Анна Якомаскина
Проект «Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
На современном этапе в логопедии проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов. Это подтверждает большое количество детей дошкольного и школьного возраста, требующих дополнительного логопедического воздействия.
Публикация «Проект „Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР“,» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи словарный запас имеет значительные отклонения от нормально развивающихся сверстников, как в количественном, так и в качественном плане. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Наблюдается незнание многих слов и оборотов, неумение отобрать из имеющегося лексикона и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Владея крайне ограниченным словарным запасом, ребёнок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. В связи с этим встаёт важная задача накопления, обогащения, уточнения словарного запаса старших дошкольников.
Дети дошкольного возраста обладают особым языковым чутьем, позволяющим через игру включиться в активный творческий процесс. Развитие словесного творчества значительно увеличивает возможности ребенка, позволяет усвоить новые формы сотрудничества с окружающими.
В практике педагогов, работающих с детьми с различными нарушениями речи, широко используется одна из распространенных форм устного народного творчества – загадка, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.
Работа с загадками в практике педагогов традиционно основывается на их отгадывании, причем отгадывают их самые смышленые воспитанники, а остальные пассивно наблюдают и запоминают ответ.
Поэтому необходимо научить дошкольников самих придумывать загадки, находить особые признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету.
В связи с этим возникла необходимость создать проект «Загадка как средство обогащения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
Проблема для логопеда: дети с ОНР отличаются бедностью словарного запаса и нет готовых научно-практических разработок по проблеме.
Цель: обогащение словарного запаса у детей подготовительной к школе группы с ОНР.
Задачи:
- расширение и активизация лексики детей словами, обозначающими качество, признаки, состояния предметов и их действий;
- формирование представления о переносном значении слова;
- развитие умения находить характерные признаки предметов и явлений;
- овладение приемами сравнения, сопоставления, обобщения;
- упражнение в дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и явлений;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие сенсорной сферы;
- расширение кругозора детей;
- развитие познавательно-исследовательской деятельности;
- развитие образного мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности.
Вид проекта: творческий.
Проект групповой, долгосрочный (сентябрь-май).
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы с ОНР, учитель-логопед,родители.
Тема: «Домашние животные»
Проблема для детей: собрать материал о загадках, изучить особенности домашних животных, научиться придумывать загадки, представить результаты совместной с родителями деятельности.
Направляющие вопросы:
Что такое загадки? Как они появились?
Какие виды загадок бывают?
Сложно ли самим придумать загадку?
Конечный продукт: книжка-самоделка «Загадки о домашних животных»
Планируемые результаты: мы считаем, что проведение занятий с использованием загадок как средства обогащения словаря поможет детям научатся по-новому смотреть на предметы, явления, выделять особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету, научаться сравнивать, обобщать, анализировать, станут более наблюдательными.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (информационный).
Задачи:
- проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
- провести мониторинг словаря у детей подготовительной группы с ОНР;
- расширить осведомленность детей о загадках;
- развить любознательность, познавательные интересы.
2 этап – организация работы над проектом.
Задачи:
- обобщить знания о повадках домашних животных, их внешних особенностях, чем питаются и т. д. ;
- научиться анализировать зрительный образ;
- развить умения находить характерные признаки домашних животных;
- овладеть приемами сравнения, сопоставления, обобщения;
- упражнять в дифференциации существенных и несущественных признаков.
3 этап – реализация проекта.
Задачи:
- составить алгоритм составления разных видов загадок;
- создать памятку для родителей «Придумывание загадок вместе с детьми»;
- придумать с детьми загадки о домашних животных.
4 этап – заключительный.
- создание книжки-самоделки «Загадки о животных».
Содержание педагогической работы по проекту:
1 этап – подготовительный (информационный).
Деятельность логопеда и детей:
-Беседа «Что такое загадки?», «История загадок», «Какие бывают загадки?».
-Беседа-рассуждение «В чем польза загадок?»
-Отгадывание загадок разных народов.
Деятельность детей и родителей:
-Поиск загадок разных народов.
2 этап – организация работы над проектом.
Деятельность логопеда и детей:
-Рассматривание иллюстраций с домашними животными, описание их характерных черт.
-чтение художественной литературы К. Ушинского «Конь», «Скотный двор», «В коровнике», «Семья овцы», «В конюшне»
-Беседа о прочитанном.
-Игра «Отгадай, чья тень»
-Д/и «Что бывает таким же?» (назвать по 3 предмета, которые могут сочетать 2 названных признака. Напр., пушистый-зеленый, сильный-добрый; назвать 2 предмета, которые бы обладали сразу тремя признаками. Напр., гладкий-черный-тихий, темный-тяжелый-шумный.)
-Лото «Домашние животные» (необходимо закрыть картинки с изображением животных на карточке, отгадывая загадки)
-Прослушивание звукозаписи голосов домашних животных.
-Игра «Кто где живет?»
-Игра «Лишнее слово» (корова, овца, лошадь, кошка)
-Рисование «Любимое домашнее животное»
-Игры «Найди отличия», «Поиск общего».
Деятельность детей и родителей:
- Отгадывание вместе с детьми загадок, рассуждения о том, какие слова в загадке помогли ее отгадать;
- съездить в деревню;
- посмотреть мультфильмы о животных;
- Составить сюжетный рассказ (Представь, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным. Что бы ты ел? Чем бы занимался днем? Кто был бы твой хозяин и как бы к тебе относился? Где бы ты спал? Какой приятный сюрприз ты бы хотел получить от хозяина?
3 этап – реализация проекта.
Деятельность логопеда и детей:
- Составление алгоритма придумывания загадок с использованием методик: А. А. Нестеренко, О. Н. Сомковой, В. Д. Прокопьевой, Д. Родари
- Памятка для родителей «В мире загадок»
Деятельность детей и родителей:
- Придумывание загадок о домашних животных с использование алгоритма.
4 этап – заключительный.
Дети совместно с родителями создают странички с иллюстрированными загадками о домашних животных, из которых учитель-логопед делает книжку-самоделку «Загадки о животных».