Глушенкова Алена
Проектная деятельность в старшей группе «В мире воды»
▼ Скачать + Заказать документы
в старшей группе «Б»
на тему
«В мире воды»
сроки проведения: с 19 июля по 23 июля
[/h3]
Подготовила: Глушенкова
Алёна Владимировна
Название проекта : «В мире воды»
Возраст детей: 5-6 лет
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели группы, родители
Публикация «Проектная деятельность в старшей группе „В мире воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Длительность проекта : краткосрочный
Цель проекта :
1. Обогащение знаний детей о воде, как о природном
объекте, формирование понимания необходимости беречь воду.
Задачи проекта :
1. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека);
2. Формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, принимает форму сосуда; не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем);
3. Познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное);
4. Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);
5. Развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
6. Развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;
7. Способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, словесные, дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора (рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, приметы о воде и водных источниках);
8. Воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;
Прогнозируемые результаты реализации проекта :
• Дети будут иметь достаточное представление о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, научатся бережному отношению к воде.
• У детей появятся новые умения и навыки при проведении экспериментов и опытов с водой, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.
• У детей разовьется познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности.
• Активизируется и обогатиться речь, за счет слов: «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.»; дети научатся вступать в активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми в процессе общения, при проведении опытов и экспериментов.
• Повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.
Актуальность:
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться
ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает
различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные
возможности познавать мир и себя в нем. Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и пище. Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая.
Её используют для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным природным богатством, она незаменима. Основными идеями проекта являются : развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности. Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный.
Цель: педагогическое моделирование: изучение теоретических основ
проблемы, Составление плана проекта.
Методы и приё мы:
1. Опрос. Что вы знаете о воде? Где встречается вода в окружающем мире? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам? Какие свойства и качества воды вы знаете? Давайте вместе с вами проведем несколько опытов, исследуем воду и узнаем, какая бывает вода. Как выдумаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь?
2. Беседы: «Вода, вода – кругом вода», «Для чего нужна вода?», «Какие ты свойства воды знаешь?».
3. Планирование проектной деятельности по теме «Волшебная вода»
4. Опираясь на методическую литературу; подбор методической и художественной литературы;
5. Подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;
6. Составление плана взаимодействия с детьми;
2 этап. Реализация проекта
Цель: педагогическое проектирование дальнейшая разработка и доведение ее до практического использования.
Дата Содержание деятельности Участники
Понедельник
Утро (совместная деятельность) :
• Беседа «Вода – источник жизни»
• Чтение рассказа «Жила-была река»
• Д/и «Какой бывает вода», «Опиши»
• П/и «Ручеек»
II-пол. дня:
• Речь с движениями «На речке»
• Д/и «Хорошо-плохо»
• Чтение стихотворения «Кто знает, откуда берется вода?»
Вторник
Утро (совместная деятельность) :
• Беседа: «Какие источники воды ты знаешь?»
• Загадки о воде
• Д/и «Хорошо-плохо», «Подскажи словечко»
• Рисование. «Рисование на воде Эбру»
II-пол. дня:
• Разучивание пословиц и поговорок о воде
• Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?»
• Чтение художественной
литературы: А. Барто «Девочка чумазая»
Среда
Утро (совместная деятельность) :
• Беседа «Что было бы, если бы на земле исчезла вода?»
• Проблемная ситуация «Что случилось с речкой? Что нужно делать, чтобы речка оставалась чистой?»
• Чтение стихотворения «Что такое вода?»
• П/и «Ходит капелька по кругу»
• Эксперимент «Определение трех состояний воды (жидкое, твердое, газообразное)»
• Лепка. «Веселая капелька»
II-пол. дня:
• Д/и «Три состояния воды», «Где снежинку нам искать?»
• Игра –забава с водой «Поймай пузырь на
ладошку»
Четверг
Утро (совместная деятельность) :
• Чтение рассказа Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели».
• Д/и «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?»
• Народные приметы о воде
• Аппликация «Веселая тучка»
• Проведение опытов: «Вода прозрачная», «Вода без запаха», «Вкус воды».
II-пол. дня:
• Проблемная ситуация «Какие правила нарушили дети?»
• Д/и «Где снежинку нам искать?», «Три состояния воды»
• П/и «Ручеек», «Ходит капелька по кругу»
• «Пословицы и поговорки о воде»
Пятница
Утро (совместная деятельность) :
• П/и «Рыболов»
• Чтение стихотворения «Берегите воду»
• Рассматривание плаката «Круговорот воды в природе»
• Презентация «Родственные слова семейки «ВОДА»
• : опыты с водой (познавательное развитие) «Определение свойств воды»
•Коллективная аппликация. «Лягушка на болоте»
II-пол. дня:
• Разучивание индивидуальных стихотворений, пословиц и поговорок о воде
• П/и «Ручеек», «Ходит капелька по кругу»
• Д/и «Кому нужна вода?»
Взаимодействие с родителями
Консультации : «Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников», «Опыты, которые можно провести дома».
3 этап. Заключительный
Продолжать расширять знания детей о воде, ее свойствах и ее
роли для окружающего мира; развивать у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.
Список использованной литературы:
1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.
2. Вахрушев А. А. Мир и человек. – М. : Дрофа, 1998.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
4. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-lepke-kapelka.html
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. : Творческий Центр. 2003.
6. https://zvetnoe.ru/club/poleznye-stati/risovanie-na-vode-ebru/
7. О. А. Скорлупова "Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода» 2005г.