Ирина Мельничук
Проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Формирование экологической культуры детей. Осознанного, правильного, заботливого отношения к птицам.
Задачи проекта : Расширить представления детей о зимующих птицах.
- привить навыки экологически грамотного поведения в природе;
- развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи;
Публикация «Проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций; сочувствие к нашим пернатым друзьям;
Реализация проекта включает : беседы, практическую деятельность (опыт, чтение и пересказ произведений о птицах,
Разучивание песен, стихов, считалок, загадок о птицах, аппликацию, конструирование, прослушивание записей пения птиц, просмотр картинок с изображением птиц, работа с родителями (изготовление кормушек и скворечников)
Реализация проекта предусматривает : Оформления альбома художественного слова о зимующих птицах. Презентация проекта
Предварительная работа: чтение произведений о птицах
Этапы Содержание работы педагога Содержание работы с детьми Содержание
работы с
родителями
I этап - подготовительный
Цель: вызвать у участников проекта интерес к исследовательской деятельности. Создать условия для принятия проблемы
II этап основной
Цель: расширить представления детей о птицах.
III этап заключительный
Подвести итог работы, продемонстрировать собранный материал.
1. Обеспечение мотивации предстоящей деятельности.
2. Подготовка рассказа птички.
3. Довести до сознания детей и обеспечить принятие проблемы
4. Составление плана работы (обсуждения с детьми того, что надо сделать, что изготовить, какую информацию собрать)
1. Наблюдения за птицами на прогулке
«Какие воробьи, какие вороны»
Цель – наблюдение за птицами, учить различать их по размеру, окраске, характерным признакам, вызвать желание наблюдать за поведением птиц и заботиться о них.
Организует поэтапную работу по расширению знаний детей о зимующих птицах, формировать заботливое, доброжелательное отношение к птицам
2. Познавательное занятие «Птицы»
Цель: уточнить, расширить и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц, их отличии от животных. (наличие перьев, крыльев, клюва). Что помогает птицам летать (большие крылья, легкое тело, покрытое легкими перьями)
3. Чтение произведения
Цель: познакомить детей с повадками птиц характерными особенностями их повадок
4. Беседа «Помоги птицам зимой»
Цель: пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц до весеннего оживления природы, способствовать возникновению чувства сопереживания и желания помогать зимующим птицам.
5. Помоги зимующим птицам»
(комплексное занятие)
6. Наблюдения за птицами на прогулке
«Кто прилетает на кормушку?»
Цель: Познакомить с птицами, которые прилетают к кормушке. Вызвать интерес к поведению птиц. Привлекать к подкормке зимующих птиц.
Игра «Зимующие птички»
Цель: познакомить детей с правилами игры. Наглядно показать существование причинно-следственных связей в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц до весны.
7. Ручной труд и изо деятельность
Дорисуй птицу, лепка птиц.
Цель: познакомить со способом складывания бумаги (техника оригами, развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.
8. Физкультурное занятие (птицы)
Цель: развитие двигательной активности детей, быстроты реакции, координации движений, внимания. Укрепление физического и психического здоровья, снятие эмоционального напряжения.
9. Отгадывание загадок по теме: птицы
10. Наблюдения за птицами.
«Чем мы угощаем птиц?»
Цель: Продолжать формировать представление о том, что птицы живые, зимой им холодно и голодно, поэтому о них нужно заботится, подкармливать зернышками, хлебом.
11. Беседа «Зачем птице клюв»
Цель: уточнить представления детей о назначении клюва у птиц (орудие питания, орудие при постройке гнезда)
12. Д/и «Найди по силуэту»
Д/и «Отгадай, что за птица» (по описанию)
Д/и «Назови птицу, которой не стало»
13. Прослушивание записей пения птиц, разучивание песен о птицах.
Подготовка и организация презентации проекта.
Рассказ птицы : Здравствуйте! Я слышала, что в этот детский сад ходят заботливые и добрые ребята. Я прилетела к вам за помощью. Есть люди, которые не любят нас. Обижают, ловят в лесу и сажают в клетку, разоряют наши гнезда или просто стреляют в нас из рогаток ради забавы. А сейчас, зимой, когда на улице холодно, нам приходится еще труднее. Без вашей помощи нам тяжело пережить суровую зиму. Помогите нам!
Воспитатель: Ребята, а что случится, если птиц вдруг не станет? Может быть, мы сможем прожить без них? Для чего нам нужны птицы? (ответы детей)
Беда случится: умолкнут поля, леса, степи, не порадуют наши глаза их ловкий, быстрый полет, их яркое оперенье. Вместе с птицами исчезнут и их секреты и их тайны. Расплодятся вредные насекомые и грызуны, опустошат наши поля, леса, сады, огороды. Гусеницы погубят леса. Без птиц-санитаров распространятся заболевания, которые погубят других животных. А чтобы этого не случилось, мы должны заботиться о птицах.
Ребята, чем же мы с вами можем помочь птицам?
Как мы можем больше узнать о птицах, об их повадках, жизни, особенностях?
(Из рассказов, стихов, загадок о птицах, наблюдать за птицами на улице, спросить у родителей).
Чем мы можем помочь птицам зимой?
(Заготовить корм, сделать и развесить на нашем участке кормушки, подсыпать в течении все зимы в кормушки корм).
Воспитатель подводит итог всему сказанному и предлагает создать альбом художественного слова о птицах, куда будут записываться стихи, загадки, поговорки, которые найдут дети о птицах.
Наблюдение за птицами.
Придя на участок, воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц. Спросить: кто знает, как эти птицы называются (воробьи, сороки, вороны, голуби, снегири).
Что за маленькая, серенькая птичка прилетела на участок? Да, это воробей. Воробьи маленькие, коричневые, летают стайками. Покажите, как летают воробьи.
А это, что за птица прилетела? (Предположения детей). Она больше или меньше воробья? (Больше). Это ворона. Ворона большая, черно- серая. Летает чаще всего одна. Ворона важно шагает. Покажите, как шагает ворона.
А это что за птицы? Верно, это голуби. Они больше воробьев, крупнее их. Голуби – сизые. послушайте, как голуби разговаривают друг с другом. Правильно они воркуют.
Работа в группе
После экскурсии воспитатель предлагает детям при помощи родителей собрать информацию о какой- то птице (по желанию). Это могут быть загадки, стихи, рассказы, иллюстрации, фотографии, записи пения птиц, видеоматериалы.
Встреча с Каркушей.
В группу прилетает Каркуша с письмом от птиц
Воспитатель читает письмо «Здравствуйте ребята! мы знаем, что вы изучаете птиц. Мы посылаем вам Каркушу с загадками. Попробуйте отгадать их. До скорой встречи!
Мы бываем разные: Снится ночью пауку
Грудки ярко-красные, Чудо-юдо на суку
Желтые, любые, Длинный клюв и два крыла
Даже голубые. Прилетит-плохи дела
По весне мы гнезда вьем, А кого паук боится?
Песни весело поем. Угадали? Это …
Крылья нас зовут в полет,
Кто отгадку назовет. (птица)
К. А каких птиц Вы знаете?
В. Каркуша, дети не только назовут птиц, но и покажут их на картинках. (выполняют)
К. Молодцы! Знаете много птиц. А что еще можете про них рассказать. (Задает вопросы, дети отвечают на них, организуется работа по станциям)
Чем птицы отличаются от животных?
(Птицы умеют летать)
Какие части тела помогают им летать? (крылья) как же крылья помогают в полете?
Проводится опыт. На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно выпустите шарик из рук. Что произошло? (Он камнем упал вниз). Возьмите другой лист и так же осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Лист плавно опустился, лист летел.) Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному?
Вывод: бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе.
Некомканый лист - широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Покажите, как камнем падал бумажный шарик и как парил лист. Как расположены крылья птицы, когда она находится на Земле? (Сложены на туловище). А в воздухе? (Расправлены)
Что еще есть у птиц и нет у животных? (клюв).
Дети рассматривают различные клювы птиц. Строение клюва зависит от способа питания птиц. У птиц, которые питаются зернами и плодами растений клюв имеет форму конуса. У клестов, питающихся шишками, он перекрещенный. У гуся клюв плоский. У хищных птиц и у совы острые клювы загнуты вниз и снабжены крючком. Эти птицы питаются живой добычей, которую убивают клювом. Дятел своим клювом и длинным языком достаёт из-под коры насекомых и личинок. У мелких птиц, таких как воробей, синички, голуби клюв тонкий и острый.
Что же еще отличает птицу от других животных?
(наличие перьев)
Дети рассматривают перья птиц. Замечают отличия (размером, цветом, строением).
Воспитатель знакомит детей, что перья выполняют различную работу. Одни обогревают птицу, другие помогают ей летать. Знакомит с новыми названиями перьев: маховые и пуховые.
Маховые перья растут на крыльях и помогают лететь, а пуховые на туловище, голове, лапах и т,д они согревают птицу, пуховые перья растут у птицы только зимой).
Возьмите ребята перья и осторожно опустите перед собой. Понаблюдайте, как они летят. Каркуша, расскажи нам, как же все же летают птицы?
Каркуша: С удовольствием! Крылья и хвост-это главное при полете. Раскрытыми крыльями и хвостом птицы как- бы опираются о воздух, отталкиваются от него и летят. Когда крылья опускаются, опоры нет, и птица уже не летит.
В. А дети могут летать?
К. Выходите из-за столов. Попробуйте взлететь. Не получается. Только птицы умеют летать.
К. Мне очень понравились Вы ребята, но меня ждут птицы, пора мне улетать. А вам я желаю как можно больше узнать интересного о нас птицах.
Дети прощаются с Каркушей.
С. Городецкий «Как птицы учились летать»
Т. Нуждина «Воробьи»
А. Шевченко "Гнезда", Т. Нужина " Воробьи", "Ласточка" и др.
Ребята, вы, наверное, заметили, что зимой в городе птиц становится меньше. Почему так происходит?
(Птицы улетают в теплые края).
Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные).
Найдите перелетных птиц на картинках, и назовите их. (выполняют).
Но, не все птицы улетают от нас, многие остаются с нами зимовать. Как мы называем этих птиц? (зимующие). Найдите зимующих птиц на картинках, и назовите их (выполняют).
Зимой эти птицам приходится очень трудно, многие из них в это время погибают от холода. Чем мы можем помочь им? (Смастерить кормушки, положить в них корм. Повесить кормушки на улице)
Чем мы будем подкармливать птиц? (семечками, семенами дыни арбуза, можно кусочками несоленого сала, хлебными крошками, крупой).
Воспитатель предлагает детям вместе с родителями заготовить корм для птиц. И во время прогулок насыпать его в кормушки. Вскоре к кормушкам прилетят самые разные птицы, полакомиться нашим угощением.
Подкармливая птиц зимой, мы спасем от гибели многих из них.
Для гостей на окно Воду льё т на блюдце:
Сыплет Костя пшено, Пусть они напьются.
Мерзнут лапки у синичек: - Посмотрите-ка сюда,
Плохо им без рукавичек, Это вкусная еда!
Да и голодно в мороз… На ладонь ко мне садятся.
Я им семечек принес: Греют лапки. Не боятся.
Но птицы! Как холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода (Е. Благинина)
Программные задачи:
Расширить знания детей о зимующих птицах (питание, повадки, чем полезны). Расширять словарный запас. Учить дошкольников изготавливать кормушки из природного материала — сосновых шишек. Формировать бережное отношение к птицам, воспитывать желание оказывать посильную помощь - подкармливать птиц.
В: Ребята, сегодня на занятии нам понадобятся наша доброта, чуткость, внимание, потому что мы будем учиться заботиться о птицах.
- Как мы можем передать друг другу тепло и доброту?
Д: Взяться за руки и мысленно пожелать добра друг другу.
(Дети, сидя на ковре в кружочек, берутся за руки и закрывают глаза).
В: Ребята, всю неделю мы говорили о птицах.
В книжный уголок вы принесли книги о птицах, которые мы читали, в уголке творчества висят ваши рисунки, и на народном календаре у нас - 12 ноября.
- Объясните, что это за день?
Д: 12 ноября - Синичкин праздник.
В: Что вы можете рассказать о Синичкином празднике?
Д: В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека.
В: зачем птицы прилетают к жилью человека?
Д: Наступает зима, птицам стало голодно, они подают сигнал, что пришла пора человеку позаботиться о птицах, подкармливать их.
В: Как издавна, на Руси, отмечали Синичкин день?
Д: Пели заклички, делали птицам кормушки.
В: Мы с вами тоже выучили закличку о синице. Как мы приглашали синиц? Позовем ещё раз.
Д (хором) :
Синиченька – невеличенька,
Прилетай ты к нам.
Из чужих краёв.
Принеси ты нам
Зиму снежную, зиму темную.
Синиченька - сестриченька,
Созывай снегирей.
И лети к нам скорей.
В: Ребята, а откуда зимующие птицы слетаются к жилью? Где они жили летом?
Д: Летом птицы жили в лесах, парках, садах.
В: Какую пользу приносят птицы?
Д: Поедают вредных жучков, личинок, насекомых на деревьях.
В: Правильно, ребята. Истребление вредных насекомых во все времена года - это и есть основная польза, которую приносят птицы.
В: Кто-то стучится, стекло (прилетает Каркуша) К. : Здравствуйте, ребята! Я – Каркуша, вы меня узнали? Я слышала вы изучаете птиц. И много, много уже узнали о них.
- Ребята как называют птиц, которые улетают в теплые края? Назовите перелетных птиц? А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
- Почему перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами зимовать?
- Назовите зимующих птиц?
- Очень много птиц вы назвали, а сможете ли их узнать?
Д и В: Да, Каркуша, мы рассматривали иллюстрации птиц, описывали и рисовали их и наблюдали на прогулке.
К. : Ну, тогда проверим, поиграем в игру «Кто прилетел к нам на кормушку?».
- Ребята, на кормушку прилетели разные птицы, назовите их.
(снегирь в ярко красной жилетке, дятел в ярко красной шапочке атласной, синичка, воробей, голубь, сорока, ворона, свиристель)
К. Спасибо, ребята! Доставили мне удовольствие. Молодцы! Теперь мне пора. До свидания. (Уходит).
(Дети садятся на ковер).
К. : Молодцы! Всех птиц вы узнали и назвали.
Зимой этим птицам приходится очень трудно, многие из них в это время погибают. Холод птицам не страшен. Теплая пуховая шубка согреет птицу. Замерзают только голодные птицы. Из 10 птиц 8-10 погибают зимой.
Чем мы с вами можем помочь им?
Пальчиковая гимнастика: снегирь и сорока, воробей и синица- Зимуют у нас эти чудные птицы. И чтоб они жили по- прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно – же сами.
В: Чем можно кормить птиц?
А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.
(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).
Что можно давать птицам Кто будет есть
Семечки подсолнечника Почти все птицы (очень любят синицы, голуби, поползни)
Пшено, просо Воробьи считают, что ничего вкуснее на свете нет
Несоленое сало на ниточке Синицы, дятлы, поползни
Сырое мясо Вороны, сороки, Также не откажутся синицы и поползни
Овес Воробьи, синицы будут есть, если нет другого корма
Семечки тыквы, дыни Почти все птицы (откажутся поползни и синицы)
Семена трав (лебеда, конопля, конский щавель, полынь) Едят почти все птицы
Ягоды рябины Очень любят снегири и свиристели
В: Подумайте, как можно накормить птиц?
Д: Сделать кормушку и насыпать туда корм.
В: А с рук можно накормить?
Д: Нет, они не будут подлетать, боятся.
В: Можно ли насыпать корм на землю? (Нет)
В: Как вы думаете, почему нежелательно сыпать корм на землю?
Д: Засыплет снегом, сдует ветром, съедят собаки или вороны.
В: Так какой мы вывод можем сделать, как удобнее кормить птиц? (С кормушки)
В: Верно, ребята, мы с вами рассматривали разные виды кормушек.
А сегодня мы с вами научимся изготавливать кормушки для птиц из сосновых шишек. (Дети с помощью воспитателя изготавливают кормушки).
В: Ну вот и готовы наши кормушки. Как вы думаете, понравятся они птицам?
В: Посмотрите, как много у нас стало кормушек. Сейчас мы пойдем на прогулку и развесим их. А вы понаблюдайте за птицами : сколько их прилетит, когда и как будут есть корм.
Психологическая ситуация: «Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирем и т. д., , то что бы вы сказали детям, которые для вас сделали такие замечательные кормушки?
На нашей березке висит кормушка. Для чего нужны кормушки? Давайте насыплем зерен и отойдем. Посмотрим: что будет?
Кто прилетел к кормушке? (птички) кто знает, как называют этих птиц? Что они делают? (клюют зернышки). Кто еще подлетел к кормушке?
Почему мы подкармливаем птиц? Да сейчас зима, на улице холодно. Птицам трудно самим добывать корм. мы им помогаем. Мы их подкармливаем. Как вы думаете, нравиться ли птицам наше угощение?
Мы все молодцы! Давайте каждый день помогать птицам и подкармливать их.
П. /и. «Птицы на кормушке»
Ребята, сегодня я познакомлю вас с интересной игрой, которая поможет нам понять как тяжело приходится птицам зимой, и они от нас ждут помощи.
На месте покружились и зимующих птиц превратились.
Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Кто, где живет" и др.
Узнай по эскизам, каких птиц хотел нарисовать художник. Назовите их характерные приметы
Самостоятельное придумывание загадок.
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Во время экскурсии воспитатель спрашивает детей, где находится наш птичий столб? Что там есть? (кормушки). Зачем они нужны? (птиц кормить).
Давайте подойдем к кормушке и посмотрим, есть ли там корм. Почему нет? Куда он пропал? Скажите, а что за крестики на снегу вокруг столба? Кто их оставил? Да, здесь были птицы. Это их следы. Они съели корм.
Какой корм мы насыпали птицам (зернышки, белый хлеб). Правильно, сегодня мы тоже принесли птицам угощение. Помогите мне положить все это в кормушку. Зимой птицам голодно, им надо помогать, надо их подкармливать. Птицы живые, есть им надо каждый день, как и нам.
Д/и «Найди, чей клюв»
Ребята, зачем птице клюв?
(клюв это орудие для питания)
Клюв не только помогает птицам питаться, но и помогает им строить гнезда.
Гнезда - это домики птиц для будущих птенцов.
Свои гнезда в виде чашечек, корзиночек, шалашиков птицы устраивают в разных местах: в лесах, по берегам водоёмов, на лугах, полях, в горах.
Бывают гнезда из стебельков, веток, мхов, пуха, шерсти, глины. Дятлы, синицы, совы гнездятся в дуплах. Дрозды на кустах или деревьях. А скворцы устраивают свои гнезда в скворечниках, которые для них делают люди.
Нельзя заглядывать в птичьи гнезда, трогать яички и птенцов руками. Эти мы можем испугать птиц, они бросят свой дом, и в гнезде не появятся птенчики.
Гнездо.
Нашла я гнездо лесное Как же она испугалась,
Маленькой пестрой птички, Прикинулась птичка
Свитое ранней весною. больною,
В гнезде лежали яички Крыло волочила, металась
В густой траве предо мною
Давалась мне прямо в руки,
Меня от гнезда уводила.
И сколько в ней было муки,
И сколько в ней было силы!
Посмотри на картинки и узнай птиц по тени (силуэту).
Воспитатель описывает птицу, её повадки, характерные примет.
На доске выставляются картинки с изображением птиц. Дети закрывают глаза (воспитатель убирает одну картинку). Спрашивает, какой птицы не стало.
«Кукушечка» рус. нар. песенка
«Ой, кулики! Весна поет!
«Жаворонушки, прилетели-закличка
«Воробей с березы», «Чив-чив, воробей»
Музыкально дидактическая игра «Птинцы и птенчики»
Развлечение для детей «Перелетные птицы»
Альбом художественного слова о зимующих птицах
Фотовыставка
В наглядной форме довести информацию о начале работы проекта : оформить папку- передвижку, где родителям сообщается тема проекта, цель, сроки, план работы, а также какая помощь потребуется от родителей.
Нацелить родителей на оказание помощи детям (наблюдение за птицами на улице, подобрать иллюстрации с изображением птиц, подобрать художественное слово.
Помочь воспитателям подобрать аудио-видео, записи птиц.
Сделать вместе с детьми кормушки и скворечники для птиц
Заготовить корм для птиц.
Привлечь родителей к подготовке к проведению презентации.
(изготовление масок птиц)
Литература:
1. Шорыгина Т. Птицы. Какие они? –М., 2004
2. Шорыгина Т. Зеленые сказки. Экология для малышей. – М. ,2005
3. Подрезова Т. Материалы к занятиям по развитию речи. – М. ,2006
4. Громова О. Стихи и рассказы о животном мире - М., 2005
5. Нуждина Т. Энциклопедия для малышей «Чудо-всюду» мир животных и растений - Ярославль., 2001
6. Журналы «Дошкольное воспитание»
7. Журналы «Ребенок в детском саду»
8. Журнал «Карапуз»
9. Кириллова Ю. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе. С-П. ,2005
III этап заключительный
Подвести итог работы, продемонстрировать собранный материал.
1. Обеспечение мотивации предстоящей деятельности.
2. Подготовка рассказа птички.
3. Довести до сознания детей и обеспечить принятие проблемы
4. Составление плана работы (обсуждения с детьми того, что надо сделать, что изготовить, какую информацию собрать)
1. Наблюдения за птицами на прогулке
«Какие воробьи, какие вороны»
Цель – наблюдение за птицами, учить различать их по размеру, окраске, характерным признакам, вызвать желание наблюдать за поведением птиц и заботиться о них.
Организует поэтапную работу по расширению знаний детей о зимующих птицах, формировать заботливое, доброжелательное отношение к птицам
2. Познавательное занятие «Птицы»
Цель: уточнить, расширить и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц, их отличии от животных. (наличие перьев, крыльев, клюва). Что помогает птицам летать (большие крылья, легкое тело, покрытое легкими перьями)
3. Чтение произведения
Цель: познакомить детей с повадками птиц характерными особенностями их повадок
4. Беседа «Помоги птицам зимой»
Цель: пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц до весеннего оживления природы, способствовать возникновению чувства сопереживания и желания помогать зимующим птицам.
5. Помоги зимующим птицам»
(комплексное занятие)
6. Наблюдения за птицами на прогулке
«Кто прилетает на кормушку?»
Цель: Познакомить с птицами, которые прилетают к кормушке. Вызвать интерес к поведению птиц. Привлекать к подкормке зимующих птиц.
Игра «Зимующие птички»
Цель: познакомить детей с правилами игры. Наглядно показать существование причинно-следственных связей в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц до весны.
7. Ручной труд и изо деятельность
Дорисуй птицу, лепка птиц.
Цель: познакомить со способом складывания бумаги (техника оригами, развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в выполняемую поделку.
8. Физкультурное занятие (птицы)
Цель: развитие двигательной активности детей, быстроты реакции, координации движений, внимания. Укрепление физического и психического здоровья, снятие эмоционального напряжения.
9. Отгадывание загадок по теме: птицы
10. Наблюдения за птицами.
«Чем мы угощаем птиц?»
Цель: Продолжать формировать представление о том, что птицы живые, зимой им холодно и голодно, поэтому о них нужно заботится, подкармливать зернышками, хлебом.
11. Беседа «Зачем птице клюв»
Цель: уточнить представления детей о назначении клюва у птиц (орудие питания, орудие при постройке гнезда)
12. Д/и «Найди по силуэту»
Д/и «Отгадай, что за птица» (по описанию)
Д/и «Назови птицу, которой не стало»
13. Прослушивание записей пения птиц, разучивание песен о птицах.
Подготовка и организация презентации проекта.
Рассказ птицы : Здравствуйте! Я слышала, что в этот детский сад ходят заботливые и добрые ребята. Я прилетела к вам за помощью. Есть люди, которые не любят нас. Обижают, ловят в лесу и сажают в клетку, разоряют наши гнезда или просто стреляют в нас из рогаток ради забавы. А сейчас, зимой, когда на улице холодно, нам приходится еще труднее. Без вашей помощи нам тяжело пережить суровую зиму. Помогите нам!
Воспитатель: Ребята, а что случится, если птиц вдруг не станет? Может быть, мы сможем прожить без них? Для чего нам нужны птицы? (ответы детей)
Беда случится: умолкнут поля, леса, степи, не порадуют наши глаза их ловкий, быстрый полет, их яркое оперенье. Вместе с птицами исчезнут и их секреты и их тайны. Расплодятся вредные насекомые и грызуны, опустошат наши поля, леса, сады, огороды. Гусеницы погубят леса. Без птиц-санитаров распространятся заболевания, которые погубят других животных. А чтобы этого не случилось, мы должны заботиться о птицах.
Ребята, чем же мы с вами можем помочь птицам?
Как мы можем больше узнать о птицах, об их повадках, жизни, особенностях?
(Из рассказов, стихов, загадок о птицах, наблюдать за птицами на улице, спросить у родителей).
Чем мы можем помочь птицам зимой?
(Заготовить корм, сделать и развесить на нашем участке кормушки, подсыпать в течении все зимы в кормушки корм).
Воспитатель подводит итог всему сказанному и предлагает создать альбом художественного слова о птицах, куда будут записываться стихи, загадки, поговорки, которые найдут дети о птицах.
Наблюдение за птицами.
Придя на участок, воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц. Спросить: кто знает, как эти птицы называются (воробьи, сороки, вороны, голуби, снегири).
Что за маленькая, серенькая птичка прилетела на участок? Да, это воробей. Воробьи маленькие, коричневые, летают стайками. Покажите, как летают воробьи.
А это, что за птица прилетела? (Предположения детей). Она больше или меньше воробья? (Больше). Это ворона. Ворона большая, черно- серая. Летает чаще всего одна. Ворона важно шагает. Покажите, как шагает ворона.
А это что за птицы? Верно, это голуби. Они больше воробьев, крупнее их. Голуби – сизые. послушайте, как голуби разговаривают друг с другом. Правильно они воркуют.
Работа в группе
После экскурсии воспитатель предлагает детям при помощи родителей собрать информацию о какой- то птице (по желанию). Это могут быть загадки, стихи, рассказы, иллюстрации, фотографии, записи пения птиц, видеоматериалы.
Встреча с Каркушей.
В группу прилетает Каркуша с письмом от птиц
Воспитатель читает письмо «Здравствуйте ребята! мы знаем, что вы изучаете птиц. Мы посылаем вам Каркушу с загадками. Попробуйте отгадать их. До скорой встречи!
Мы бываем разные: Снится ночью пауку
Грудки ярко-красные, Чудо-юдо на суку
Желтые, любые, Длинный клюв и два крыла
Даже голубые. Прилетит-плохи дела
По весне мы гнезда вьем, А кого паук боится?
Песни весело поем. Угадали? Это …
Крылья нас зовут в полет,
Кто отгадку назовет. (птица)
К. А каких птиц Вы знаете?
В. Каркуша, дети не только назовут птиц, но и покажут их на картинках. (выполняют)
К. Молодцы! Знаете много птиц. А что еще можете про них рассказать. (Задает вопросы, дети отвечают на них, организуется работа по станциям)
Чем птицы отличаются от животных?
(Птицы умеют летать)
Какие части тела помогают им летать? (крылья) как же крылья помогают в полете?
Проводится опыт. На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно выпустите шарик из рук. Что произошло? (Он камнем упал вниз). Возьмите другой лист и так же осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Лист плавно опустился, лист летел.) Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному?
Вывод: бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе.
Некомканый лист - широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Покажите, как камнем падал бумажный шарик и как парил лист. Как расположены крылья птицы, когда она находится на Земле? (Сложены на туловище). А в воздухе? (Расправлены)
Что еще есть у птиц и нет у животных? (клюв).
Дети рассматривают различные клювы птиц. Строение клюва зависит от способа питания птиц. У птиц, которые питаются зернами и плодами растений клюв имеет форму конуса. У клестов, питающихся шишками, он перекрещенный. У гуся клюв плоский. У хищных птиц и у совы острые клювы загнуты вниз и снабжены крючком. Эти птицы питаются живой добычей, которую убивают клювом. Дятел своим клювом и длинным языком достаёт из-под коры насекомых и личинок. У мелких птиц, таких как воробей, синички, голуби клюв тонкий и острый.
Что же еще отличает птицу от других животных?
(наличие перьев)
Дети рассматривают перья птиц. Замечают отличия (размером, цветом, строением).
Воспитатель знакомит детей, что перья выполняют различную работу. Одни обогревают птицу, другие помогают ей летать. Знакомит с новыми названиями перьев: маховые и пуховые.
Маховые перья растут на крыльях и помогают лететь, а пуховые на туловище, голове, лапах и т,д они согревают птицу, пуховые перья растут у птицы только зимой).
Возьмите ребята перья и осторожно опустите перед собой. Понаблюдайте, как они летят. Каркуша, расскажи нам, как же все же летают птицы?
Каркуша: С удовольствием! Крылья и хвост-это главное при полете. Раскрытыми крыльями и хвостом птицы как- бы опираются о воздух, отталкиваются от него и летят. Когда крылья опускаются, опоры нет, и птица уже не летит.
В. А дети могут летать?
К. Выходите из-за столов. Попробуйте взлететь. Не получается. Только птицы умеют летать.
К. Мне очень понравились Вы ребята, но меня ждут птицы, пора мне улетать. А вам я желаю как можно больше узнать интересного о нас птицах.
Дети прощаются с Каркушей.
С. Городецкий «Как птицы учились летать»
Т. Нуждина «Воробьи»
А. Шевченко "Гнезда", Т. Нужина " Воробьи", "Ласточка" и др.
Ребята, вы, наверное, заметили, что зимой в городе птиц становится меньше. Почему так происходит?
(Птицы улетают в теплые края).
Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные).
Найдите перелетных птиц на картинках, и назовите их. (выполняют).
Но, не все птицы улетают от нас, многие остаются с нами зимовать. Как мы называем этих птиц? (зимующие). Найдите зимующих птиц на картинках, и назовите их (выполняют).
Зимой эти птицам приходится очень трудно, многие из них в это время погибают от холода. Чем мы можем помочь им? (Смастерить кормушки, положить в них корм. Повесить кормушки на улице)
Чем мы будем подкармливать птиц? (семечками, семенами дыни арбуза, можно кусочками несоленого сала, хлебными крошками, крупой).
Воспитатель предлагает детям вместе с родителями заготовить корм для птиц. И во время прогулок насыпать его в кормушки. Вскоре к кормушкам прилетят самые разные птицы, полакомиться нашим угощением.
Подкармливая птиц зимой, мы спасем от гибели многих из них.
Для гостей на окно Воду льё т на блюдце:
Сыплет Костя пшено, Пусть они напьются.
Мерзнут лапки у синичек: - Посмотрите-ка сюда,
Плохо им без рукавичек, Это вкусная еда!
Да и голодно в мороз… На ладонь ко мне садятся.
Я им семечек принес: Греют лапки. Не боятся.
Но птицы! Как холодно в воздухе им!
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода (Е. Благинина)
Программные задачи:
Расширить знания детей о зимующих птицах (питание, повадки, чем полезны). Расширять словарный запас. Учить дошкольников изготавливать кормушки из природного материала — сосновых шишек. Формировать бережное отношение к птицам, воспитывать желание оказывать посильную помощь - подкармливать птиц.
В: Ребята, сегодня на занятии нам понадобятся наша доброта, чуткость, внимание, потому что мы будем учиться заботиться о птицах.
- Как мы можем передать друг другу тепло и доброту?
Д: Взяться за руки и мысленно пожелать добра друг другу.
(Дети, сидя на ковре в кружочек, берутся за руки и закрывают глаза).
В: Ребята, всю неделю мы говорили о птицах.
В книжный уголок вы принесли книги о птицах, которые мы читали, в уголке творчества висят ваши рисунки, и на народном календаре у нас - 12 ноября.
- Объясните, что это за день?
Д: 12 ноября - Синичкин праздник.
В: Что вы можете рассказать о Синичкином празднике?
Д: В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека.
В: зачем птицы прилетают к жилью человека?
Д: Наступает зима, птицам стало голодно, они подают сигнал, что пришла пора человеку позаботиться о птицах, подкармливать их.
В: Как издавна, на Руси, отмечали Синичкин день?
Д: Пели заклички, делали птицам кормушки.
В: Мы с вами тоже выучили закличку о синице. Как мы приглашали синиц? Позовем ещё раз.
Д (хором) :
Синиченька – невеличенька,
Прилетай ты к нам.
Из чужих краёв.
Принеси ты нам
Зиму снежную, зиму темную.
Синиченька - сестриченька,
Созывай снегирей.
И лети к нам скорей.
В: Ребята, а откуда зимующие птицы слетаются к жилью? Где они жили летом?
Д: Летом птицы жили в лесах, парках, садах.
В: Какую пользу приносят птицы?
Д: Поедают вредных жучков, личинок, насекомых на деревьях.
В: Правильно, ребята. Истребление вредных насекомых во все времена года - это и есть основная польза, которую приносят птицы.
В: Кто-то стучится, стекло (прилетает Каркуша) К. : Здравствуйте, ребята! Я – Каркуша, вы меня узнали? Я слышала вы изучаете птиц. И много, много уже узнали о них.
- Ребята как называют птиц, которые улетают в теплые края? Назовите перелетных птиц? А как называют птиц, которые остаются с нами зимовать?
- Почему перелетные птицы улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами зимовать?
- Назовите зимующих птиц?
- Очень много птиц вы назвали, а сможете ли их узнать?
Д и В: Да, Каркуша, мы рассматривали иллюстрации птиц, описывали и рисовали их и наблюдали на прогулке.
К. : Ну, тогда проверим, поиграем в игру «Кто прилетел к нам на кормушку?».
- Ребята, на кормушку прилетели разные птицы, назовите их.
(снегирь в ярко красной жилетке, дятел в ярко красной шапочке атласной, синичка, воробей, голубь, сорока, ворона, свиристель)
К. Спасибо, ребята! Доставили мне удовольствие. Молодцы! Теперь мне пора. До свидания. (Уходит).
(Дети садятся на ковер).
К. : Молодцы! Всех птиц вы узнали и назвали.
Зимой этим птицам приходится очень трудно, многие из них в это время погибают. Холод птицам не страшен. Теплая пуховая шубка согреет птицу. Замерзают только голодные птицы. Из 10 птиц 8-10 погибают зимой.
Чем мы с вами можем помочь им?
Пальчиковая гимнастика: снегирь и сорока, воробей и синица- Зимуют у нас эти чудные птицы. И чтоб они жили по- прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно – же сами.
В: Чем можно кормить птиц?
А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.
(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).
Что можно давать птицам Кто будет есть
Семечки подсолнечника Почти все птицы (очень любят синицы, голуби, поползни)
Пшено, просо Воробьи считают, что ничего вкуснее на свете нет
Несоленое сало на ниточке Синицы, дятлы, поползни
Сырое мясо Вороны, сороки, Также не откажутся синицы и поползни
Овес Воробьи, синицы будут есть, если нет другого корма
Семечки тыквы, дыни Почти все птицы (откажутся поползни и синицы)
Семена трав (лебеда, конопля, конский щавель, полынь) Едят почти все птицы
Ягоды рябины Очень любят снегири и свиристели
В: Подумайте, как можно накормить птиц?
Д: Сделать кормушку и насыпать туда корм.
В: А с рук можно накормить?
Д: Нет, они не будут подлетать, боятся.
В: Можно ли насыпать корм на землю? (Нет)
В: Как вы думаете, почему нежелательно сыпать корм на землю?
Д: Засыплет снегом, сдует ветром, съедят собаки или вороны.
В: Так какой мы вывод можем сделать, как удобнее кормить птиц? (С кормушки)
В: Верно, ребята, мы с вами рассматривали разные виды кормушек.
А сегодня мы с вами научимся изготавливать кормушки для птиц из сосновых шишек. (Дети с помощью воспитателя изготавливают кормушки).
В: Ну вот и готовы наши кормушки. Как вы думаете, понравятся они птицам?
В: Посмотрите, как много у нас стало кормушек. Сейчас мы пойдем на прогулку и развесим их. А вы понаблюдайте за птицами : сколько их прилетит, когда и как будут есть корм.
Психологическая ситуация: «Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирем и т. д., , то что бы вы сказали детям, которые для вас сделали такие замечательные кормушки?
На нашей березке висит кормушка. Для чего нужны кормушки? Давайте насыплем зерен и отойдем. Посмотрим: что будет?
Кто прилетел к кормушке? (птички) кто знает, как называют этих птиц? Что они делают? (клюют зернышки). Кто еще подлетел к кормушке?
Почему мы подкармливаем птиц? Да сейчас зима, на улице холодно. Птицам трудно самим добывать корм. мы им помогаем. Мы их подкармливаем. Как вы думаете, нравиться ли птицам наше угощение?
Мы все молодцы! Давайте каждый день помогать птицам и подкармливать их.
П. /и. «Птицы на кормушке»
Ребята, сегодня я познакомлю вас с интересной игрой, которая поможет нам понять как тяжело приходится птицам зимой, и они от нас ждут помощи.
На месте покружились и зимующих птиц превратились.
Подвижные игры "Воробушки и автомобиль", "Кто, где живет" и др.
Узнай по эскизам, каких птиц хотел нарисовать художник. Назовите их характерные приметы
Самостоятельное придумывание загадок.
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Во время экскурсии воспитатель спрашивает детей, где находится наш птичий столб? Что там есть? (кормушки). Зачем они нужны? (птиц кормить).
Давайте подойдем к кормушке и посмотрим, есть ли там корм. Почему нет? Куда он пропал? Скажите, а что за крестики на снегу вокруг столба? Кто их оставил? Да, здесь были птицы. Это их следы. Они съели корм.
Какой корм мы насыпали птицам (зернышки, белый хлеб). Правильно, сегодня мы тоже принесли птицам угощение. Помогите мне положить все это в кормушку. Зимой птицам голодно, им надо помогать, надо их подкармливать. Птицы живые, есть им надо каждый день, как и нам.
Д/и «Найди, чей клюв»
Ребята, зачем птице клюв?
(клюв это орудие для питания)
Клюв не только помогает птицам питаться, но и помогает им строить гнезда.
Гнезда - это домики птиц для будущих птенцов.
Свои гнезда в виде чашечек, корзиночек, шалашиков птицы устраивают в разных местах: в лесах, по берегам водоёмов, на лугах, полях, в горах.
Бывают гнезда из стебельков, веток, мхов, пуха, шерсти, глины. Дятлы, синицы, совы гнездятся в дуплах. Дрозды на кустах или деревьях. А скворцы устраивают свои гнезда в скворечниках, которые для них делают люди.
Нельзя заглядывать в птичьи гнезда, трогать яички и птенцов руками. Эти мы можем испугать птиц, они бросят свой дом, и в гнезде не появятся птенчики.
Гнездо.
Нашла я гнездо лесное Как же она испугалась,
Маленькой пестрой птички, Прикинулась птичка
Свитое ранней весною. больною,
В гнезде лежали яички Крыло волочила, металась
В густой траве предо мною
Давалась мне прямо в руки,
Меня от гнезда уводила.
И сколько в ней было муки,
И сколько в ней было силы!
Посмотри на картинки и узнай птиц по тени (силуэту).
Воспитатель описывает птицу, её повадки, характерные примет.
На доске выставляются картинки с изображением птиц. Дети закрывают глаза (воспитатель убирает одну картинку). Спрашивает, какой птицы не стало.
«Кукушечка» рус. нар. песенка
«Ой, кулики! Весна поет!
«Жаворонушки, прилетели-закличка
«Воробей с березы», «Чив-чив, воробей»
Музыкально дидактическая игра «Птинцы и птенчики»
Развлечение для детей «Перелетные птицы»
Альбом художественного слова о зимующих птицах
Фотовыставка
В наглядной форме довести информацию о начале работы проекта : оформить папку- передвижку, где родителям сообщается тема проекта, цель, сроки, план работы, а также какая помощь потребуется от родителей.
Нацелить родителей на оказание помощи детям (наблюдение за птицами на улице, подобрать иллюстрации с изображением птиц, подобрать художественное слово.
Помочь воспитателям подобрать аудио-видео, записи птиц.
Сделать вместе с детьми кормушки и скворечники для птиц
Заготовить корм для птиц.
Привлечь родителей к подготовке к проведению презентации.
(изготовление масок птиц)
Литература:
1. Шорыгина Т. Птицы. Какие они? –М., 2004
2. Шорыгина Т. Зеленые сказки. Экология для малышей. – М. ,2005
3. Подрезова Т. Материалы к занятиям по развитию речи. – М. ,2006
4. Громова О. Стихи и рассказы о животном мире - М., 2005
5. Нуждина Т. Энциклопедия для малышей «Чудо-всюду» мир животных и растений - Ярославль., 2001
6. Журналы «Дошкольное воспитание»
7. Журналы «Ребенок в детском саду»
8. Журнал «Карапуз»
9. Кириллова Ю. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе. С-П. ,2005