Ольга Чумак
Проект «Знатоки природы». Эколого-природоведческая деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37»
ПРОЕКТ
«Знатоки природы»
Старшая группа
Направление педагогического проекта
«Эколого – природоведческая
деятельность в детском саду
через проектную деятельность»
Разработала: Чумак
Ольга Александровна
Воспитатель.
Березники 2017г.
Тип проекта: практико-ориентированный, коллективный, творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный – с 31 октября по 2 декабря 2016 года.
Публикация «Проект „Знатоки природы“, Эколого-природоведческая деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники: педагоги, дети, родители.
Целевая группа: дети группы №7 .
Основания для разработки. Проблема.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; инновационные формы и методы работы.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.
Актуальность:
К сожалению, в современном мире родители мало общаются с детьми, гуляют с ними, разговаривают о природе, животных, птицах. Очень много времени дети проводят за компьютерами, планшетами и другими современными гаджетами. В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми было выявлено, что у детей недостаточно развиты знания о птицах, животных и растениях родного края. Часто дети путают перелётных и зимующих птиц, диких и домашних животных. У многих детей не сформировано чувство заботы и сострадания. Тем не менее, эта тема заинтересовала детей, они захотели узнать больше нового о флоре и фауне Пермского края. Данная тема благодатна для: воспитания гуманно-ценностного отношения к природе.
Цель: Создать условия для углубления знании детей, развития познавательных действий и гуманно – ценностного отношения к природе в процессе реализации проекта «Интересный мир природы».
Задачи:
1. Обучающие:
• Назвать основные виды растений, животных и птиц родного края: название, части тела, питание;
• описать особенности внешнего вида и поведения птиц и животных;
• формировать навыки исследовательской деятельности.
2. Развивающие:
• развивать логические умения: сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
• классифицировать птиц на зимующих и перелётных, животных на диких и домашних, на основе установления связи между характером корма и возможностью;
• анализировать влияние смены времен года на жизнь птиц, животных и растений.
3. Воспитательные:
• формировать бережное отношение к живому, умение соблюдать правила поведения в природе, желание помогать;
• развивать эмоциональную отзывчивость.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора о птицах, животных, об особенностях внешнего вида (части тела, повадках, приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
2. Развитие умения сравнивать птиц и животных по нескольким признакам, находя сходство и различие, умения составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицы.
3. Развитие умения моделировать из бумаги, из природного материала, новым способам и приёмам рисования.
4. Детям и родителям принять активное участие в создании дидактического материала, спортивных мероприятиях, пополнении предметно-развивающей среды.
Содержание проекта
Этапы проекта
Подготовительный
1. Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
2. Разработка календарно – тематического планирования.
3. Подбор и систематизация наглядного материала по теме проекта.
4. Подбор наглядных материалов: фото и видео – сюжетов, тематических картин и иллюстраций.
5. Подбор и изготовление дидактических игр по теме проекта, шитье костюмов.
6. Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта
7. Подготовка материала для организации продуктивной и познавательно – исследовательской деятельности
8. Приобщение родителей к совместной деятельности.
9. Пополнение предметно – развивающейся среды, уголка экспериментирования в группе.
Основной
1. Рисование и лепка, дидактические упражнения, пальчиковая гимнастика, изготовление способом оригами.
2. Прослушивание и чтение художественной литературы в соответствии с перспективным планом.
3. Проведения конкурса «Птичьи домики».
4. Экологическая акция «Сдай батарейку спаси ежика».
5. Экологическая акция «Собери макулатуру»
6. Использование игр в совместной деятельности:
7. Совместное решение тематических ребусов, разгадывание кроссвордов.
8. Наблюдение за птицами на прогулке, помощь птицам, исследование следов животных.
9. Сравнивание птиц по внешнему виду, месту обитания, особенностям жилища, питания.
10. Познакомить с заповедниками Пермского края и Красной книгой.
11. Знакомство с презентациями о перелётных птицах, о среде обитания диких животных;
12. Участие в викторинах, с использованием ИКТ.
13. Деловая игра «Что мы знаем о птицах и животных».
Заключительный
1. Проведения праздника – викторины «Мир природы».
