Виктория Варина
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака»: задачи, этапы реализации, план мероприятий
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины.
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.
Публикация «Проект „Знакомство с творчеством С, Я, Маршака“: задачи, этапы реализации, план мероприятий» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Планирование. Планы работ
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.
Культура - это то, что «делает людей народами».
Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту родной природы, начинается чувство Родины.
Исходя из этого, работа по формированию познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака, детей среднего дошкольного возраста включает в себя целый комплекс задач :
- знакомство детей с биографией Самуила Яковлевича Маршака;
- знакомство детей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака;
- укрепление детско-родительских отношений;
- укрепление физического здоровья, необходимости здорового образа жизни;
- продолжение деятельности «Чтение с мамой».
Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В этой связи успешность ознакомления детей 4-5 лет с произведениями Самуила Яковлевича Маршака станет успешным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы. Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Паспорт проекта
Вид проекта : творчески-информационный
Продолжительность проекта : долгосрочный
Образовательная область: познавательно-речевое развитие дошкольников
Цель проекта :
Формирование у детей познавательного интереса к творчеству Самуила Яковлевича Маршака
Задачи проекта :
- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака :
• - «Багаж»
• - «Сказка о глупом мышонке»
• - «Сказка об умном мышонке»
• - «Где обедал воробей?»
• - «Вот какой рассеянный»
• - «Радуга-дуга»
• - «Ванька-встанька»
• - «Круглый год»
• - «Детки в клетке»
• - «Мяч»
• - «Веселый счет»
• - загадки
- Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
– Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
– Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
– Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
– - Обогатить двигательный опыт детей, способствовать их физическому развитию.
- Учить детей при заучивании стихов наизусть, соотносить текст стихотворения с картинкой. Развивать образную память.
- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей. Обогащать активный словарь детей.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Участники проекта :
- дети средней группы «Лучик»
- родители воспитанников
- воспитатели: Якимец В. В.
Прогнозируемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
• Библиотека произведений С. Я. Маршака.
• Подбор фонотеки, видеотеки произведений
• Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака
• Создание развивающих игр
• Театрализованные игры
2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
• выбор темы проекта;
• постановка целей, задач;
• подбор методической литературы,
• подбор наглядного материала, художественной литературы, мультипликационной продукции, музыкального сопровождения, реквизита.
Основной этап
• рассказ воспитателя о Маршаке,
• просмотр мультипликационного фильма «Кошкин дом» («Союзмультфильм» 1958г., "12 месяцев», «желтый аист», «Сказка о глупом мышонке»
• проведение занятий по чтению художественной литературы по произведений Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке». «Багаж».
• оформление книжного уголка,
• подготовка показа театральной постановки «Сказка о глупом мышонке»,
• инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»
• повторное чтение сказок дома,
• изготовление поделок по сказке «Кошкин дом»,
• рисование полюбившихся героев,
• оформление выставки детских работ,
• оформление коллективной стен-газеты по сказкам С. Я. Маршака,
Заключительный этап
• показ спектакля «Сказка о глупом мышонке»
• анализ результатов проекта
• отчет (мультимедийная презентация проекта)
Формы детской деятельности по проекту
Познавательное развитие
• Игровые ситуации по формированию элементарных математических представлений
• Игровые ситуации по формированию элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»
• Беседы по ознакомлению с детскими годами Самуила Яковлевича Маршака
• Игровые ситуации по формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»
• Итоговое занятие по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака
• Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака
Речевое развитие
• Разучивание и драматизация стихотворений из произведения «Где обедал воробей», «Мяч», «вот какой рассеянный».
• Театрализация по формированию грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке».
Художественно-эстетическое развитие
• Рисование по произведению – групповая работа «Где обедал воробей?» по нетрадиционной методике Светланы Викторовны. Погодиной
• Рисование – групповая работа «Радуга»,«Цветные страницы»
• Лепка – коллективная работа «Кошкин дом»
• Аппликация по стихотворению «Вагон»
• Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»,«Сказка о глупом мышонке» и др.
• Постановка театрального представления «Сказка о глупом мышонке»
Физическое развитие
• Игровые ситуации и дидактические игры по воспитанию опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
• Игровые ситуации по воспитанию потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»
Социально-коммуникативное развитие
• Д/и «Где обедал воробей?»
• Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
• Показ театрального представления «Сказка о глупом мышонке»
• Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»
• Игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
• Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
• Игровые ситуации по воспитанию правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте
• Игровые ситуации по развитию умения распределять роли в театрализованной игре «Вокзал»
• Картотеки и подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»
• Изготовление поделок и рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми
• Заучивание стихотворений С. Я. Маршака
План мероприятия проекта
№ Содержание работы Сроки результаты
1. Подготовительный этап
1 – «Методика организации детского чтения»
– «Жизнь и творчество С. Я. Маршака»;
– подбор детской художественной литературы писателя. Подборка информации (биографии и творчества) С. Я. Маршака;
создание картотеки произведений.
2 Работа с детьми:
– подбор детских книг С. Я. Маршака для смены в книжном уголке.
аннотация произведений.
3 Работа с родителями:
– консультация «Произведения С. Я. Маршака в вашем доме» информационный стенд (список литературы по возрасту).
4 Подготовка конспектов занятия Конспект, материалы
5 Подготовка материала к постановке театрального представления «Сказка о глупом мышонке» Заготовка шаблонов животных, подготовка нужного материала.
6 Подготовка развивающих игр «Где обедал воробей?» Картинки-схемы
II. Основной этап – организационно - практический
7 Работа с детьми:
– чтение произведений писателя;
– рассматривание иллюстраций;
– проведение литературных викторин;
– рисунки детей по стихотворению «Радуга»;
- рисунки детей по стихотворению «Цветные страницы»;
- заучивание стихов «Где обедал воробей?», «Мяч»
– Показ театральной постановки «Сказка о глупом мышонке»
-просмотр мультипликационных фильмов
-изготовление поделок по сказке «Кошкин дом» оформление выставки «Любимые герои из произведений С. Я. Маршака»;
театрализованное представление;
конспект развлечения;
тексты стихотворений с рисунками
фильмы
8 оформление коллективной стен-газеты по сказкам С. Я. Маршака, Создание фото отчета
III. Итоговый этап
9 Работа с детьми:
– рисунки детей;
– проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака.
-Показ сказки о глупом мышонке выставка «Юные художники-иллюстраторы»;
конспект викторины
10 Работа с родителями:
- работы любимых героев произведений С. Я. Маршака;
-Показ сказки «Глупый маленький мышонок» и сказка «Детки в клетке» Выставка работ, создание фото отчета.
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».
Очень весело прошел у нас физкультурный досуг с подвижными играми“Рассказ о неизвестном герое”; “Пожар”; “Кошкин дом”; “Жил на свете слоненок”.На досуг мы пригласили детей параллельной старшей группы. Было очень интересно. Почти со всеми играми дети справились, единственное затруднение вызвала подвижная народная игра «Уголки» : дети не были знакомы с этой игройи не вполне поняли правила, но немного изменив и упростив правила по ходу игры, игра получилась интересной и задорной.
Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети из больших строительных блоков создавали здание вокзала, потом в ход пошли стулья, мягкий конструктор. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».
А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».
Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.
Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась книга.
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу.
Кульминацией проекта стала инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный». Дети с удовольствием в театрализованной постановке. Все выучили свои слова и слова общего проговаривания, декорации и костюмы для инсценировки готовили совместно с родителями. Это шуточное стихотворение дети выбрали сами, т. к. в этой инсценировке могут участвовать все дети группы, стихи выучили быстро и часто дети самостоятельно разыгрывали отдельные сцены стихотворения.
Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Перспективы дальнейшей работы
Цель:
- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Задачи :
- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями
- укрепление детско-родительских отношений
- продолжение деятельности «Чтение с мамой»
– в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
Список литературы:
1. Маршак С. Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М. :
Художественная литература, 1968. - С. 5-15.
2. Владимирова Л. А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 9. - С. 4 - 8.
3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.
4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые : [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С. Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.
5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.
7. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.
8. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.
10. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.
11. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.
13. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С. Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.
14. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомство дошкольников с литературой: конспекты занятий. – М: ТЦ Сфера, 2007.
15. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2004.
16. Гриценко З. А. пришли мне чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с методическими рекомендациями). – М: Просвещение,2003.
17. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. Практическое пособие для воспитатетлей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С. ,2009.
18. Аджи А. В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сда. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение граммоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С. ,2009.
19. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – М: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
20. Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие общительности. Преодоление застенчивости. Снятие агрессии/И. А. Ермакова. – СПб., 2006.