Ольга Панова
Проектная деятельность в подготовительной группе «Рисуем музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
1. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «РИСУЕМ МУЗЫКУ»
2. АВТОРЫ: Панова О. Н. – воспитатель подготовительной группы № 5 МАДОУ № 9 "Чебурашка", Перминова Н. В. - музыкальный руководитель МАДОУ № 9 "Чебурашка"
3. АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Проектная деятельность в подготовительной группе „Рисуем музыку“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни. Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно оно наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности. Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, мы разработали проект «Рисуем музыку».
4. ЦЕЛЬ: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию художественно-творческой деятельности.
5. ЗАДАЧИ:
1. Приобщать детей к культурному музыкальному наследию, прививать детям любовь к музыке, побуждать сопереживать их музыкальным образам, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
2. Побуждать детей выражать свои впечатления через художественно-творческую деятельность;
3. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству;
4. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию художественно-творческой деятельности;
5. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
6. ТИП ПРОЕКТА : долгосрочный, творческий.
7. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: с января 2016г. по май 2016 г.
8. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
- дети старшего дошкольного возраста (подготовительная группа №5,
- воспитатели – Панова О. Н., Хомутова Т. С. ,
- родители воспитанников подготовительной группы № 5,
- руководитель проекта : музыкальный руководитель – Перминова Н. В.
9. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА
Приступая к реализации проекта, мы учитывали следующие основные принципы:
• развивающего образования;
• сочетания научной обоснованности и практической применимости;
• соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
• обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
• обеспечение интеграции образовательных областей «Познавательно-речевая», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В соответствии с поставленной целью и задачами проекта, мы определили следующие основные этапы:
10. ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1-й Подготовительный (январь-февраль 2016г.) :
- изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;
- подбор необходимых материалов: репродукций (И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, С. Писахова, С. Борисова) и музыкальных произведений (П. И. Чайковского, А. Вивальди, Э. Грига, К. Сен-Санса);
- обновление уголков в группе : музыкального и по изобразительной деятельности;
- создание «мини-галереи» детских работ;
- заключение договора о сотрудничестве с музыкальной школой;
Данный проект предполагает :
- активное участие родителей;
- встречи с профессиональными музыкантами;
- совместное ДМШ № 1;
- совместное создание фонотеки, видеотеки, папки-копилки детских рисунков;
- участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);
- участие в конкурсах, выставках, мероприятиях на различном уровне;
- совместные встречи в музыкально-литературной гостиной «В мире прекрасного».
2-й этап Основной – практический (март – апрель 2016г.)
В ходе реализации проекта с детьми нами был разработан
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
Месяц Тема Совместная деятельность детей и педагогов
Музыкальный руководитель Воспитатель
Январь "Зимушка-зима» Слушание произведений: «Зима» - муз. П. И. Чайковского
Сл. А. Плещеева
2. Зима» - А. Вивальди (из цикла Времена года
3.«Декабрь»- муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)
4. «Буря мглою небо кроет…» Романс на стихи А. С. Пушкина.
5. «Зимушка пришла», «Тройка» - муз.
Г. Свиридова, Филиппенко,
Танец импровизация:
«Зимние Узоры» на муз. из балета «Щелкунчик»
Пение:
1.«Зимушка хрустальная» - муз. А. Филиппенко, сл. Н. Волгиной.
2. «Зимняя песенка» - муз. М. Красева, сл. С. Вышеславцевой.
3. «Снегири» - муз. Е. Зарицкой, сл. Л. Куклина. Просмотр видеозаписи с зарисовками зимних пейзажей, рисование на тему: «Зимушка зима»
Знакомство детей с творчеством
А. С. Пушкина: рассказ воспитателя о поэте, заучивание стихов, выставка детских книг и иллюстраций на тему зимы просмотр видеофильма "Дом-музей А. С. Пушкина"
Февраль "Забавы зимушки зимы" Слушание песен:
- «Тройка» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)
- «Зимнее утро» - муз. Чайковского «Детский альбом»
- «Шествие гномов» - Э. Грига.
- «Баба Яга»,
- П. И. Чайковского «Дет. альбом»
- «Камаринская» - П. Чайковский «Дет. альбом»
Пение:
«Спят деревья на опушке» муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой.
«Снегопад» - муз. В. Герчик, сл. З. Петрова.
«Голубые санки» муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой.
Танцевальная импровизация:
«Серебристые снежинки» на муз. Д. Шостаковича «Вальс- шутка». Рассматривание репродукции «Взятие снежного городка» - В. Сурикова и иллюстраций зимних забав, рисование «Зимние забавы».
