Валентина Орлова
Проект «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Занимательная математика»
Название темы проекта
«Занимательная математика»
Актуальность
Данного проекта возникла в связи с тем, что, в соответствии с современными тенденциями развития образования мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Огромную роль в
умственном воспитании и развитии интеллекта, логического мышления играет математика. Решающую роль в этом играют дидактические игры.
Публикация «Проект „Занимательная математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Играя, ребёнок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» говорил В. А. Сухомлинский.
Содержание проекта
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Тип проекта :
По количеству – групповой
По содержанию – информационно-исследовательский По продолжительности – краткосрочный (1 неделя)
По доминирующему виду проектной деятельности – комбинированный
Основные формы работы: занятие по фэмп, продуктивная деятельность, консультации, беседа-диалог, просмотр мультфильмов, чтение
художественной литературы, театрализованная деятельность.
Методы и приемы:
Показ, объяснение, наблюдения, рассматривание, чтение, беседа, художественное слово, проблемная ситуация, п/и, д/и;.
Продукт проектной деятельности :
презентация «Математика вокруг нас»
Предмет
Познавательно - исследовательская деятельность. ФЭМП. Ознакомление с окружающим миром.
Участники проекта/ возраст детей
Дети младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет, родители детей, посещающих детский сад.
Приблизительная продолжительность проекта
По продолжительности – краткосрочный: с 11 марта по 15 марта 2024 года
Дидактические задачи/ Ожидаемые результаты обучения
Задачи:
дети:
-формировать первичные математические представления об основных свойствах и отношениях окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, пространстве и времени;
-развивать представление о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике;
-совершенствовать умение сравнивать два и более предмета по величине (длине, ширине, высоте);
- развивать умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, определять положение предметов относительно себя;
-расширять и активизировать словарный запас;
-воспитывать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Приучать к вежливости (благодарить);
родители:
-Привлекать родителей для активного участия в проектной деятельности.
Результаты:
дети:
- развит интерес к математическим знаниям, умениям и представлениям при помощи игр и упражнений;
-речь активизирована, появился интерес к занятиям по математике;
-есть стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу и самостоятельно;
родители:
- Активное участие родителей в проектной деятельности.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
«Что такое математика?»
Проблемные вопросы в ходе реализации проекта
«Что хотим узнать?», «Как можем найти ответ?», «Что можем сделать?»,
«Кому можем обратиться?».
Формы, методы, приемы оценки/рефлексии График оценивания/ рефлексия
В ходе проекта Итоговая презентация
Рассматривание: геометрических фигур, книг: «Цвета», «Сложи из частей», лото про геометрические фигуры, д / игры: «Большой-маленький», «Собери по цвету» и т. д.
Вечерние вопросы: «Что сегодня расскажем Зайчику?»
Мини центр «Веселая математика»
Сведения о проекте
Предварительная работа
1. Подбор иллюстративного материала по теме, настольно-печатных игр, дидактических игр, музыкально-художественного материала.
2. Рассматривание иллюстраций, чтение произведений.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Материалы и оборудование
Подготовка наглядного иллюстративного материала, подбор познавательной литературы, методическая разработка мероприятий с детьми, подготовка
информационного материала для родителей, компьютер, магнитная доска.
Программное и методическое обеспечение, в том числе интернет- ресурсы
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой» Н. В. Лободина, 2012;
«Математика в детском саду» В. П. Новикова, 2016;
«Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» Т. С. Комарова 2016;
«Занятия по формированию элементарных математических представлений» И. А. Помораева, В. А. Позина; О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа», 2016;
Интернет ресурсы;
Приложение
План-график реализации проекта
Этапы
Деятельность педагога
Проекта/сроки
Деятельность родителей 1 этап.
Подготовительный. Определение темы проекта
Понедельник 11 марта
Утро: В гости приходит Степашка. Интересуется, как можно построить дом из геометрических фигур?
Основной вопрос: «Геометрические фигуры – что это?»
Цель: закрепить знание детей о геометрических фигурах и их признаках.
1 занятие: Явления окружающей жизни «Солнечные зайчики» Н. Е. Веракса с. 211
Цель: расширить представление о явлениях неживой природы, воспитывать бережное отношение к природе.
2 занятие: Физкультурное (по плану инструктора физ культуры)
Прогулка: П/ и: «Где звенит?», «Найди, где спрятано?»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, пользоваться словами «за»,
«на», «под», «над», «дальше», «ближе».
Вечер:
Д/ и: «Сложи предмет» (Выкладывание домика, ёлочки, солнышко из геометрических фигур, палочек).
Цель: закрепить знание основных цветов, развивать мелкую моторику рук.
- Чтение сказки «Три медведя»
- Ситуативная беседа по сказке, получение детьми положительных эмоций.
Рефлексия: Беседа: Что расскажем сегодня Степашке?
- Беседа с родителями с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
-Консультация «Что должен знать ребёнок 3-4 лет по математике».
Вторник 12 марта
Основной вопрос: «Какую форму имеют предметы?»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Утро:
Рассматривание книг, дидактического материала по математике. Д/ и: «Найди предмет»
Цель: учить сравнивать форму предмета с геометрической фигурой.
1 занятие. ФЭМП «Зайчишка в гостях у ребят», авторская разработка
Цель: закреплять знание о геометрических фигурах, отвечать на вопрос
«сколько?» словами один, много, ни одного. Продолжать формировать
умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из них один.
2 занятие. Лепка: «Веточка вербы» авторская
Цель: учить лепить ветку, используя знакомые приёмы.
Прогулка: «Найди флажок».
Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.
Вечер:
Вечер подвижных игр: «Мой весёлый, звонкий мяч».
Цель: ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади, развивать ловкость, быстроту, знание объёмных фигур.
Повторение пальчиковых игр.
Отгадывание загадок о геометрических фигурах. Цель: развитие логического мышления, воображения.
Рефлексия: Беседа: «Что нового расскажем Степашке?»
Предложить практический материал (игры, которые родители могут использовать дома для развития математических способностей своего ребёнка.
2 этап.
Практический. Сбор информации
Среда 13 марта
Основной вопрос: «Наш день из чего состоит?»
Цель: закрепить знание о времени суток.
Утро: Беседа- игра: «Узнай на ощупь»
Цель: формирование умения различать форму, используя тактильные ощущения.
-Опытно-экспериментальная работа: «Волшебница вода»
Вывод: вода – жидкость, может принимать форму того предмета, куда наливают, можно красить и т. д.
Чтение стихотворения «Котята» С. Михалкова. Цель: отработка порядкового счёта до 5.
1 занятие. Музыка (по плану муз работника).
2 занятие: Развитие речи: Заучивание стих. «Весенняя гостья» В. В. Гербова с. 79 №3
Цель: познакомить со стихотворением, помочь запомнить новое стихотворение, закрепить признаки весны.
Прогулка: «Кто первый до высокой горы»
Цель: ориентировка в пространстве, совершенствовать умение сравнивать предметы по высоте.
Вечер:
Д/ игра: «Волшебный паровоз».
Цель: закрепить понятие «один», «много», «ни одного», «поровну»,
«одинаковое количество».
Сюжетно- ролевая игра: «Кукла Маша купила мебель»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, закрепить знание геометрических фигур.
Индивидуальная работа: Милана, Ксюша по закреплению основных цветов.
Рефлексия: Беседа: «Что нового мы расскажем Степашке?»
Индивидуальные беседы на тему: «Время суток». Посоветовать родителям, чтобы дома обращали внимание детей на смену времени суток, когда бывает утро, день, вечер и ночь.
3 этап.
Основной. Продуктивная деятельность Четверг 14 марта
Основной вопрос: «Куда пойдёшь, направо или налево?» Цель: развивать умение двигаться в правильном направлении. Утро:
-Интеллектуальные игры (разрезные картинки) : «Сложи целое из частей» Цель: ориентировка на замкнутой поверхности, логическое мышление.
Просмотр мультфильма «Три котёнка»
1 занятие. Физическая культура.
2 занятие Рисование: «Скворечник» Т. Комарова с. 95
Цель: учить рисовать предмет, состоящий из прямоугольной формы, круга, крыши.
Прогулка: П/ игра: «Мы шагаем», «Отгадай длину». Цель: развивать и
применять понятия короткий – длинный, упражнять в сравнении предметов по длине.
Вечер:
Создание игровой ситуации: «Что изменилось или чего не стало?»
Цель: развивать память, воображение, активизировать в речи детей предлоги. Театрализованная деятельность: «Кто в тереме живет?»Веракса Н. Е с. 115 Цель: повторить сюжет сказки, последовательность появление персонажей,
закрепить знание цветов.
Конструирование: «Сказочный замок».
Рефлексия: Беседа «Что нового расскажем Степашке?»
- Индивидуальные беседы и рекомендации родителям на тему:
«Развитие логического мышления».
Рассказать родителям, что можно использовать любые наблюдения, игры для развития логического мышления.
- Консультация: «Математика для малышей».
4 этап.
Итоговый
Пятница 15 марта
Основной вопрос: «Что такое математика?» Цель: сформировать у детей знания о математике. Утро:
Игры на развитие логического мышления у детей.
1 занятие. Музыка (по плану муз работника)
2 занятие. Аппликация. «Пасхальное яйцо»
Цель: Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал). Учить детей аккуратно наклеивать детали изображения.
Продолжать учить детей украшать изделие с помощью заготовленных геометрических фигур. Д. Н. Колдина, стр. 28
Пальчиковая игра: «Апельсин».
Прогулка: Трудовая деятельность: «Построим дома»
Цель: учить зрительно соотносить величину предметов, закреплять слова, определяющие относительность величин: больше, меньше, одинаковые.
Вечер:
Чтение художественной литературы, сказка «Репка», беседа. Детский дизайн, украшаем приёмную работами детей.
Д/ игра: «Чудесный мешок», «На что похоже» Сюжетно- ролевая игра: «Магазин», «Детский сад»
Рефлексия: Степашка награждает активных ребят.