Пруцких Ирина
Проектный метод в ознакомлении детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод в ознакомлении детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения
Пруцких И. С.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая : каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Публикация «Проектный метод в ознакомлении детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения» размещена в разделах
Педагогическое проектирование возникает в ответ на социальный заказ образованию и осуществляется на основе педагогического предвидения и прогнозирования, служит процессом и результатом разработки научно обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социально-педагогических объектов или их состояний в плане решения определенных социально-педагогических задач.
Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.
Изучение Правил дорожного движения следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов. Только при систематическом изучении правил, использовании новых форм пропаганды Правил дорожного движения, взаимодействии органов образования, здравоохранения и Государственной инспекции Безопасности дорожного движения можно решить проблему детского травматизма.
Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с Правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.
Данная работа ведётся в соответствии с планом, который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители.
Основным направлением работы является работа с детьми при условии эффективного взаимодействия с родителями.
Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Изображая дома, дорогу, дети рисовали пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Дошкольники с большим интересом занимаются продуктивной деятельностью: с удовольствием участвуют в изготовлении атрибутов, макетов улиц, домов, совместно с воспитателем, родителями делают машины, деревья, дорожные знаки, а потом используют их в своих играх. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми подготовительной группы большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве
В процессе игровой деятельности у детей, с одной стороны, закрепляются полученные знания, умения и навыки, а с другой – углубляется потребность в познании нового, совместных действиях и переживаниях, расширяется кругозор. Практика показала, что детям нравится моделирование ситуаций на макетах. Полученные знания детей закрепляются во всех видах детской деятельности.
Дети оживляются, когда им предлагают погулять по улице. Они внимательно следят за движением машин. Им доступны понятия: общественный и личный транспорт. Младшие учатся называть виды общественного транспорта, отмечая особенности некоторого из них. Старшие могут рассказать о назначении пожарных машин, дежурных машин милиции. Взрослый обращает внимание всех на машину скорой помощи, молоковозы, закрытые фургоны. Дети могут закреплять в памяти цвет легковых машин. У жилого дома в ряд стоят легковые автомобили. Можно остановиться и развернуть беседу об устройстве легкового автомобиля: сколько колес, почему сзади прикреплено пятое, сколько фар и зачем они, сколько дверей. Если у грузовика — кузов, то у легковой — салон с ремнями безопасности. Многие начинают показывать, где они сидят в своей машине, рассказывать, кто ведет машину, куда ездят всей семьей.
В следующий раз можно уточнить: колеса передние и задние, фары тоже, стекла лобовое и боковые. Вместе с детьми можно припомнить, сколько колес у любой машины, у взрослого и детского велосипедов, у мотоцикла.
К детскому саду подъезжают крытые фургоны. Очень интересно обойти его и посмотреть, как выгружают разнообразные продукты. Педагог: Одни фургоны привозят хлеб, булки — сразу вкусно пахнет! Другие — молоко, кефир. В некоторых мешки с овощами, ящики с фруктами. Фургоны так и называются: хлебный, овощной. Можно спросить у детей, почему у грузовика открытый кузов, а у фургона закрытый.
Интересно и познавательно проходят целевые прогулки к перекрестку со светофором. Взрослый показывает объясняет, для чего светофор, что обозначают каждый его цветовой сигнал, зеленые стрелки, знаки на пешеходном переходе, белые широкие полосы поперек дороги. Идет первоначальное обучение правилам дорожного движения. Дети внимательно следят, как двигается транспорт у светофора, отмечают, что все выполняют правила, иначе случится беда. Вслед за зелеными стрелками старшие дети разводят руками влево и вправо : Поезжай налево! Поворачивай направо!
Вечером родители могут продолжить объяснения. Дети внимательно следят, как машины сообщают друг другу, кто из них поворачивает или собирается остановиться возле тротуара. В сумерках это отчетливо видно.
А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.
Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.
В соответствии с ФГТ родители являются основными заказчиками образовательного процесса, и поэтому уделяется большое внимание работе с родителями: проводятся собрания и круглые столы с целью ознакомления родителей с планом работы дошкольного образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Театрализованные представления превращают каждое мероприятие по ПДД в сказку, игру, путешествие, поиск.
Одной из форм ознакомления детей с произведениями по ПДД стало проведение литературных калейдоскопов, где участники читали стихи, отгадывали загадки, решали кроссворды и ребусы с использованием мультимедийного сопровождения.
Проведенная работа показала, что создание оптимальных условий применения подобранного материала и мероприятий, представленных в данном проекте, позволяет находить новые пути и методы ознакомления детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения.
Литература:
1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.
2. Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным Образовательным учреждением. 2008. №3
3. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице : Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
Пруцких Ирина Сергеевна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №69 «Ладушки», г. Старый Оскол, Белгородской области, Россия.