Наблюдение и просмотр иллюстрации зимние забавы, просмотр фотографий, проведение бесед., разучивание стихотворения «Вот моя деревня», чтение загадок, пословиц.
Март "Пришла весна»" Слушание:
- «Весна» муз. Вивальди (из цикла «Времена года)
- «Март» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)
- «Весна и осень» - Г. Свиридова.
Пение:
- «Весенняя песенка» - муз. А. Филипенко, сл. Н. Найденовой.
«Веснянка» - укр. народная песня.
- «Весенняя капель» - Е. Тиличевой, сл. М. Долинова.
- «Вот уж зимушка проходит» - муз. Чайковского, сл. С. Клоковой.
Танцевальная импровизация:
«Вальс подснежников» на муз. «Вальс» Д. Кабалевского. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин «Голубая весна» В. Н. Бакшеева, К. Ф. Юона «Мартовское солнце», И. Левитан «Март», рисование «Ранняя весна».
Наблюдения на прогулке, рассматривание репродукций художников, чтение стихов о весне, загадок, беседы о весне.
Апрель "Апрель, апрель, звенит капель" Слушание:
«Жаворонок»- муз. М. Глинки, «Апрель», «Подснежник» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)
Пение: «Пришла весна» - муз. З. Левиной, сл. Л. Некрасовой,
-«Ой, бежит ручьем вода!» - укр. народная песня.
- «Скворцы» - муз. Е. Зарицкой, сл. Л. Куклина
Танцевальная импровизация:
«Вальс» муз. Ф. Шуберта. Рассматривание репродукций И. Левитана «Весна – большая вода»,
А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Бродской «Апрель», рисование «Подснежники» (гуашь, подмалевок)
Организация наблюдений в природе. Проведение бесед, чтение загадок, пословиц и поговорок о весне. Разучивание стихотворения «Подснежник» - Е. Серова, выставка детских книг и иллюстраций на весеннюю тематику.
Характерные признаки организации музыкально-литературной гостиной по приобщению детей искусству:
• содружество искусств;
• многообразие художественно-информационного пространства;
• познание через переживание, творчество;
• совместная деятельность взрослых и детей;
• успех, достижения, открытия детей;
• индивидуальность ребенка как ценность.
3-й этап Итоговый (май 2016г.) :
1. Подведение итогов работы (количественная и качественная обработка итогов работы).
2. Анализ проделанной работы.
3. Проведение итогового мероприятия с родителями «Музыкально-литературная гостиная».
11. МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ:
1. Исследовательские методы: изучение и анализ научно-методической литературы, мониторинг.
2. Словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы.
3. Практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём «вхождения в картину», приём точных установок, приём мысленного создания собственной картины по названию.
4. Игровые методы: имитационные игры («Ритмическое эхо», «Где живут звуки?», игры-драматизации («Сочиняем музыкальную сказку», «Музыкальные образы», «Музыкальные события», музыкально-дидактические, развивающие игры («Музыкальная лестница», «Тихо-громко», «Сколько звуков», «Отгадай инструмент», игры-импровизации («Музыкальные вопросы», «Цветные звуки», «Музыкальные портреты», моделирующие игры («Запишем музыку», «Рисуем музыкальный альбом», «Как звучит картина», эффект неожиданности, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, «минутки музыки».
5. Наглядные методы: выставки картин, демонстрация картин, пособий, показ слайдов и т. д.
12. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА :
1. Мониторинг детей по художественно-эстетическому развитию и сравнительный анализ с предыдущим учебным годом.
2. Анкетирование родителей с целью выявления удовлетворенности качества образовательной деятельности дошкольного учреждения.
13. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
«Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» (Д. Дидро). Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи, пластике, театру - вот конкретный путь эстетического воспитания дошкольников. Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки в музыкально-литературной гостиной значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном, социальном и творческом планах. Живая яркая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, углубит представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры. Дети познакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах.
Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:
- интерес детей к классической музыке, изобразительному искусству;
- эмоционально-ценностное отношение к искусству,
- развить вдумчивого восприятия подлинных произведений русского классического искусства;
- умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
- умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
- создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;
- обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Предполагаем, что проект «Рисуем музыку, слушаем живопись» продолжит свою деятельность через :
1. организацию музыкально-литературной гостиной;
2. распространение педагогического опыта на различных уровнях;
3. расширение связей с учреждениями социально-культурного назначения (музеи, библиотеки и т. п.) – совместные творческие проекты.
14. ПРИЛОЖЕНИЕ:
Рисунки детей.
Фото и видео-материалы.
Презентации.