МААМ-картинки

Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста

Анжела Давыдова
Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста

Актуальность поддержки детской инициативы

В нашем обществе в целом и в системе воспитания в частности, к сожалению, сложилась установка, когда на словах декларируется важность, значимость развития инициативности личности, а на деле – акцент делается на формирование исполнительности.

В итоге это приводит с возрастом к нежеланию молодых людей возлагать на себя ответственность, несамостоятельность, боязнь проявить инициативу, особенно в учёбе, а затем и в профессиональной деятельности, общественной работе и т. п.

Публикация «Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В силу указанного понятно, что проблема формирования детской инициативности является крайне актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

На основе наблюдений за поведением детей можно выделить два типа инициатив: Инициативы, связанные с организацией деятельности; Инициативы связанные с исполнением.

I. Инициативы, связанные с организацией игровой деятельности:

Инициативы-предложения

Инициативы-примеры

Инициативы-поддержки

Инициативы-распределения поручений

Инициативы-доверия

Инициативы - предложения:

«Давайте играть в …», «Давайте займёмся …», «Давайте сделаем …».

Оценивая такие инициативы важно проанализировать их ценность с точки зрения социальной значимости общественной задачи, которая ставится, а также с позиций аргументированности, свидетельствующей о степени сознательности в процессе выдвижения инициативы.

Например: На участке детского сада гуляют дети старшего дошкольного возраста. Поиграв в подвижные игры, побегав, они собрались все около веранды и решили построить там «дом», но просто «дом» было строить не интересно, и тут Паша предложил: «Давайте играть в «школу»!». Инициативу подхватили с воодушевлением. Принесли дощечки, положили под них кубики, устроили парты. Девочки принесли карандаши, бумагу, попросили взрослых сходить в группу за книгами. Настя предложила: «У меня есть старенький букварь, я завтра принесу его, и мы продолжим играть»…

Инициативы - примеры:

Ребёнок дошкольник не выдвигает инициативу вербально, однако, самостоятельно включаясь в ту или иную деятельность, вовлекает в неё других детей.

Например: Наша группа вышла на прогулку зимой. Выпало много снега, поэтому около веранды почти не было свободного места. Максим вышел на прогулку с лопаткой. Увидев, что около веранды на дорожках много снега, он начал разгребать его. Деятельность мальчика привлекла внимание сверстников. Я посоветовала детям сходить в группу и принести лопатки. Работа закипела…

Демид предложил: «Давайте построим из этого снега крепость для игры».

Так в результате слияния двух подтипов инициатив образовалась игровая деятельность.

Инициативы – поддержки:

Зачастую, одного предложения недостаточно, чтобы развернулась деятельность. Нужно, чтобы данное предложение поддержали другие. Ценность такой инициативы ниже,чем инициативы-предложения, т. к. снижается степень самостоятельности, но способность поддерживать инициативу других – важное качество, которое следует воспитывать. Нередко хорошие инициативы не находят своего воплощения потому, что не были вовремя поддержаны. Это касается не только детей, но и взрослых.

Например: После прогулки зимой дети подходят к зданию детского сада. «Стойте, – говорит Вероника, - мы же все в снегу!». Девочки останавливаются, а мальчики стараются проскочить. «В очередь становитесь, - поддерживает Веронику Паша, - на крыльцо не заходить!

Я сейчас, помощник воспитателя. Кто будем за вами снег убирать? Подождите, я быстро!» Через несколько минут возвращается с веником…

Инициативы – распределения поручений:

Например: в сюжетно-ролевой игре «Авторемонтная мастерская».

…Дети распределяют роли в игре: «У Данила папа работает в авторемонтной мастерской, пусть Данил будет начальником мастерской, Рома и Артём будут слесарями, Демид будет доставлять машины…».

Инициативы – доверия:

Когда дети выбирают одного из членов группы, чтобы он мог проявлять инициативу, связанную с организацией деятельности.

