Татьяна Ташаева
Проект занятия в подготовительной группе «Путешествие по северу России»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования г. Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия № 1538»
П Р О Е К Т
Путешествие
по северу России
Подготовили воспитатели :
Ташаева Т. Г.
Сыромолотова А. В.
г. Москва
2017 г.
Поэты о Севере
На севере есть розовые мхи,
Есть серебристо-шёлковые дюны…
Но тёмных сосен звонкие верхи
Поют, поют над морем, точно струны.
Послушай их. Стань, прислонись к сосне:
Сквозь грозный шум ты слышишь ли их нежность?
Публикация «Проект занятия в подготовительной группе „Путешествие по северу России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Но и она — в певучем полусне…
На севере отрадна безнадежность. И. А. Бунин
РУССКИЙ СЕВЕР
Здесь всё невиданного роста –
Размахом этот край богат
От церкви древнего погоста
И до простых крестьянских хат!
Река – считай на километры
Её длину и ширину,
А солнца свет и вздохи ветра?
Подумать только – ну и ну!
Простор – куёт людскую волю,
Её закал совсем не прост:
Идти – так только лишь на полюс,
Лететь – так только лишь до звёзд!
– Да это ж, сказочные дали! –
Быть может, мне заметишь ты,
И всё же – люди попадали
В края невиданной мечты!
И это всё совсем не чудо:
Они, в душе огонь тая,
Спешат, наверно, и оттуда
В иные, дальние края! Владимир Шилин
Актуальность: Любой проект – это продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Чтобы детям было интересно, идеи, темы проектов должны исходить именно от них.
Как-то дети на прогулке поспорили между собой, из чего сделан чум и кто в нем живет, и для решения этой проблемы мы решили создать этот проект.
Отбор познавательного материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен северный край.
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера, дать знания о своеобразии жизни коренного народа.
Задачи:
1) Создать условия для расширения знаний о народах Севера;
2) Формировать словарь и связную речь, учить соотносить словесный образ с конкретными характерными особенностями предмета, ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ.
3) Воспитывать уважительное отношение к народам Севера, бережное отношение к природе.
Продолжительность проекта : Долгосрочный (4 месяца(.
Участники проекта : дети подготовительного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Мы – патриоты и хотим знать много интересного не только о нашем городе, но также узнать и о других краях, городах. Поэтому, решили попутешествовать по далекому Северу и познакомиться с красотами этого края.
Описание проекта :
Этапы проекта Деятельность педагога
Подготовительный Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме.
Составление плана работ над проектом.
Подбор наглядного и дидактического материала.
Технологический Разработка конспектов с использованием методов развивающего обучения: «Северный край», «Путешествие на крайний север», «Любознательные пингвины», «Дети Севера».
Создание предметно-развивающей среды: оформлен уголок «Северный край», подобраны буклеты «Животные Севера», «Жизнь на Севере», изготовлено пособие «Чум», коллекция украшений народов Севера, создана картотека подвижных игр коренных народов, собраны загадки, пословицы и поговорки, сказки народов Севера.
Основной Развитие речи:
беседы: «Северный край», «О чём расскажет нам олень», «Коренные жители Севера», «Почему на Севере чумы, а не дома?», «Орнамент народов Севера».
Ознакомление с художественной литературой:
чтение сказок («В Яранге горит огонь», «Кукушка и айога», чтение рассказов о Севере научных и детских, легенд коренных народов Севера, стихотворения «Северное сияние» (Ю. Шестопалов).
Познавательная деятельность:
занятия «Легенда о Севере»;
«Природа нашего края»;
фото-экскурсия по Северу;
знакомство с декоративно-прикладным искусством народов Севера;
рассматривание карты, глобуса, фотографий, иллюстраций, книг о крае, национальных костюмов народов Севера;
Игровая деятельность:
сюжетно-ролевая игра «На нартах по снегу», «Путешествие на север»;
дидактические игры «Путешествие по России», «Угадай-ка» по схемам, «Узнай по описанию», «Дары природы», «Бинокль», «Угадай орнамент», «Рыба, птица, зверь»;
разучивание игр коренных народов Севера : «Оленята», «Оленьи упряжки», «Чум», «Белый шаман», «Каюр и собаки».
Конструирование:
«Чум» - макет, «В упряжке» - конструирование из природного материала + пластилин;
Продуктивная деятельность:
рисование акварелью и восковыми мелками «Северное сияние»;
аппликация «Оленья упряжка», объемная аппликация «Белый медведь»;
фотовыставка «Обереги из кожи и бисера», «Северное сияние»;
- «Искусство косторезов Чукотки».
Музыкальная деятельность:
слушание песен народов Севера;
фольклорный фестиваль.
Художественно - эстетическая деятельность:
- знакомство с танцами и музыкальными инструментами народов Севера (варган и бубен);
- постановка танца;
- Разучивание этюда «Северянки».
Работа с родителями:
беседы и консультации по темам проекта,
участие в конкурсе макетов, в конкурсе поделок «Мастерим из бросового материала»;
- детско- родительская встреча «Красоты далекого края»;
привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений.
Заключительный Подведение итогов о проделанной работе (открытое занятие, презентация «Путешествие по северу».
Поставленные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, во время прогулок.
В результате совместной деятельности воспитателей, родителей и детей созданы:
макет жилища народов Севера - чум;
альбом детских рисунков «Север»;
фотоальбом «Животные севера».
На сегодняшний день достигнуты следующие результаты:
• дети имеют представление о территории северного края как составляющей территории России;
• дети знакомы с животным и растительным миром севера;
• называют некоторые народы, проживающие на территории, знакомы с их бытом, культурой, традициями.
Литература
1. Национальная культура коренных народов Якутии. – Якутск, 2003.
2. Г. И. Волков «Этнопедагогика». – М. : Издательский центр «Академия», 1999.
3. Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова. «Родной край» - М. : «Просвещение», 1985.
4. Декоративное рисование в детском саду. Якутское книжное издательство, 1991.
5. Винокуров У. А. «Сказ о народе Саха». – Якутск: Национальное книжное издательство, 1994.
6. Фольклор народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Республики Саха - Якутск, 1993.
7. Бондаренко А. К. Детские игры в детском саду. - М. : «Просвещение», 1991.