Людмила Аминева
Проект «Живи, родник традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа.
Задачи проекта :
1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках.
2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных и народных традиций, проведение народных и семейных праздников.
3. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.
Публикация «Проект „Живи, родник традиций“» размещена в разделах
4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.
5. Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.
Объект исследования:
процесс ознакомления детей с старшего дошкольного возраста с народными традициями (обычаями, обрядами)
Предмет исследования:
Содержание, формы и методы ознакомления детей с основами народных традиций с детьми старшего дошкольного возраста
По продолжительности – краткосрочный;
Детско-взрослый, при активном участии семьи;
По количеству участников - фронтальный;
По типу – информационно – практико-ориентированный;
гипотеза:
Если для детей создать определённые благоприятные условия для знакомства с традициями своей семьи, то возможно, у детей накопятся знания и представления об окружающем, расширится кругозор, разовьются познавательные способности, активность, любознательность; обогатится и разовьётся речь, решатся также задачи – эстетического, умственного, экологического, трудового, патриотического, духовно - нравственного воспитания и детского творчества.
Методы и приёмы, использованные при реализации проекта :
1. Словесные
2. Игровые
3. Наглядные
4. Практические
5. Исследовательские
6. Встреча с интересными людьми
7. Опрос, анкетирование
Формы работы с детьми:
Тематические вечера, занятия, беседы, игры, все виды творческо-художественной деятельности, просмотр фильмов, мультфильмов, слушание аудио, организация выставок, организация совместных праздников.
Формы работы с родителями:
1. Родительские собрания
2. Выставка детских поделок
3. Индивидуальные консультации специалистов
4. Совместные праздники
5. Вечера вопросов и ответов
6. Театрализованные представления
7. Индивидуальная работа с детьми
Этапы реализации проекта «Живи, родник традиций!»
I этап – «У истока» – ознакомительный.
Цель этапа: Выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных и народных традициях.
1. Анкетирование родителей, педагогов на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции?»
2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.
Диагностика на начальном этапе работы по проекту :
Начало проекта
Какие народные традиции знаете? Не знают Знают
75% 25%
Какие традиции есть в вашей семье? 91% 9%
Соблюдаете ли традиции в семье? 91% 9%
II этап – «Возрождение» - просветительский
Цель этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с народными и семейными праздниками через разные формы работы.
1. Создание проекта ««Живи, родник традиций!»
в рамках которого и будет проходить ознакомление всех участников проекта.
2. Консультации для родителей на темы:
• «Народные праздники»
• «Почему пекут блины в масленичную неделю?»
• «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
• «Коляда, коляда, отворяй ворота»
• «Сказки, рассказанные на ночь»
• «Колыбельная для малышей»
• «Игры, хороводы наших бабушек»
• «День рождения – только раз в году»
• «Как удивить детей новогодними подарками?»
• «Что вы знаете о фольклоре?»
3. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.
4. Занятия с детьми на темы:
• «Моя семья»;
• «Наши имена»;
• «Кем я могу гордиться в моей семье»;
• «Моя родословная»;
• «Семейные праздники и традиции»;
• «Песни, игры, хороводы наших бабушек»;
• «Откуда произошла моя фамилия?»;
• «Герб моей семьи».
5. Родительские собрания:
• «В каждой семье свои традиции»;
• «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».
6. Развлечения:
• «Широкая Масленица»;
• «День Матери»;
• «Звездный фейерверк».
7. Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми и их родителями.
8. Рисование детьми на тему:
• «Праздник в нашей семье»;
• «Маму свою очень люблю»;
III этап – «С маленького родника начинается река» - заключительный
Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.
1. Развлечения:
• «Песни, хороводы наших бабушек»;
• «Народные игры забавы»;
• «Загляните в семейный альбом»;
2. Конкурс «Моя родословная»;
3. Конкурс «Бабушкин сундук»
4. Семейный праздник «Красна изба пирогами, река – берегами, а семья – традициями».
Особенностью данного проекта является то, что он может осуществляться только в тесном взаимодействии с родителями.
Конечную цель проекта «Живи, родник традиций!» я определила как семейный праздник «Красен обед пирогами, река берегами, а семья – традициями». Но на пути к достижению цели должна быть проведена большая подготовительная работа. Для того чтобы внедрить этот проект, нужно сначала определить, знают ли родители и педагоги, что такое народные и семейные традиции, какие они существуют в каждой семье и как они соблюдаются.
Следующим шагом этого проекта должно быть создание клуба «Берегиня», цель которого – знакомство с устоями, укладом и традициями семьи. я предполагаю, что членами этого клуба станут как педагоги, так и родители. А также на заседания будут приглашаться бабушки и дедушки как хранители семейных обычаев и реликвий.
Т. к. в семьи должна вернуться и традиция узнавать о своих предках, знать свои корни, происхождение фамилии, в рамках этого проекта я предложила провести конкурс «Моя родословная». Чтобы этот конкурс проходил интересно и познавательно, каждой семье нужно было составить генеалогическое древо до третьего колена, а детям рассказать о своей родословной, познакомить, от кого и откуда произошел их род. Каждой семье нужно как можно дальше продлить ветви родства. И пусть в семейных древах будет не 500 исторических имен, как у А. С. Пушкина, а всего несколько листочков, но и они будут свидетельствовать о большой проделанной работе каждой семьей.
Заботится о престарелых родителях – также одна из семейных традиций, поэтому я предложила принести в группу семейные альбомы и рассказать о каждом из членов своей семьи.
Чтобы родители как можно больше узнали о народных и семейных праздниках, познакомились со старинными обрядами, обычаями, я подготовила для них ряд консультаций, оформить тематические выставки на темы:
• «Народные праздники»;
• «Почему пекут блины в масленичную неделю?»
• «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
• «Коляда, коляда, отворяй ворота»
• «Колыбельная для малышей»
• «Игры, хороводы наших бабушек»
• «День рождения – только раз в году»
• «Как удивить детей новогодними подарками?»
• «Что вы знаете о фольклоре?»
На семейном празднике я планирую провести конкурс «Семейная песня».
В данном проекте запланировано взаимодействие с сотрудниками детского сада – муз. руководителя, логопеда, психолога, преподавателя ИЗО, физ. инструктора, а также работников кухни. Чтобы знания были не только у родителей, но и у детей, мною были запланированы занятия и беседы:
• «Моя семья»
• «Наши имена»
• «Кем я могу гордиться в моей семье»
• «Моя родословная»
• «Семейные праздники и традиции»
• «Песни, игры, хороводы наших бабушек»
• «Откуда произошла моя фамилия?»
Также на занятиях по изобразительной деятельности было предложено детям нарисовать членов своей семьи:
• «Моя мамочка»
• «Папа и я – лучшие друзья»
• «Праздник в нашей семье»
• «Неразлучные друзья – взрослые и дети».
Кульминацией проекта «Живи, родник традиций!»
Планирую провести семейный праздник
«Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями»,
на который были приглашены мамы, папы, бабушки, дедушки, дети и педагоги ДОУ. Этот праздник будет итогом взаимодействия педагогов и родителей по приобщению к семейным традициям, заложенным внутри семьи, итогом всей просветительской работы, проведенной мною в этом направлении. На этом празднике -следующие конкурсы:
• «Моя родословная» - представление своей семьи
• «Герб моей семьи» - домашнее задание
• «Кто больше вспомнит русских народных песен» - музыкальный аукцион
• «Семейный праздник» – презентация
• «Секреты новогодних подарков» – конкурс
• «Любимое блюдо моей семьи» - презентация-дегустация.
выбранное мною направление перспективно, что нравственно- духовное воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т. к. они в некоторых семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.
Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость»
IV раздел. Конкретные ожидаемые результаты
В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети узнают
• имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;
• профессии бабушек и дедушек, своих родителей;
• прошлое своей семьи;
• происхождение своей фамилии;
• народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;
• смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной.
• могут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
• пополнили словарный запас (традиция, обряд, берегиня и т. д.);
• могут быть экскурсоводами в музее семейных коллекций;
• приобрели представления об общечеловеческих ценностях;
• научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
• у них развито чувство гордости за свою семью.
Родители
• приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
• укрепят меж-семейные и внутрисемейные связи;
• у них появится чувство гордости за свою семью;
• научились хранить и чтить свои семейные традиции;
• знать свою родословную, минимум до третьего колена;
• откуда произошли их фамилии;
• знать народные песни, петь их на семейных праздниках;
• научатся организовывать семейные праздники;
Педагоги
• расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
• пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;
• разработаны планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
• пополнится словарный запас детей;
• лучше узнают семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
• Создадим копилку народных и семейных праздников;
V раздел. Оценка результатов
сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.
Список литературы
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009г.)
2. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ №2151от 20.07. 2011г.)
3. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 с.
4. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. : ЦГЛ, 2005, 205 с.
5. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
6. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
7. Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
8. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003. – 160 с.
9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. – 244 с.
10. Игра и праздник: Тезаурус по празднично-игровой культуре. - М. : Московия, 2006. - 204 с.
11. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004.
12. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н. В; Есаулова Н. А. ; Потапова Н. Н. учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
13. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.
14. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005 №1
15. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003. – 400 с.
16. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.
17. Лихачёв, Д. С. Земля родная [Текст] : кн. для учащихся /Д. С.
18. Лихачёв. — М. :Просвещение, 1983.-256 с. : ил.
19. Новицкая М. Ю., Е. В. Мартинкова. М. : Просвещение, 2007
20. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М. :Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
21. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М: Сфера, 2003, 192 с.
22. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
23. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
24. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. - Киев, 1984. - 254 с.
25. Хлынова Л. А. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры посредством организации комплексной образовательной деятельности в ДОУ [Текст] / Л. А. Хлынова, С. В. Мещерякова, С. Ф. Шевченко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.