Например: …Дети распределяют роли в игре в «Школу»: «Кого же выбрать учителем?» – спрашивает Алина. «Давайте выберем Настю, - предлагают дети, - она хорошо читает и интересно рассказывает. С предложением согласились. Игра началась…

II. Инициативы, связанные с исполнением

Познавательные вопросы детей

Инициатива, выдвигаемая в ходе осуществлений деятельности с целью её улучшения

Инициатива-предложение себя в качестве исполнителя

Познавательные вопросы детей:

В разнообразной игровой деятельности следует поддерживать вопросы, направленные на получение новой информации и её уточнение.

Инициатива, выдвигаемая в ходе осуществлений игровой деятельности с целью её улучшения:

Например: …Саша берёт краску на кисть и проводит жирную линию. «Не так Саша рисуешь,- говорит Максим,-нужно легонько, и краску размыть». Показывает. Саша пробует вновь, но эффект тот же. «Давай вместе»,- предлагает Максим. Набирает краску и, поддерживая руку Саши, контролирует процесс нанесения краски.

Саша, преисполненный благодарности с удовольствием рисует самостоятельно…

Инициатива- предложение себя в качестве исполнителя:

«Я буду!», «Я хочу!», «Я справлюсь!»

Если ребёнок предлагает себя в качестве исполнителя, воспитателю

следует добиваться осознанности и аргументированности такого

предложения.

Главные задачи в проектировании игровой деятельности и инициативы детей дошкольников:

обеспечить возможность для осуществления детьми свободного выбора;

сделать игровую деятельность привлекательной для ребёнка (предметно- развивающая среда);

построить взаимодействия между детьми в игре на основе создания проблемных ситуаций;

создать сотрудничество и применение косвенных требований.

Воспитатель как профессионал должен четко знать теоретические основы методики проведения игры, он как организатор, партнер, направляет детскую игру в нужном направлении, развивая и поддерживая детскую инициативу.

Методы и приемы для проектирования игровой деятельности и развития инициативы.

целевой подбор игрового материала и его систематическое обновление; использование предметов заместителей и т. д. ;

участие педагога в играх в главных ролях;

участие педагога в играх во второстепенных ролях;

чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним, просмотр мультфильмов по мотивам произведений;

создание и решение проблемных ситуаций, их разыгрывание.

беседы о том, как играли дети раньше и как можно играть сегодня.

Индивидуальные особенности воспитанников

У застенчивых детей выявляю положительные качества и создаю условия для позитивного изменения заниженной самооценки

Неуверенным в себе детям поручаю интересные, несложные роли, которые не требуют организаторских способностей

Использую похвалу

Отказ от наказаний легковозбудимых детей, часто конфликтующих с товарищами

Малоактивным детям поручаю главные роли, активизируя их деятельность

Чтобы быть успешным в будущем, ребенку нужно помочь развить способность личности к проявлению инициатив.

Публикации по теме:

Технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Дошкольник – это прежде всего деятель, Стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счёт возникающих разнообразных инициатив.

Технологии поддержки и развития детской инициативы .В своей профессиональной деятельности использую технологии, способствующие поддержке детской инициативы и самостоятельности: организую.

Из опыта работы «Создание условий для поддержки детской инициативы» Презентация опыта работы на тему: «Создание условий для поддержки детской инициативы». Основным принципом дошкольного образования согласно.

Консультация для педагогов «Способы поддержки детской инициативы в познавательно-исследовательской деятельности» Слайд №2 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы» Мастер-класс для педагогов «Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов.

Проект на тему «Способы поддержки инициативы и самостоятельности детей» «Способы поддержки инициативы и самостоятельности детей» Выполнила: воспитатель высшей категории Анастасия Николаевна Цайтлер.

Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста Тема: Проектирование программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Формирование социальной компетентности.

Семинар для педагогов «Поддержка инициативы детей дошкольного возраста» Старший воспитатель Сафина Ольга Геннадьевна ЧДОУ "Детский сад №124 ОАО "РЖД" г. Екатеринбург Семинар для педагогов Поддержка детской инициативы.

Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности дошкольнико в разных видах деятельности Дойкова Прасковья Афанасьевна Ерошенко Наталья Юрьевна воспитатель МБДОУ №11 г. КанскСоздание условий для поддержки инициативы и самостоятельности.

Способы и направления поддержки детской инициативы Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование игровой деятельности для поддержки и инициативы детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 июля 2018 в 14:26
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД