Детско- родительский проект познавательной направленности»
Лебедева Ольга Николаевна, воспитатель
Известный китайский мудрец Конфуций сказал:
То, что я слышу – забываю.
То, что я вижу – я помню.
То, что я делаю – я понимаю.
Актуальность проекта.
Вводимый ФГОС направлен сегодня на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования.
Публикация «Проект „Эксперименты на кухне“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности.
Поэтому наибольшую актуальность приобретает необходимость включения в содержание дошкольного образования детской поисково-исследовательской деятельности.
На сегодняшний день дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Цель :
Приобщение родителей и детей к исследовательской деятельности в домашних условиях.
Задачи :
1. Развивать у родителей повышение уровня экспериментального сознания.
2. Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности, знания о свойствах, качествах предмета и его применении в быту.
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков общения и сотрудничества с ребёнком.
4. Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного проведения опытов в быту.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта : дети и родители младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование родителями метода экспериментирования в домашних условиях для развития познавательной активности детей.
Ресурсное обеспечение проекта :
• Уголок экологии и экспериментирования в группе.
• Обеспечение родителями необходимыми материалами для экспериментирования на кухне.
• Картотека и консультации для родителей опытов и экспериментов “ Опыты на кухне”.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• Сформированность положительной мотивации на экспериментальную деятельность в домашних условиях.
• Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
• Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
• Развитие и поддержка творческой активности детей
Для педагогов:
• Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
• Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по поисково-познавательной деятельности дошкольников.
Для родителей:
• Повышение уровня экспериментального сознания.
• Развитие коммуникативных навыков общения и сотрудничества с ребёнком.
• Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного проведения опытов в быту.
Этапы реализации проекта :
I этап – Подготовительный
1. Постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.
2. Изучение методической литературы для реализации проекта.
3. Разработка цикла консультаций «Экспериментируйте с ребенком дома».
II этап – Организационный – создание на занятии проблемной ситуации с детьми.
Экспериментирование :
Опыт «Вода холодная и горячая». Цель. Обучение детей определять температуру веществ и предметов.
Опыт: «Плавает, тонет». Цель. Закрепление знаний о весе предметов.
III этап – Проведение акции «Экспериментальные» выходные».
Опыт №1
Ингридиенты: перекись водорода, пищевой краситель, жидкое мыло
и размешали с помощью воронки, перелил в бутылку
в другой стакан налили теплой воды и добавили сухие быстрорастворимые дрожжи, тщательно размешали далее добавляем растворенные дрожжи также в бутылку
начинает подниматься пена потом Кирилл погружал в нее. Опыт №2.
Ингридиенты: нужно два одинаковых прозрачных стакана.
в один наливаем воду и добавляем краситель
берём бумажную салфетку, складываем ее, и один конец опускаем в стакан с окрашенной водой, а другой конец в сухой стакан
через некоторое время вода начинает подниматься по салфетке и перетекать в другой стакан (сухой)
У нас перетекла прозрачная вода, так как салфетка отфильтровала краситель.
Опыт №3.
Ингридиенты: Пищевая сода, лимонная кислота, пиало.
смешать соду и лимонную кислоту сухую
Дала Кириллу пиалу с водой и шприц, он набирал воду в шприц и поливал не смесь
Все пенилось и шипело.
Экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Приложение №1
Консультации для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования : бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.
Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.
Консультация для родителей
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.
Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Нужно! Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).