Светлана Иванова
Проектирование работы по трудовому воспитанию с использованием технологии М. Крулехт «Самоделкино» на старший дошкольный возр
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование работы по трудовому воспитанию с использованием технологии М. Крулехт «Самоделкино» на старший дошкольный возраст
Исполнители :
Иванова С. А.
должность:
воспитатель
г. Каменск-Уральский
Пояснительная записка
Публикация «Проектирование работы по трудовому воспитанию с использованием технологии М, Крулехт „Самоделкино“ на старший дошкольный возр» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Дошкольный период жизни важнейший в поло-ролевой социализации детей. В дошкольные годы ребенок приобретает представление о содержании типичного поведения, а к старшему дошкольному возрасту обретает поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации.
Одной из главных задач трудового воспитания в детском саду является формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. При правильной организации трудового воспитания в дошкольном учреждении могут быть достигнуты успехи в формировании у них интереса к труду, положительного отношения к нему, желание принимать в нем участие, а так же формировании навыков, умений, необходимых для различных видов трудовой деятельности. И решить эти задачи нам помогла технология М. В. Крулехт «Самоделкино». Изучив педагогическую технологию М. В. Крулехт «Самоделкино», и составив план деятельности на старшей и подгото-вительной группах, решили внедрить эту технологию в досуговую деятельность.
Досуг-вид деятельности, где интегрируются отдых, развлечения, праздник, самообразование, труд, творчество (А. В. Даринский). Многие исследователи и педагоги отмечают особый интерес мальчиков старшего дошкольного возраста к конструированию из разных материалов, которым они охотно занимаются в свободное время.
1. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей складываются представления об обобщенных способах построения деятельности, аналогичных тем, которые наблюдаются в детском сочинительстве.
2. Конструирование формирует универсальную способность к твор-честву, построению новых ценностей различного типа конструкций, поделок, что особо важно, так как сущностной характеристикой детского досуга является именно творческое поведение детей в свобо-дной для выбора занятий и степени активности в пространственно временной среде.
Для мальчиков характерно стремление к приключениям, тайнам, мужским секретам, а технология руководства досуговой деятельности из «бросового» материала позволяет в полной мере развивать и расширять их поло-ролевые познавательные интересы.
Для девочек мы взяли бисероплетение - кольца, браслеты, бусы, пришивание пуговиц, работа с иглой, вышивание швом «вперед иголкой», конструирование моделей платьев для бумажных кукол, изготовление мебели для кукол, работу с природным материалом.
Цель технологии : формирование основ разумного использования материальных ресурсов «культура утилизации отходов» через освоение ребенком позиции субъекта в конструировании из «бросового» материала в содержательной досуговой деятельности, объединяющей отдых, игру, самообразование, творчество.
Задачи
1. Развивать диалогическую и монологическую речь детей.
2. Совершенствовать умение конструировать по простейшим чертежам и наглядным схемам, формировать обобщенные способы конструирования из «бросового» материала, комбинаторные способности, пространственное мышление, умение видеть в «бросовом» материале новую конструкцию посредством мысленного отсечения лишнего и добавления новых деталей. Усложнением является то, что последующей деятельности детей мы стали брать картинки с готовой поделкой, где нет схемы изготовления самой поделки, но прорисованы этапы. Ребенок должен сам догадаться и рассказать что и с использованием, какого материала он будет делать. Этапы выполнения действий, что-то он может заменить на другой материал или придумать добавочно что-то свое.
3. Содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам детского конструирования.
4. Придумывание новых поделок, игрушек без картин.
Реализация данной технологии интегрируется с другими областями, где решаются такие задачи, как:
1. формирование активных форм общения с другими людьми (взрослыми и детьми) в процессе трудовой деятельности (задавать вопросы, давать пояснительные, содержательные ответы и т. д.) (Коммуникация, Социализация);
2. поощрять желание работать в коллективе (Коммуникация,Социализа-ция);
3. обеспечить осознанное и самостоятельное выполнение процессов самообслуживания, самостоятельный контроль качества результата, умение при необходимости исправлять его, отбирать более эффективные способы действий (адекватно своим особенностям, оказывать помощь другому, в том числе обучающую (Социализация, Коммуникация);
4. учить справедливо, организовывать коллективный труд (с учетом цели, содержания труда, тендерных и индивидуальных особенностей участников) (Коммуникация, Социализация);
5. обеспечить освоение некоторых видов ручного труда в соответствии с тендерными и индивидуальными потребностями и возможностями ребенка;
6. в хозяйственно-бытовом труде самостоятельно и качественно выполнять разные его виды, уметь самостоятельно планировать основные этапы своей и общей (коллективной) работы, уметь договариваться, распределять обязанности, контролировать себя и других детей в контексте общей цели, возникающих сложностей, половых и индивидуальных особенностей каждого (Социализация, Коммуникация, ФК);
7. формировать знания и представления о соблюдении правил безопасности в соответствии со спецификой разнообразных видов трудовой деятельности (Безопасность);
По формированию представлений о труде взрослых :
8. расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории, в том числе о современных профессиях, существующих в мире (менеджер, модельер, оператор, банковский служащий и т. д.) (Познание, Социализация);
9. продолжать учить бережно относиться к результатам труда, осознанно соотносить свои желания в приобретении вещей и игрушек с возможностями семьи (Социализация);
По воспитанию ценностного отношения к собственному труду :
10. поддерживать отношение ребенка к собственному труду, его результату, труду других и его результатам как к ценности, стимулировать желание трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых (Социализация);
11. научить вычленять и осознавать труд как особую деятельность, составляющую основу жизни человека (Социализация);
12. формировать положительное отношение к трудовым подвигам, поступкам, трудовой деятельности героев художественной литературы (Чтение).
Литература:
Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада» «Воронеж», 2007
Гульянц Э. К. «Что можно сделать из природного материала.» Москва Просвещение, 1994
Крулехт М. В. «Самодеокино» Санкт- Петербург, «Детство-Пресс», 2004
Маслова Н. В. «Лепим из слоёного текста»
Таран Р. Ф. «Лоскутное одеяло», Сталкер, 2007
Уолтер Х. «Узоры из бумажных лент» ,Ниола – Пресс.