Светлана Потапова
Проектная деятельность в дошкольном образовании как средство формирования духовно-нравственного здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Особенностью проектной деятельности по формированию духовно – нравственного здоровья дошкольников является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка» города Мегиона в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет.
Публикация «Проектная деятельность в дошкольном образовании как средство формирования духовно-нравственного здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Диагностика показателей духовно-нравственного здоровья дошкольников осуществлялась путем сравнения поведения детей в двух планах их взаимоотношений: в ситуации рассказа (проявление познавательного аспекта) и в ситуации «выбора помощника» (проявление нравственных мотивов поведения).
Задачами начального этапа исследования явились:
• выяснение особенностей имеющихся у детей представлений о нравственных нормах в ходе различных форм взаимодействия;
• установление имеющегося уровня сформированности некоторых поступков нравственного поведения у дошкольников 4-5 лет.
Исходя из выше изложенного, на начальном этапе, с целью установления имеющихся личностных качеств, указывающих на зачатки показателей духовно-нравственного здоровья использовалась методика Е. О. Смирновой «Капитан корабля», позволившая определить мотивы нравственного выбора дошкольников.
Проводя данное исследование, мы не ставили целью провести социометрическое исследование, в большей степени нас интересовали те мотивы, которыми руководствуются дети, осуществляя свой выбор. Анализ высказывания детей показал. Тех, кого «хотели бы» взять с собой на корабль, сверстники характеризовали следующим образом : «добрый», «мой друг», «всегда играем вместе», «красивый», «никого не обижает».
Отвечая на вопрос воспитателя: «Кого не взял бы с собой в плавание?» раскрывался сверстниками через описание негативных форм поведения : «дерётся», «не даёт игрушки», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», и пр.
Кроме этого, с целью диагностики дети участвовали в экспериментальной ситуации нравственного содержания, состоявшей в опросе – беседе «Знание норм поведения», предложенной автором Г. А. Урунтаевой. В индивидуальной беседе каждому из детей было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с воспитателем выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши.
Анализ результатов первичной диагностики уровня сформированности культуры нравственного поведения детей в группе, как показателей духовно-нравственного здоровья показал, что следует сделать вывод лишь о зачаточных представлениях дошкольников о нормах правильного (нравственного) поведения. Для достижения цели исследования был разработан и реализован проект по формированию духовно – нравственного здоровья дошкольника «Сказочный путь к доброте».
Причиной, послужившей для выбора тематики проекта, стало то, что сказка является одним из эффективных средств развития духовно-нравственных качеств личности ребенка – дошкольника. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочного сюжета естественно и последовательно вытекают одно из другого. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в решении своих проблем. Сказка активно воздействует на чувства и разум ребенка – дошкольника, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Сказка помогает ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности, к поступкам людей, вызывает стремление подражать хорошему и противиться плохому, тем самым заложить в душе и сознании ребенка определенные моральные установки. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками помогает в формировании духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста, тем самым определив тему нашего проекта.
Вид проекта – творческий, срок реализации проектной деятельности составил 5 месяцев. Участники проектной деятельности : группа общеразвивающей направленности дети дошкольного возраста 4 - 5 лет, родители воспитанников. Ожидаемые результаты - демонстрация детьми личностных качеств, соответствующих показателям духовно-нравственного здоровья.
Работа над проектом «Сказочный путь к доброте» предполагала несколько этапов. На подготовительном этапе работы изучалась психолого-педагогическая литература по теме проекта. Осуществлялась подборка диагностического инструментария и мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей воспитанников. Был разработан план мероприятий по работе с детьми и родителями воспитанников.
На основном этапе в соответствии с поставленной целью и задачами, в группе была создана соответствующая развивающая образовательная среда. В Центре книги была организована выставка книг со сказками. Дети приносили свои любимые книги, делились своими впечатлениями о героях, характеризовали их. Смысл таких мероприятий в том, чтобы сплотить детей, подвести их к тому, чтобы дети почувствовали одобрение взрослых и, видя интерес сверстников, стали более решительными, доброжелательными.
В ходе работы со сказкой, использовались различные формы педагогического взаимодействия: рассказывание тематических (наполненных нравственным, поучительным содержанием) сказок, их пересказ, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса на лучшего знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Например, сказка «Зимовье» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ слушаться родителей, старших, будь добрым и смелым звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк». Трудолюбие и доброта в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», «Красная Шапочка «Золушка»). Честность, справедливость, мудрость восхваляется («Мужик и медведь», "Лиса и козел"). Осуждается жадность и поощряется щедрость «Два жадных медвежонка», смелость восхваляется «Тараканище», «Жихарка».
Подведение итога такой деятельности состояло в том, что дети приходили к следующим умозаключениям: «Нельзя обижать других», «Нужно вежливо разговаривать друг с другом», «Надо заботиться друг о друге», «Надо играть дружно, не ссориться», «Не хорошо жадничать».
Для усвоения вежливых форм общения проводились игровые задания: «Помоги зайчишке придумать вежливое слово», «Колобок» – детям предлагалось, перекатывать мяч друг другу, здороваться с колобком и говорить ему приятные слова. Например: «Ты красивый, ты мне нравишься», «ты миленький», «ты пухленький». Организуя игру «Назови ласково героев сказки теремок» формировали умение детей обращаться друг к другу ласково, вежливо и культурно. Игровое задание «Что хорошо – что плохо», также помогает детям понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
С целью формирования доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста была проведена организация игр – драматизаций по мотивам сказок. Игра – драматизация является хорошей школой морали в действии, своеобразной формой совместных переживаний детей, где они учатся подчинять свои желания и интересы общей цели. При подготовке инсценировки сказки «Заюшкина избушка» дети самостоятельно выбирали детей на роль героев сказки, совместно с детьми готовились костюмы и атрибуты к сказке, разучивались роли. При таком подходе даже небольшие по объёму сказки дают огромный воспитательный эффект. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делает еще более близкими и понятными проблемы персонажей сказки. На основе сказочных сюжетов дети учатся объективно оценивать поступки сказочных персонажей. И этот опыт ложиться в основу умения оценивать поступки сверстников и свои собственные.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Совместно с родителями пополняли уголок сказки играми: «Расскажи сказку», «Узнай сказку по песенке», «Собери картинку о сказке», различными видами театров: настольный, пальчиковые, бибабо; масками к сказкам, костюмами для создания театральных представлений. В свою очередь родители подготавливали костюмы для представлений, разучивали с детьми роли, выбирали сюжеты для рисунков, готовили детей к конкурсам рисунков.
Наряду с этим оказывалась помощь родителям по использованию сказок в семейном воспитании детей. Проводились консультации: «Все ли сказки хороши», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка». Оформлялся информационный стенд : «Сказка учит доброте», «Зачем читать детям книги», «Какие сказки читать детям на ночь», «Чему нас учит сказка». Родители совместно с детьми были привлечены к изготовлению книжки-самоделки своими руками. Были участниками родительского собрания на тему : «Сказка ложь, да в ней намёк…», праздника «День Доброты» и выставки рисунков «В гостях у сказки».
На заключительном этапе работы над нашим проектом был проведен праздничный музыкально – театрализованный концерт «В гостях у сказки «Теремок» и контрольная диагностика уровня сформированности культуры нравственных норм поведения, как показателей духовно-нравственного здоровья детей, которая производилась нами на основе тех же методик, критериев и показателей, что и при первичной диагностики.
В ходе проведения контрольного обследования нами были получены результаты, свидетельствующие об изменениях в формировании культуры нравственных норм, как показателей духовно – нравственного здоровья воспитанников данной группы. Следует отметить, что при повторном обследовании ответы детей приятно удивили: не было выявлено ни одного ребенка, который «оставался на берегу». Это связано с тем, что эти дети пополнили ряды «предпочитаемых». Из наблюдения следует, что дети изменились, стали более отзывчивы и заботливы. Результаты контрольного обследования показали, что при проведении целенаправленной, систематической и планомерной работы по реализации проекта «Сказочный путь к доброте» в МБДОУ «ДС КВ № 8 «Белоснежка», у детей формируются духовно-нравственные качества личности.