Папки-передвижки

Профилактика синдрома психологического выгорания

Евгения Богатова
Профилактика синдрома психологического выгорания

Редкая профессия сравнится с профессией педагога по тем эмоцио-нальным нагрузкам, которые ежедневно, ежесекундно испытывает ее носитель.

Вам знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость, такое ощущение, что, что-то сломалось внутри: вчера еще любимая работа, сегодня не радует, а раздражает, раздражение готово перелиться через край. Но взрослый человек продолжает свою работу, невзирая на сидящую в голове мысль, когда же все это закончится, и я уйду домой. Но дома Вам ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими людьми. Вы бесцельно слоняетесь по дому или валяетесь на диване, бессмысленно уставившись в экран телевизора. Такое психическое состояние названо психологами синдромом «эмоционального сгорания».

Публикация «Профилактика синдрома психологического выгорания» размещена в разделах

Синдром профессионального выгорания самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов всех, чья деятельность невозможна без общения (профессии типа «человек-человек»).

Профессиональное «выгорание» это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное «выгорание» возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность «выгорания» состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла».

Как показывают исследования специалистов, самой уязвимой в этом отношении является профессия педагога, так как она по своей природе эмоциогенна. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность один из наиболее деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности. Большинство педагогов чувствительно реагируют на неуспехи своих учеников как на свои неуспехи, на неумение построить взаимоотношения со своими подопечными. К этому добавляется перегрузки на работе которые не могут не сказаться и на личной жизни специалистов, воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Все это делает труд педагога чрезвычайно психоэмоционально напряженным.

Факторы, способствующие возникновению СЭВ:

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов.

Поэтому, основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:

• предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка;

• отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;

• недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное;

• невозможность влиять на принятие важных решений;

• необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым, улыбчивым);

• работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психоподоподобным поведением);

• отсутствие каких – либо интересов вне работы;

• переживание несправедливости;

• неудовлетворенность работой.

Признаки СЭВ:

1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительное, ни отрицательное.

3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой. Формируется низкая самооценка, чувство вины и депрессия.

Что делать?

Можно сменить профессию, а можно постараться скорректировать появление синдрома.

А своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Выход следующий: Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!

Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

По словам американского ученого Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме, начинают вырабатываться разрушительные токсины и в результате этого вы, начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете».

Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью.

Так гласит древняя восточная мудрость: «Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов».

Современный педагог должен уметь эффективно «сбрасывать» напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение с воспитанниками и коллегами по работе.

Для профилактики синдрома эмоционального выгорания эффективно использовать следующие приё мы антистрессовой защиты:

1) Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: для этого сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: оно спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие.

2) Потягивание. Универсальное упражнение. Сложите руки «замком» перед собой и хорошенько потянитесь. Бодрость духа обеспечена. Улыбнитесь.

3) Ароматерапия.

4) Улыбка передает нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат чувство радости или расслабления. Попробуйте улыбнуться и удержать улыбку 1015 секунд. А если вы не уверены в себе, то постоянно делайте вид уверенного человека. Если вы горбитесь выпрямитесь, контролируйте свой голос, чтобы он не дрожал. Вы можете говорить себе: «Я должен быть уверенным в себе. Я буду выглядеть уверенным в себе человеком».

5) Творчество. Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, конструируйте и т. п.

6) Рефрейминг (слово «рефрейминг» происходит от английского слова «фрейм» (рамка, так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации) :

Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг, т. е. постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

7) Способ, связанный с использованием образов:

Чтобы использовать образы для саморегуляции:

– Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, это ваши ресурсные ситуации.

– Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

1) зрительные образы события ( что вы видите: облака, цветы, лес);

2) слуховые образы ( какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

3) ощущения в теле ( что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

При ощущении напряженности, усталости вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций; проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения.

8) Самоодобрение. Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

9) Спорт, физические упражнения.

10) Отвлечение:

•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

•Обращайте внимание на мельчайшие детали.

11) Снижение значимости событий. Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

«не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», и т. п. ;

«нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;

«кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».

12) Деятельность. Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•пробегитесь;

•побейте мяч или подушку и т. п.

13) Выражение эмоций. Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. Изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса. Попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите.

Для человека важно не только физическое, но и психологическое, эмоциональное здоровье.

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.

В целях профилактики СЭВ следует соблюдать следующие правила:

Заботьтесь о своем здоровье.

Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.

Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой.

Проще относитесь к конфликтам на работе.

Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.

Не забывайте о том, что не только ваши воспитанники, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите вашего здоровья.

Публикации по теме:

Семинар «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов» Конспект семинара-тренинга «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов» Цель: Профилактика синдрома.

Арт-терапевтический тренинг для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Веер перемен» Данный тренинг является заключительным мероприятием Недели психологии «Кухня ресурсов», посвященной синдрому эмоционального выгорания педагогов.

Конспект тренинга для педагогов «Профилактика психоэмоционального выгорания» Занятие №1 Цель: создание в группе педагогов спокойной атмосферы и мотивации к дальнейшей работе. Содержание занятия: Упражнение «Наши ожидания».

Методические рекомендации для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе это понятие появилось.

Методическое объединение «Профилактика эмоционального выгорания» Первый этап: «Спонтанный рассказ» проблемной ситуации. Воспитатель находился на отработке в группе, которая раньше была его, т. е. она знала.

Секреты психологического здоровья. «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» (для педагогов) Упражнение. Продолжить фразу «Сегодня замечательный день, потому что….». Психологическое здоровье человека. Сегодняшняя тема, бесспорно,.

Синдром эмоционального выгорания СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ. КАК БЫТЬ?» Сгорание – это синдром эмоционального истощения и снижения.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» С педагогическим коллективом детского сада был проведен тренинг. Цель тренинга: Профилактика психологического здоровья педагогов. Содержание.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания, снятия напряжения» ТРЕНИНГ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ" (ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ) Цель: снятие мышечного и эмоционального.

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов. Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристики; познакомить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика синдрома психологического выгорания
Опубликовано: 27 декабря 2015 в 18:58
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД