Папки-передвижки

Проект «Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Анна Якомаскина
Проект «Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

На современном этапе в логопедии проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов. Это подтверждает большое количество детей дошкольного и школьного возраста, требующих дополнительного логопедического воздействия.

Публикация «Проект „Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР“,» размещена в разделах

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи словарный запас имеет значительные отклонения от нормально развивающихся сверстников, как в количественном, так и в качественном плане. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Наблюдается незнание многих слов и оборотов, неумение отобрать из имеющегося лексикона и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Владея крайне ограниченным словарным запасом, ребёнок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. В связи с этим встаёт важная задача накопления, обогащения, уточнения словарного запаса старших дошкольников.

Дети дошкольного возраста обладают особым языковым чутьем, позволяющим через игру включиться в активный творческий процесс. Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребенка, позволяет усвоить новые формы сотрудничества с окружающими.

В практике педагогов, работающих с детьми с различными нарушениями речи, широко используется одна из распространенных форм устного народного творчества – загадка, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

Работа с загадками в практике педагогов традиционно основывается на их отгадывании, причем отгадывают их самые смышленые воспитанники, а остальные пассивно наблюдают и запоминают ответ.

Поэтому необходимо научить дошкольников самих придумывать загадки, находить особые признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету.

В связи с этим возникла необходимость создать проект «Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Проблема для логопеда: дети с ОНР отличаются бедностью словарного запаса и нет готовых научно-практических разработок по проблеме.

Цель: обогащение словарного запаса у детей подготовительной к школе группы с ОНР.

Задачи:

- расширение и активизация лексики детей словами, обозначающими качество, признаки, состояния предметов и их действий;

- формирование представления о переносном значении слова;

- развитие умения находить характерные признаки предметов и явлений;

- овладение приемами сравнения, сопоставления, обобщения;

- упражнение в дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и явлений;

- совершенствование грамматического строя речи;

- развитие сенсорной сферы;

- расширение кругозора детей;

- развитие познавательно-исследовательской деятельности;

- развитие образного мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности.

Вид проекта: творческий.

Проект групповой, долгосрочный (сентябрь-май).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы с ОНР, учитель-логопед,родители.

Тема: «Домашние животные»

Проблема для детей: собрать материал о загадках, изучить особенности домашних животных, научиться придумывать загадки, представить результаты совместной с родителями деятельности.

Направляющие вопросы:

Что такое загадки? Как они появились?

Какие виды загадок бывают?

Сложно ли самим придумать загадку?

Конечный продукт: книжка-самоделка «Загадки о домашних животных»

Планируемые результаты: мы считаем, что проведение занятий с использованием загадок как средства обогащения словаря поможет детям научатся по-новому смотреть на предметы, явления, выделять особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету, научаться сравнивать, обобщать, анализировать, станут более наблюдательными.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (информационный).

Задачи:

- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;

- провести мониторинг словаря у детей подготовительной группы с ОНР;

- расширить осведомленность детей о загадках;

- развить любознательность, познавательные интересы.

2 этап – организация работы над проектом.

Задачи:

- обобщить знания о повадках домашних животных, их внешних особенностях, чем питаются и т. д. ;

- научиться анализировать зрительный образ;

- развить умения находить характерные признаки домашних животных;

- овладеть приемами сравнения, сопоставления, обобщения;

- упражнять в дифференциации существенных и несущественных признаков.

3 этап – реализация проекта.

Задачи:

- составить алгоритм составления разных видов загадок;

- создать памятку для родителей «Придумывание загадок вместе с детьми»;

- придумать с детьми загадки о домашних животных.

4 этап – заключительный.

- создание книжки-самоделки «Загадки о животных».

Содержание педагогической работы по проекту:

1 этап – подготовительный (информационный).

Деятельность логопеда и детей:

-Беседа «Что такое загадки?», «История загадок», «Какие бывают загадки?».

-Беседа-рассуждение «В чем польза загадок?»

-Отгадывание загадок разных народов.

Деятельность детей и родителей:

-Поиск загадок разных народов.

2 этап – организация работы над проектом.

Деятельность логопеда и детей:

-Рассматривание иллюстраций с домашними животными, описание их характерных черт.

-чтение художественной литературы К. Ушинского «Конь», «Скотный двор», «В коровнике», «Семья овцы», «В конюшне»

-Беседа о прочитанном.

-Игра «Отгадай, чья тень»

-Д/и «Что бывает таким же?» (назвать по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названных признака. Напр., пушистый-зеленый, сильный-добрый; назвать 2 предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками. Напр., гладкий-черный-тихий, темный-тяжелый-шумный.)

-Лото «Домашние животные» (необходимо закрыть картинки с изображением животных на карточке, отгадывая загадки)

-Прослушивание звукозаписи голосов домашних животных.

-Игра «Кто где живет?»

-Игра «Лишнее слово» (корова, овца, лошадь, кошка)

-Рисование «Любимое домашнее животное»

-Игры «Найди отличия», «Поиск общего».

Деятельность детей и родителей:

- Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать;

- съездить в деревню;

- посмотреть мультфильмы о животных;

- Составить сюжетный рассказ (Представь, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным. Что бы ты ел? Чем бы занимался днем? Кто был бы твой хозяин и как бы к тебе относился? Где бы ты спал? Какой приятный сюрприз ты бы хотел получить от хозяина?

3 этап – реализация проекта.

Деятельность логопеда и детей:

- Составление алгоритма придумывания загадок с использованием методик: А. А. Нестеренко, О. Н. Сомковой, В. Д. Прокопьевой, Д. Родари

- Памятка для родителей «В мире загадок»

Деятельность детей и родителей:

- Придумывание загадок о домашних животных с использование алгоритма.

4 этап – заключительный.

Дети совместно с родителями создают странички с иллюстрированными загадками о домашних животных, из которых учитель-логопед делает книжку-самоделку «Загадки о животных».

Публикации по теме:

Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного запаса детей младшего возраста Методическая разработка проекта (исследование) на тему: Использование произведений детского фольклора в процессе работы по обогащению словарного.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 16:42
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».» (включая файлы) размещена пользователем Анна Якомаскина (УИ 22362) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД