Татьяна Пономарева
Проект «Знакомство с родным городом Смоленском»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладывается основа нравственности, формируются первоначальные этические представления. Старшие дошкольники проявляют огромный интерес к явлениям общественной жизни, стремятся больше узнать о своей Родине. Чтобы воспитать у человека чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает,
Публикация «Проект „Знакомство с родным городом Смоленском“» размещена в разделах
Все эти задачи стоят перед детским садом и определены в «Программе воспитания в д/с» и подробно в «Методических указаниях» в разделе «Ознакомление с явлениями общественной жизни».
Знакомство дошкольников с родной страной начинается с родного города. В начале года мы поставили перед собой задачу: познакомить детей с достопримечательностями нашего города, вызвать интерес у детей к его истории. Чтобы работа протекала более интересно и живо - приобрели литературу о нашем крае:
1. «Очерк – путеводитель», Смоленск, 1980 г.
2. «Очерк – путеводитель», Смоленск, 1988 г.
3. «Подвигам жить в веках», Смоленск, 1963 г.
4. Иллюстрации, набор открыток о Смоленске, диафильм.
Для осуществления этих задач был составлен перспективный план работы, наметили 4 основные темы:
1. Ближайшее окружение.
2. Трудовые будни смолян.
3. Памятные места города, связанные с выдающимися земляками.
4. Культурный отдых жителей города.
По каждой из тем составлены конкретные мероприятия; наблюдения, рассказы воспитателя, экскурсии, демонстрация иллюстраций, широкое использование художественных произведений, беседы, рисование по заданной теме, просмотр диафильма вместе с родителями, просмотр слайдов, слушание песен о Смоленске в грамзаписи, разучивание песен и стихов о Смоленске.
Основной формой работы с детьми по знакомству с ближайшим окружением избрали экскурсии и беседы после них. Для примера, возьму знакомство с улицей Румянцева. В начале мы провели целевую прогулку по этой улице, рассказали, кто такой Румянцев (революционер, помогал устанавливать Советскую власть, посмотрели какая улица широкая, много на ней жилых домов, детских садов, магазины, Смоленский государственный институт искусств, дом быта. Далее даём задание родителям – пройти по своей улице, рассказать в доступной ребёнку форме, что находится на их улице, чьим именем она названа. После этого планируем в группе занятие на тему «Улица». После такой последовательной работы дети смогли лучше рассказать о своей улице. Затем проводим занятия по рисованию на темы «Моя улица», «Дом, в котором я живу», «Улица, на которой расположен наш детский сад».
Во время бесед, экскурсий, наблюдений, раскрывая детям красоту родного края, старались подчеркнуть, что самое дорогое наше богатство – это человек. Дошкольники, знакомясь с улицами района, наблюдали за трудом взрослых. Дети видели, что труд объединяет людей, приносит всем пользу. Провели занятие на тему: «Расскажи о профессии своих родителей». В начале рассказы детей были очень скупы, бедны. Дети совсем не имели представление о том, чем занимаются их родители на работе. Чтобы дети имели представление о труде рабочих на заводе, мы организовали экс-курсию на завод. Посмотрели отделы конструктора, технолога; людей, которые конструируют детали, а затем по их чертежам эти детали вы-тачивают на станках в цехах. Зашли в цеха. Дети обратили внимание какой цех большой, шумный, как много людей работают в нём. И как точны должны быть их движения, чтобы правильно выточить, отшлифовать детали. Показали детям цеховую и заводскую доски Почёта. Фотографии лекции, ко-торые хорошо работают, помещают на доску Почёта.
После экскурсии беседовали с детьми о труде взрослых на заводе. Но всё равно ответы детей были неточными, бедными по содержанию. Намного легче стало беседовать о заводе после того, как принесли фотографии об этой экскурсии. Дети узнавали цех, отделы и говорили чем конкретно занимаются на заводе их родители. Дали детям задание: расспросить своих родителей, где они работают, что делают на своём рабочем месте. В течение последующих дней проверили задание. Оказалось, что после такой работы, дети стали намного больше знать и интереснее рассказывать, чем занимаются на работе - их родители. Например, Миша с Валерой раньше помнили только то, что их мама работает на заводе, а теперь имеют представление и рассказывают, что их мама Татьяна Михайловна работает в Смолоблфото инженером, следит за качеством выпускаемых фотографий.
И вот здесь мы столкнулись с таким явлением, что не все дети представляют какую продукцию выпускают наши смоленские предприятия. После рассказа детям о выпускаемых в Смоленске товарах, беседа оживилась. Дети говорили, что на заводе «Холодильников» выпускают холодильники, на молокозаводе – молоко, кефир, сметану, творог, на керамзаводе – керамические изделия, на авиационном заводе – самолёты и т. д.
После беседы предложили детям нарисовать то, что выпускается в городе на заводах и фабриках. Рисунки получились хорошие, но, в основном мальчики нарисовали самолёты, а девочки – платья, мебель, холодильники. Рисование и беседа показали, что дети ещё недостаточно хорошо знают и представляют изделия, выпускаемые нашими предприятиями. Поэтому мы запланировали экскурсии в магазины, где продают товары, произведенные на смоленских предприятиях.
Дети внимательно осмотрели товар на витринах, зашли в магазин, про-шли по всем секциям, побеседовали об увиденном, попросили продавца рассказать о том, что вывозят ли в другие города наши смоленские товары. Ведь мы покупаем в магазинах товары, изготовленные в других городах нашей страны. Детям объяснили, что и наши смоленские товары пользуются большим спросом у жителей других городов. Обратили внимание на то, что в магазине нет таких товаров, как холодильники, книги, мебель. Для закрепления использовали разные вопросы, в частности такой «Что бы ты подарил своему другу из смоленских товаров?» Интересно прошла дидактическая словесная игра. Называю предмет, а дети должны назвать завод, который выпускает данную продукцию. Затем предлагаем нарисовать ещё раз на эту же тему. Рисунки получились намного разнообразнее, содержательнее.
Значит, только совокупность различных методов и приёмов помогают расширить представление детей о труде взрослых, о продукции, выпускаемой смоленскими предприятиями. И такая работа должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями. А вообще о труде взрослых мы говорим с детьми очень часто, да и у детей стремимся воспитывать заботливое отношение к Детскому саду, к своей группе, игровой площадке. Посильное участие детей в труде сплачивает детей, даёт им ощущение радости от того, что они работают вместе со взрослыми. Стремление детей сделать свой детский сад, свою улицу ещё красивее – это и есть начало действенной любви к родному городу.
Когда мы поняли, что дети хорошо знают ближайшее окружение, свою улицу, начали знакомить их с историческими местами нашего города, его прошлым. Прежде чем рассказывать детям, мы сами изучили материал, связанный с историческим прошлым города, переложили его на доступный для детей язык.
К этой работе мы старались привлекать родителей, ведь детский сад находится далеко от центра. Из бесед с воспитателями, из материалов, по-мещенных в папках-передвижках, родители получают полезные советы, сведения и различную информацию. По теме связанной с ознакомлением с памятными местами города, требуется особенная помощь. Всегда даём ро-дителям подробный план поездки, маршрут, цель, советы, на что обратить внимание, как рассказать о том или ином месте, памятнике. Поездки с родителями всегда расширяют кругозор детей, что отражается на их представлении к окружающему.
В этом году мы организовали большие автобусные экскурсии. После этих экскурсий впечатлений у детей было очень много, и мы начали их систематизировать, ведь экскурсии, проведённые на автобусе с экскурсоводом, дают детям много впечатлений. Они путаются, дети забывают названия и другую полученную информацию. Поэтому мы выделили 4 основные части нашей работы:
1. Беседы о старине, о крепостной стене.
2. Памятные места, связанные с Великой Отечественной войной.
3. Улицы, названные в честь выдающихся наших земляков.
4. Литературный Смоленск.
Подобрали открытки по этим темам и стали в доступной форме рассказывать детям о Смоленске, придерживаясь деления на части. После таких бесед через 2 недели во 2-ой половине дня устроили путешествие занятие-викторину по памятным местам, используя фотографии, открытии с видами Смоленска, уже опираясь на знания детей. В начале делили: кто-то рассказывал об одном, другой – о другом памятнике. Затем выбрали экскурсовода. Сейчас с этой ролью справляются несколько человек.
Когда мы говорили с детьми о том, что наш город древний, много памятников старины, городу исполнилось в этом году 1147 год. Большое внимание уделили рассказу о крепостной стене, этому посвящено целое занятие. Дети узнали, что крепостная стена помогала защищать город.
В части, где говорилось о Великой Отечественной войне, сказала, что за время войны в руины был превращен красивейший город России – Смоленск. Показали фотографии с изображением руин, диафильм, поговорили о памятных местах, связанных с этой войной.
Реадовский парк… Сколько было у детей разговоров о предстоящей экскурсии в этот парк. Они готовили цветы, чтобы возложить у подножия памятника, договаривались одеться понаряднее, волновались. Наконец, наступил долгожданный день. Серьёзные, как бы повзрослевшие ребята несут цветы, стараясь их не помять.
…Курган Бессмертия. Гитлеровцы расстреляли в этом месте 3,5 тысячи людей. На памятнике изображен трагический момент – эпизод казни пат-риотов. Горит Вечный огонь. Через каждый час – днем и ночью звучит тра-урная музыка. Идём с детьми дальше. Скульптура «Скорбящей матери». «Народ будет вечно помнить вашу преданность Советской Родине» – гласит надпись на камне. Помнят об этом и все матери, казнённых здесь людей. У подножия всегда живые цветы. Убелённые сединами ветераны приходят вспомнить тяжкие годы войны, а взрослые и дети – почтить память минутой молчания и возложить цветы. Отдать дань уважения тем, кто отдал свою жизнь за нашу счастливую жизнь.