Папки-передвижки

Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте

Кристина Дворянчикова
Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте

Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте

У взрослого человека процессы чтения и письма автоматизированы. У ребенка же на начальном этапе чтение состоит из зрительного восприятия слова, различения и узнавания букв, соотнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания и припоминания прочитанного. А процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и, наконец, воспроизведение с помощью руки зрительного образа буквы.

Публикация «Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Часто у детей возникают различные проблемы, связанные с освоением письменной речи. Проблемы нарушений письма и чтения – одни из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение являются средством дальнейшего получения знаний учащимися.

Дисграфия – это частичные трудности в овладении письмом.

Дислексия – это частичное нарушение формирования навыка чтения.

Распространенные ошибки при чтении :

- вставка в слова добавочных звуков,

пропуск отдельных букв и слогов,

замена слов одного другим,

перестановка букв, слогов,

повторение слов,

добавление слов,

пропуск слов.

Ошибки на письме :

ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, пишет так, как произносит, например, «сапка» вместо шапка, путает буквы, соответствующие фонетически близким звукам (например, Б-П; В-Ф; С-Ш; З-Ж; Ч-Щ; Ч-ТЬ; Р-Л, Й-ЛЬ; О-У, Ё–Ю и т. д., пишет «тубло» вместо «дупло», может неверно обозначать мягкость согласных на письме : «писмо», «лубит», «больит» и т. д. ;

ребенок пропускает нужные буквы, пишет несколько слов слитно;

пропускает буквы и слоги, например, «кандаши» (карандаши, «снк» (санки);

переставляет местами буквы и (или) слоги, например, «довр» (двор);

не дописывает слова, например, «кузнечи» (кузнечики);

вставляет лишние буквы в слове, например, «ноябарь» (ноябрь);

слитно пишет предлоги, раздельно — приставки («настоле», «на ступила») и т. д. ;

пишет аграмматично, т. е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).

Как же помочь ребенку овладеть навыками чтения и письма?

Конечно же, прежде всего, необходимо исправить звукопроизношение. Дети часто не могут правильно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответствующей ему буквой.

Очень важны игры для развития навыка звукового анализа слова

«Какой первый звук в слове?»

«Какой последний звук в слове?»

«Сколько звуков в слове?»

«Где спрятался звук?» (в начале, середине, конце слова)«Цепочка слов»

«Подбери слова со звуком …» и т. п.

Чтобы совершенствовать стилистику речи ребенка, а также грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ним, обращать внимание на окончания слов, предлагать ему варианты слов для выбора, стимулируя развитие языкового чутья.

Подготовкой к правильному письму служит развитие пространственно-временных представлений ребенка: справа-слева, наверху-внизу, ориентация во временах года, времени

Публикации по теме:

Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы»Аппликация в старшем дошкольном возрасте «Букет для мамы» Программное содержание: учить детей создавать несложную композицию: располагать на букете цветы; закреплять приемы вырезания и наклеивания,.

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрастеКонструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Военные патриотические игры в старшем дошкольном возрасте Военные патриотические игры в старшем дошкольном возрасте Дошкольное детство – это период, в котором формируется духовно-нравственные основы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика нарушений чтения и письма в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 19:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД