Флюра Исламова
Проектная деятельность «Пожарная безопасность»
Цель проекта :
формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний и умений, необходимых для действий в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта :
1) Формировать умения реально оценивать возможную опасность;
2) Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;
Публикация «Проектная деятельность „Пожарная безопасность“» размещена в разделах
3) Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;
4) Способствовать овладению приёмами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
5) Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте
Вид проекта : творческо-информационный
Продолжительность – долгосрочный
Участники проекта : дети старшей группы 26 детей, подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители.
Актуальность темы:
Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров, но самым важным является человеческий фактор. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят. Часто причиной пожара является детская шалость. Поэтому необходимо сформировать у ребёнка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
У детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу, особенно на фоне повышенной пожароопасности в нашем регионе.
Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Принципы реализации проекта :
- системность и последовательность;
- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей;
- включение в деятельность (правовую, познавательную, поисковую и другие виды);
- наглядность (использование иллюстративного материала);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);.
Ожидаемые результаты:
- повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
- формирование устойчивых навыков самосохранения, осознанного безопасного поведения;
- создание необходимых условий в ДОУ и группе по формированию у дошкольников целостного представления о пожаре и его последствиях;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
- активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта :
I этап - Организационно-подготовительный
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.
1) Обогащение предметно-развивающей среды: подборка дидактических игр, оформление уголка ППБ, подбор литературы, наглядного материала
2) Развлечение «Посвящение в пожарники»
3) Викторина по пожарной безопасности среди групп старшей и подготовительной
этап - Рефлексивно-диагностический
1) Агитбригада «Юные пожарные»
2) Защита макетов по пожарной безопасности
3) Целевая прогулка «Безопасный Новый год»
этап - Практический
Цель: реализация проблемы, формирование целостного представления детей о пожарной безопасности.
1) Показ сказки «Кошкин дом»
Формы реализации проекта :
Игровая деятельность
- Дидактические игры: «Огнеопасные предметы», «Если возник пожар», «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы», «Опасные соседи», «Доскажи словечко», - «Горит – не горит», «Что нужно пожарным?», «Что сообщить по телефону», «Какой бывает огонь?», «Опасно – не опасно», «Подбери определения к слову пожарный»
Сюжетно-ролевые игры:
- «Мы – пожарные!»
- «Позови на помощь»
- «Мы в лесу»
Подвижная игра
«Кто быстрее потушит пожар?»
Формы реализации проекта в продуктивной деятельности :
- Организация выставки детских рисунков «Огонь – друг. Огонь – враг!»;
- Конструирование «Пожарная часть»;
- Аппликация «Осторожно огонь»;
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности :
- «Почему огонь полезен и опасен?»;
- «Беседа о труде пожарных»;
- «Эти предметы таят опасность!»;
- «Спички детям не игрушка»;
- «Знает каждый гражданин, этот номер 01»;
- «Знакомство с огнетушителем».
Рассматривание картин, плакатов, иллюстраций.
Просмотр мультфильма:
- «Кошкин дом»
Формы реализации проекта на занятиях
1. Ознакомление с художественной литературой:
- Е. Пермяк «Как человек с огнём подружился»
- Л. Толстой «Пожарные собаки»
- Н. Белянина «На досуге» «От горячей спички»
- Б. Житков «Пожар» «Дым»
- Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»
- Б. Житков «Дым», «Пожар»
- С. Маршак «Пожар», «Дядя Степа», «Рассказ о неизвестном герое»
- К. Чуковский «Путаница»
- Г. Остер «Вредные советы»
- Е. Пермяк «Сказка о том, как огонь с человеком подружился»
- стихи О. Вациетис «Спички», «Новый год»
- стихи Е. Харинская «Спичка – невеличка», «Сережа»
- Литературная викторина «Загадки из спичечного коробка» по данной теме
2) Беседы
«Огонь – друг, огонь – враг»
«Отчего происходят пожары»
«Беседа о труде пожарных»
«О пользе огня в жизни человека»
«Электрические предметы в доме»
Беседа по плакатам «Пожарная безопасность»
3) Развитие речи
- Составление творческих рассказов;
- Загадки;
- Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»;
- Чтение пословиц на данную тему;
- Литературная викторина «Разрешается – запрещается»;
- Постановка кукольного театра «Кошкин дом».
Формы реализации проекта в исследовательской деятельности
- «Чем можно потушить огонь»
- «Что горит сильнее»
- «Пожары загрязняют воздух»
Формы реализации проекта посредством экскурсий, встреч
- Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарным уголком в ДОУ (знакомство с местом положения огнетушителей); к пожарному щиту с песком; к пожарным выходам
- Знакомство с системой оповещения. Эвакуационными путями. Учебная эвакуация.
Формы реализации проекта в досуговой деятельности
1) Музыкальное развлечение «Не шали с огнём»
2) Спортивные развлечения «Юные пожарные»»
3) Литературная викторина «Огонь-друг, огонь-враг»
4) Досуг «Что мы знаем об огне»
5) Сотрудничество с семьёй макеты своими руками
Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей. Повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Мероприятия, совместные с родителями:
1) Конкурс семейных работ на противопожарную тематику
2) Консультации:
• «Знакомим детей со службой 01»
• «Ребёнок один дома»
• «Откуда опасность»
• «Новогодние забавы»
• «Детям о труде пожарных»
• «Безопасность в нашем доме» Папки – передвижники:
• «Возможные причины возникновения пожара»
• «Средства пожаротушения в доме»
• «Пожарная безопасность»
этап – Заключительный
Результат проекта :
В ходе реализации проекта у детей
• Сформированы знания о правилах пожарной безопасности.
• Созданы необходимые условия в группе по формированию у дошкольников целостного представления о пожаре и его последствиях.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Список используемой литературы:
1) Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - Москва, Просвещение, 1992г.
2) Бардышева Т. Ю. Здравствуй, мальчик. – Издательский дом «Карапуз», 2004г.
3) Бурдина С. В. Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности. - Киров, 2004г.
4) Карисова Ж. М. Сценарии мероприятий по пожарной безопасности. - Издательский торговый дом Корифей, Волгоград, 2010г.
5) Маршак С. Я. Пожар. Рассказ о неизвестном герое. - Москва, Детская литература, 1989г.
6) Нуждина Т. Д. Энциклопедия для малышей. Чюдо- всюду. Мир людей. - Академия развития, 2000г.
7) Шорыгина Т. А. Основы безопасности. – Москва, 2006г.
8) Шпагин М. Что было до… - Москва, Детская литература, 1989г.