2. Вечер загадок и отгадок.
3. Составление книжек – малышек.
4. Оформление результатов проекта «Богатый мир природы нашего края» в виде презентации.
5. Творческая лаборатория: выставка рисунков детей по теме.
Отчёт о реализации проекта:
Вначале проекта знания детей о природе Пермского края были поверхностными, абстрактными. В ходе подготовки и реализации проекта у детей появился интерес к животному миру Пермского края. Высокий уровень осознанности полученных детьми знаний и представлений свидетельствует об эффективности проведения систематической, планомерной работы с детьми и родителями по реализации задач проекта.
Особое внимание, я уделила проведению непосредственно – образовательной деятельности в интересной форме, использовала игровые упражнения, вечера загадок, викторину с использованием ИКТ.
Благодаря плановой работе знания и представления детей о природе Пермского края постепенно систематизировались, обогащались, развивался интерес к жизни наших меньших братьев. Меня очень радовало то, что в свободное время от игр ребята самостоятельно занимались в уголке творчества. Темы рисунков разнообразились. Теперь можно было увидеть не только нарисованные «тачки», «роботы», «войнушки». Ребята с большим увлечением ярко и образно отражали в своих работах впечатления, полученные в процессе общения с природой, например «скворечник на березе», «Медведь в берлоге»,
Особый интерес вызвала деловая игра «Что мы знаем о птицах и животных», где ребята использовали элементы пантомимики для изображения характерных повадок пернатых.
С родителями провели конкурс «Лучший скворечник для птиц». Вместе с родителями был организован праздник «День птиц». Выступления детей со стихами, песнями были яркими, показательными и наглядными. На отрицательном примере закреплялись правила поведения на природе, формировалось гуманное отношение ко всему живому.
Тематические занятия, занятия-беседы, игровые упражнения я проводила с использованием яркого наглядного материала. Разучивали стихи, организовывали выставки детских рисунков «Интересный мир природы».
Анализируя процесс реализации проекта, следует отметить, что каждое из предложенных в нем мероприятий было в значительной степени информативным и интересным для детей. Родители проявляли инициативу, с одобрением относились к проводимым мероприятиям, прониклись важностью задач проекта.
Таким образом:
- у дошкольников расширился кругозор о птицах и животных, дети научились отличать перелётных птиц от зимующих, домашних животных от диких.
- развивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациям.
- у детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки,
- пополнился активный словарь детей.
Конспект викторины
«Знатоки природы»
(для детей старшей группы с использованием ИКТ технологий)
Разработала: Чумак
Ольга Александровна
Воспитатель.
Цель: расширить знания детей о животных, птицах и растений, воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
Задачи:
1. Расширить знания детей о природе и его обитателях;
2. Закреплять знания и представления детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях животных;
3. Узнавать и называть птиц, животных, насекомых по их изображению и по звукам
4. Закреплять понятия о классификации животного мира;
5. Закреплять понятие живая и неживая природа;
6. Активировать внимание и память детей развивать, быстроту реакции, сообразительность логическое мышление;
7. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ; умение делать выводы, решать проблемные задачи;
8. Прививать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе.
Предшествующая работа:
Беседы о природе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы, изучение примет разных времен года.
Методы и приемы: словесные: беседа, чтение художественной литературы, вопросы, уточнения; практический: моделирование, слушание музыки; наглядный: просмотр видеозаписей, игровые приемы.
Оборудование: запись голосов птиц, рева животных, презентация, мультимедиапроектор, фишки, грамоты для награждения победителей. пазлы, карточки с красным и зеленым кругом, наглядно-дидактическое пособие: «Мир в картинках: «Зимующие и перелетные птицы», «Дикие животные Пермского края, призы.
Ход викторины
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проводим викторину «Знатоки природы». За каждый правильный ответ вы будите получать карточку с изображением птиц или зверей (показывает: вот такую). В конце викторины мы увидим результат. Итак, мы отправляемся в путешествие.
Ребенок читает стихотворение:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)
1 остановка в нашем путешествии - «Деревья – наши друзья»
Воспитатель: Проверить ваши знания, ребята, нам помогут вопросы викторины:
Вопросы викторины:
— Как вы понимаете, что такое лес?
— Какие деревья растут в наших лесах?
— Зачем люди ходят в лес?
— Как надо относиться к лесным обитателям?
— Почему нельзя в лесу шуметь?
— Сок какого дерева очень полезен людям?
— Какую пользу приносит лес людям?
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год (Елка)
Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья-звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен)
То ли с крыши, то ли с неба –
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега
Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка
Сыплет будто из мешка? (Тополь)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зелёной.
Погляди, среди ветвей
Сколько спеет желудей. (Дуб)
Надела к осени оранжевые бусы
С немного горьким, но приятным вкусом.
Зимою ими сможет насладиться,
Снегирь, пичуга, сойка и синица. (Рябина)
Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру.
«Четвёртый лишний».
Найти лишнее слово и объяснить:
• Волк, лиса, собака, заяц.
• Корова, медведь, коза, лошадь.
• Сосна, берёза, лиса, ель.
• Воробей, синица, комар, грач.
• Ласточка, кукушка, тополь, снегирь.
2остановка - «В гостях у птиц»
Воспитатель: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)
Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение. Отгадайте, какая птица поёт, за правильный ответ – 1 очко:
«Угадай, чей голосок?»
Назвать птицу и сказать зимующая или перелётная.
• Кар-кар (ворона, зим.)
• Чик-чирик (воробей, зим.)
• Крра-крра (грач, пер.)
• Ку-ку (кукушка, пер.)
• Синь-синь (синица, зим.)
• Га-га (гусь, пер.)
Вопросы викторины:
— Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).
— Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)
— Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)
— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Спереди шильце, сзади – вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу - белое полотенце. (Ласточка)
Всё вертится, суетится,
Её на месте не сидится
Это бойкая (Синица)
Угадайте, что за птица,
Света яркого боится,
Клюв – крючком, глаза - пятачком
Ушастая голова, это (Сова)
Физкультминутка.
Лебеди летят, крыльями машут.
Нагнулись над водой, кивают головой.
Важно и гордо умеют держаться.
Плавно, бесшумно на воду садятся.
Воспитатель: Ребята, вы - молодцы, узнали птиц по голосу, за правильные ответы полученные очки, собираем их в корзинку и отправимся дальше.
3остановка - «Звериное царство»
Воспитатель: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:
Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка.
Лапки ты свои поджал.
От лисички убежал? (Заяц)
На спине его иголки,
Удивительно как колки,
Их руками не возьмёшь,
Потому что это( Ёж)
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролёт
Сниться мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь,
Кто же я, скажи?. (Медведь)
У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (Лиса)
Стройный, быстрый, рога ветвисты
Пасётся весь день, кто это?. (Олень)
Разбойник он серый, нет ему веры.
Всё клыками щёлк, кто же это?. (Волк)
Юркий, маленький зверёк,
По деревьям прыг да скок (Белка)
Вопросы викторины:
— Как заяц готовится к зиме?
— Где живёт белка?
— У какого дикого животного есть рога и копыта?
— Что такое «Красная книга»?
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Кто, кем был?»
Игра с мячом «Кто, кем был?»
(Вспоминают детенышей животных) .
Лиса – лисенком, волк – волчонком, медведь- медвежонком, белка – бельчонком, еж- ежонком, собака – щенком, тигр – тигренком, мышь- мышонком, корова – жеребенком и т. д…
4 остановка - «Что нельзя делать в лесу?»
Воспитатель: Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете?
«Соблюдайте правила!»
Чтобы не навредить лесным жителям, нужно соблюдать правила поведения в лесу. Выберите карточку и расскажите правило.
Мы сегодня говорили о пользе леса, о его обитателях, о том, что лес- наше богатство, его надо беречь.
Ребенок читает стихотворение «Лесные правила».
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки-
Убегут с лесной опушки.
Ветки тоже не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять…
В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают.
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе, и теперь настало время подвести итоги. (Подсчет очков). Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты).
Ребенок:
Бесценна российского леса краса,
Зелёное золото наши леса.
Богатство лесов охраняй, карауль,
Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. (В. Берестов)