МААМ-картинки

Профессиональная компетентность и профессионализм учителя-логопеда

Эльвира Гарипова
Профессиональная компетентность и профессионализм учителя-логопеда

На сегодняшний день развитие самообразование претерпевает различные изменения, обусловленные потребностями общества. Современный подход в подготовке специалистов характеризуется изменением системы их обучения и сменой направления, позволяющим специалистам быть более гибкими, соответствовать запросам работодателей и быть более успешными в дальнейшей жизни. В современных условиях востребованы более квалифицированные работники сегодня остро встает вопрос конкурентоспособности, профессиональной успешности и профессиональной пригодности.

Публикация «Профессиональная компетентность и профессионализм учителя-логопеда» размещена в разделах

С. А. Дружилов определяет понятие «профессионализм», как особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разных условиях. В этом понятии отражается такая степень овладения человеческой структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

В модели профессионализма учителя-логопеда С. А. Игнатьева выделяет следующие компетентности :

1. Методическая – понимание научно-теоретических основ профессии, целостное видение коррекционно-образовательных процессов и тенденций.

2. Инструментальная – владение дифференцированными логопедическими технологиями, методами и средствами профилактики, коррекции и устранения речевых нарушений у детей, подростков и взрослых.

3. Интегральная - умение сочетать теорию и практику логопедии.

4. Коммуникативная – умение осуществлять компетентное и продуктивное педагогическое общение.

5. Адаптивная – способность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Одним из главных направлений модернизации системы образования является достижение нового качества дошкольного, общего и профессионального образования. Достижение этого качества возможно только при условии полностью сформированной устной и письменной речи у обучающихся. А в условиях, когда отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы, что почти всегда проявляется в той или иной степени нарушенным развитием и в том числе и в речевом развитии, соответственно неуклонно увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи на всех этапах развития и обучения.

Поэтому требования к логопеду повышается. Необходимо четко диагностировать нарушения речевого развития и подобрать необходимую и адекватную методику коррекционно-педагогической работы для каждого возраста.

Профессиональные компетенции учителя-логопеда делятся на две группы

1. Общепрофессиональные – общепедагогические, необходимые педагогам всех направлений: коммуникативная, методологическая, компьютерная, инструментальная, адаптивная и др.

2. Профессионально-специализированные – специфические, характерные для логопедической практике:

- диагностическая – умение, изучив речевые, коммуникативные, моторные навыки ребенка и проанализировав данные беседы, анкеты, медицинских карт и заключения других специалистов, вынести точное речевое заключение, позволяющее правильно построить логопедическую работу.

- инструментальная – подбор приемов и методов коррекции, диагностики профилактики речевых нарушений, требует владения дифференцированным логопедическим массажем, способами постановки звуков и т. д.

- маршрутная – позволяет выстроить маршрут комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения человека с несовершенствами речевого развитие, которое часто сочетается с различными отклонениями в развитии, что предполагает знание специфики всех этих трудностей.

- коммуникативная – подразумевает общение с большим кругом участников коррекционно-педагогического процесса: дети, имеющие особенности психофизического развития, их родители, смежные специалисты и руководящие работники.

- компьютерная – владение офисными программами и Интернетом, также активное использование их в коррекционно-развивающем процессе.

Компетентностный подход в подготовке специалистов лежит в основе разрабатываемых стандартов третьего поколения. Четкое представление о структуре профессионализма учителя- логопеда позволит повысить качество его профессиональной подготовки.

Литература: Волкова Л. С. – Логопедия; Феличева Т. Б., Чевелева Н. А. ,Чиркина Т. В. «Основы логопедии»; Лапп Е. А., Фролова Н. Г. «Современный логопедический урок»

Публикации по теме:

Полезные ссылки «Электронные библиотеки» Самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической.

Методическое сопровождение введения ФГОС в ДОУ МБДОУ Асекеевский детский сад №1, воспитатель Харазова Г. К. Методическое сопровождение введения ФГОС ДО Утвержденный приказом Минобрнауки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональная компетентность и профессионализм учителя-логопеда
Опубликовано: 21 ноября 2014 в 09:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД