Получи документы

Проектная деятельность «Буду природе другом»

Наталья Колягина
Проектная деятельность «Буду природе другом»

Тема проекта : «Буду природе другом».

Актуальность и педагогическая целесообразность проекта.

«Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле

её эксплуататора, а как её понимающий и

несущий нравственную ответственность за

сохранение и совершенствование в ней всего

живого и прекрасного»

А. Арсеньев

Публикация «Проектная деятельность „Буду природе другом“» размещена в разделах

Вопрос взаимоотношений человека и природой не потерял своей актуальности в наше время. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, последовавшие в результате интенсивной производственной деятельности и потребительского отношения человека и природы, угрожают здоровью и жизни людей в настоящем и будущем.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии достижения высокого уровня экологического воспитания человека, которое начинается в дошкольный период.

Идея приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний.

Логика природы доступна ребёнку. Ему легче обнаружить связи и отношения в мире природы, чем в других областях действительности. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею ещё до того, как произносит первые слова. Во время прогулок можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни. Малыш должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. В общении с родной природой воспитывается любовь к Родине, желание трудиться.

С раннего детства формируются убеждения человека, и мы должны в этом возрасте закладывать фундамент социальной убеждённости, а оно формируется и укрепляется в труде. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувства, прежде всего - как эстетическое чувство, т. к. природа является основой красоты, источником музыки, поэзии и живописи. Поэтому человек, по настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья. Таким образом, восхищение красотой природы, охрана её и рациональное природопользование - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания.

Важнейшим звеном экологического воспитания являются дошкольные учреждения, т. к. именно в детстве, особенно в дошкольном возрасте, человек близок к природе, и именно в этом возрасте велика роль воспитания и обучения.

Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы. Природа - среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческой потребности. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна.

Вышеизложенная проблема является наиболее актуальной для всей дошкольной педагогической системы.

Экологическое воспитание дошкольника является важнейшей частью его мировоззренческого и личностного развития.

Экологическое воспитание дошкольников означает формирование сознательного отношения к окружающей природной среде с целью сохранения и рационального использования природных ресурсов. Главной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в умении обращаться с ней. Формирование этой культуры длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в детском саду. Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы, как в детском саду, во время основной образовательной деятельности, так и во время дополнительной образовательной деятельности, с помощью кружков, по формированию у детей системы знаний, направленных на познание законов Природы и общества. При формировании у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.

Направленность и сроки реализации проекта

Данный проект является долгосрочный, он рассчитан на два года. Проект реализуется за счет углубления приоритетного направления, учетом с регионального компонента; носит познавательно-речевую направленность.

Проект реализуется в образовательной области «Познание». В процессе реализации программы происходит интеграция с такими образовательными областями как: безопасность, здоровье, художественное творчество, музыка, социализация, коммуникация, труд.

Цель и задачи проекта

Цель проекта : Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта :

Обучающие:

• Познакомить с происхождением и многообразием форм жизни, существенными признаками, потребностями, приспособленностью к среде.

• Знакомить с различиями живого и неживого; флорой и фауной края.

• Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы.

• Формировать готовность к активной природоохранной деятельности, т. е. обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основной программы, практической деятельности детей по изучению и охране окружающей среды.

Развивающие:

• Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм.

• Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

• Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитывающие:

• Воспитывать у детей понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к ней, формирование представления о человеке как части природы.

• Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

• Формировать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Возрастные особенности детей 5-6лет

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе : животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. Дети этого возраста любят наблюдать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. В этом возрасте совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными – память и внимание, появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнять содержание экологического воспитания.

Формы и режим образовательной деятельности :

Непосредственно образовательная деятельность по экологии (по подгруппам, фронтально, индивидуально);

- индивидуальная работа с ребенком;

- тематические мероприятия;

- дидактические игры;

- интегрированная деятельность.

Основой для разработки проекта по экологическому воспитанию стали:

- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). М. : Мозаика – Синтез, 2010г,

- «Мы» - Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – СПб: Детство - пресс, 2010.

- Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 2009.

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 29 мая 2013г., СанПиН 2.4.1.3049-13

Ожидаемые результаты

Во время экологического воспитания у детей развиваются такие интегративные качества как:

• Эмоционально - отзывчивый – воспитывать умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.

• Активный, любознательный – развивать желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (не бросать мусор на улице). Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребенок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе – воспитывать патриотизм, ребенок имеет представление об окружающем мире родного края. Знает животных и растения, занесенные в красную книгу Оренбургской области.

• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия – Воспитывать культуру поведения на экскурсии и в общественных местах, познакомить с правилам поведения при проведении эксперимента.

• Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Учить ребенка жить в гармонии с окружающим миром, учить детей вести здоровый образ жизни.

• Овладевший, необходимыми умениями и навыками. Формировать представление о мире природы, формировать навыки бережного отношения к природе. Формировать готовность к активной природоохранной деятельности, расширять экологические представления дошкольника.

Условия реализации проекта.

Создание в группе условий для становления экологической субкультуры детей: уголок природы, где происходит наблюдение и уход за комнатными растениями; оборудование для экспериментирования; живой уголок, где дети ведут наблюдение и уход за аквариумом; экологическая тропа на территории детского сада.

• Использование разнообразных видов детской деятельности;

• Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи, обеспечение участия семьи в жизни группы детского сада и дошкольного учреждения в целом.

Принципы проекта :

1. Непрерывности и преемственности содержания, в котором материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.

2. Интеграции содержания образовательных областей, которая позволит охватить не только конкретное содержание, но и целостную картину мира.

3. Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способах действия.

Участники проекта :

- дети

- воспитатели

- родители

Руководитель проекта : воспитатели Колягина Н. В.

План реализации проекта.

№ п/п Мероприятия Ответственный Сроки

1. Подготовительный этап (август – сентябрь)

1.1 Сбор методической, периодической художественной литературы по данной теме. Воспитатели группы, родители. Июнь-сентябрь.

1.2 Организация в группе познавательно – экологической среды. Воспитатели группы Июль- сентябрь.

1.3 Анкетирование родителей. Воспитатели группы Июнь – сентябрь.

1.4 Диагностика детей на начало проекта. Воспитатели группы Сентябрь.

1.5 Родительское собрание «Участвуем в проекте «Буду природе другом». Воспитатели группы Сентябрь.

2. Деятельный этап.

2. 1 Цикл занятий:

- «Путешествие в мир живой природы»

- «Каменный уголь и мел»

- «Что нас окружает»

- «Вода во круг нас».

- «Письмо дождевого червя». Воспитатель Октябрь- апрель.

2.2 Художественные выставки детей.

- «Лето»

- «Осень»

- «Зима»

- «Весна»

Воспитатели группы, родители. Сентябрь-май

2.3 Опытно- экспериментальная деятельность :

- «Как вода приходит в дом». «Определение возраста рыбы». «Чудесные свойства магнита». «Как увидеть воздух». Воспитатели группы, родители. В течение всего проекта.

2. 4 Организация сезонных выставок:

- «Дары осени».

- «Зима пришла».

- «Весенние переливы».

- «Здравствуй, Лето!». Воспитатели группы. В течение проекта.

2.5 Занятия с детьми по плану. Воспитатели группы. В течение всего проекта.

2. 6 Создание коллекций:

- семян;

- гербария;

- камней;

- почвы. Воспитатели группы, родители. Декабрь- апрель.

2.7 Чтение экологических сказок. Воспитатели, родители, дети группы. В течение всего проекта.

2. 8 Проведение дидактических игр: - «Найди дерево по семенам».

- «В Красной книге или нет?».

- «Хищник - добыча».

Воспитатели группы. В течение всего проекта.

2.9 Выпуск экологических плакатов. Воспитатели, родители, дети группы. Март.

3.0 Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях. Воспитатели группы. В течение всего проекта.

3. Заключительный этап (апрель - май).

3.1 Оформление выставки детских работ с природного материала. Воспитатели группы. Апрель.

3.2 Проведение КВН «Весна»,

КВН «Зима не лето - в шубу одета» Воспитатели группы. Апрель.

3.3 Выставка рисунков «У природы – нет плохой погоды…» Воспитатели группы, родители. Апрель.

Критерии отслеживания результативности:

1. Сформированные представления у детей об экологических объектах, их значимости в жизни человека.

2. Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.

3. Бережное отношение детей к природе.

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Авторская дидактическая игра экологической направленности «Будь природе другом!»Авторская дидактическая игра экологической направленности «Будь природе другом!» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня мне хочется представить Вашему вниманию дидактическую игру экологической.

Фотоотчет о проведении тематической недели «Будь природе другом» в старшей группеФотоотчет о проведении тематической недели «Будь природе другом» в старшей группе 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. В канун этого дня у нас в группе прошла тематическая неделя «Будь природе другом».

Конспект НОД «Природе будь другом»Конспект НОД «Природе будь другом» Цель. Расширить и углубить знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, воспитание бережного отношения ко всему живому.

Методическая разработка интегрированной деятельности по экологии в ДОУ в форме КВН «Будь природе другом» Экологический КВН "Будь природе другом" (для детей подготовительной к школе группы и их родителей) Автор : Постникова Людмила Владимировна.

Проектная деятельность «Широкая Масленица»Проектная деятельность «Широкая Масленица» Проектная деятельность на тему: «Широкая масленица». Тип проекта: творческий, информационно-познавательный. Продолжительность проекта:.

Проектная деятельность «Неделя потешек»Проектная деятельность «Неделя потешек» Проектная деятельность «Неделя потешек» Продолжительность: краткосрочный: 2 недели – с 16.04.18 г. по 27.04.18 г. Тип проекта: ролево-игровой,.

Проектная деятельность «Снег-снежок»Проектная деятельность «Снег-снежок» Зима, зима в окно стучится. И много снега намела. И будто к нам на землю мчится Эта прекрасная пора. Накрыла белой шапкой землю. Укутала.

Проектная деятельность в ДОУ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА В ДОУ (памятка для педагогов) Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Буду природе другом»
Опубликовано: 13 мая 2020 в 11:17
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД